Питомец заменяет ребенка: почему люди выбирают домашних животных, а не детей
Пару десятков лет назад люди уделяли особое внимание созданию семьи. Девушки переживали, если долго не могли найти мужа, а друзья, встречаясь на улице, хвастались фотографиями своих детей. Сегодня ракурс изменился: карьера, независимость, саморазвитие и успех встали на первое место, а детские лица на снимках сменили верные домашние питомцы.
Выбор поколения
Миллениалы вкладывают много сил и денег, приобретая для своих питомцев буквально все: от удобных диванов и разнообразных угощений, до мини-гардероба для собак и кошек с комбинезонами на все случаи жизни. Судя по тому, как мы заботимся о том, чтобы жизнь питомца была комфортной, а внешний вид — стильным, теперь маленькие пушистые комочки — настоящие и полноправные члены семьи.
По данным Бюро переписи населения США за последние несколько лет количество женатых пар, у которых нет детей по тем или иным причинам, увеличилось. В 1970 году дети были у 40% пар, к 2012 году показатель опустился до 20%. Конечно, данные не учитывают детей, которые растут в гражданском браке, однако перемены в отношении людей к отцовству и материнству ясны: семья и ее понятие меняются.
Американское бюро статистики выяснило, что в период с 2007 по 2011 год бездетные пары тратили больше средств на домашних питомцев, чем обычная семья тратит на своего ребенка. Так, молодые люди с большей вероятностью заведут питомца, чем станут родителями. Эта ситуация соответственно подпитывает зоопромышленность, которая с 1996-го года возросла в три раза.
Опрос 8000 представителей поколения Х и бэби-бумеров, проведенный фирмами Qualtrics и Accel, обнаружил, что 27% участников не хотят иметь домашних животных, 44% категорически не хотят иметь детей, а остальные сомневаются в своем выборе. Хотя в исследовании и говорится, что тенденция связана с тем, что участники хотят сохранить свою независимость, в реальности все сложнее.
Верность, одиночество и забота
Когда дело доходит до детей, многие впадают в панику перед новой жизнью, ответственностью и финансовыми затратами. Собака или кошка — в некотором смысле тот же ребенок, с которым можно наладить особую духовную связь. Животные помогают справиться с тревогой и одиночеством.
Домашний питомец — это верный друг, который всегда готов «выслушать», частично понять и никогда не предаст. С его помощью пары восполняют некую нехватку в общении. Ласка и позитивный настрой маленького комочка, который всегда ждет дома, способны снизить уровень стресса, полученного на работе и в социуме. Виляющий хвост и забавная походка в конце тяжелого дня — лучшая терапия.
Кроме того, забота о ком-то, любовь и отдача приносят удовольствие. И некоторые пары, чтобы удовлетворить эту потребность и проявить нерастраченное внимание заводят именно питомца, а не ребенка, поскольку считают, что справиться и обеспечить жизнь первому намного легче, чем маленькому человеку. Все эти факторы играют большую роль в том, почему мы заводим животных, однако Quatrics и Accel отметили, что главные причины, по которым миллениалы предпочитают собак и кошек, а не детей, связаны не с банальным отсутствием желания или финансов, а с беспокойством о том, что до тех пор, пока малыш не достигнет подросткового возраста, он всячески будет ограничивать здоровый и активный образ жизни. Животные не требуют тех жертв, которые необходимы для воспитания маленького человека. Конечно, им также требуется уход и прогулки, но их можно оставить дома, пока пара идет на работу или на встречу с друзьями, и не переживать о том, что произойдет что-то плохое, конечно, если предварительно спрятать провода, которые можно легко разгрызть. Оставить ребенка, который не может сам о себе позаботиться, нельзя. Это стремление к свободе может быть основополагающим в осознанном отказе от детей и принятии философии чайлдфри.
Не стоит сравнивать чувства к питомцам и детям. Воспитание последних, на самом деле, не тоже самое, что уход за домашним животным. В конце концов, домашние животные могут быть в некотором роде репетицией будущего родительства, а в других случаях, этот выбор может иметь более глубокие причины, по которой миллениалы предпочитают заводить котят, а не детей.
Антропоморфизм и замещение
Некоторым парам советуют завести питомца, чтобы потренироваться. Это довольно распространенный стереотип, который частично верен. Уход за цветами, птицами, собаками имеет определенные сходства с заботой о дочери или сыне.
Кроме того, это явление подтвердили специалисты в области психологии, назвав его антропоморфизмом, что означает перенесение образа и свойств человека как на животных, так и на неодушевленные предметы или любые абстрактные понятия. Эта особенность — важное условие для плотной эмоциональной связи между хозяевами и питомцами. Шведский психиатр Торкеллсон выяснил, что 98% людей полностью доверяют пушистым друзьям свои тайны и переживания, даже самые личные и интимные. 60% — обсуждают с ними трудности на работе или романтической жизни, 48% опрошенных воспринимают их как некий эмоциональный авторитет. Практически все хозяева уверены, что питомцы остро чувствуют настроение и понимают, когда человек счастлив или грустит, перенимая состояние и поведение. На самом деле, эти факторы можно соотнести с тем, что чувствует ребенок в процессе взаимодействия и сближения с матерью или отцом.
В поиске причин, почему замужние пары современности предпочитают заводить именно животных, важно учитывать фактор «структурного замещения». Это относится к страху того, что как только ребенок вырастет, он покинет семейное гнездо. Эми Блэкстоун, профессор социологии из Мэнского университета и автор книги «Без детей по собственному выбору» долгое время занималась исследованием тех пар, которые осознанно выбрали питомца, а не ребенка. Многие из опрашиваемых смотрят на них, как на собственных детей. Специалист говорит:
«Один из самых поразительных примеров, что я вспоминаю: мужчина, которого я интервьюировала, бросил работу, потому что узнал от ветеринара, что его собака умирает. Он хотел провести с любимым животным последние недели его жизни»
В английском языке есть такой термин — «fur baby». Дословно он означает пушистого младенца, живущего в бездетной семье. Однако идея такого замещения имеет неоднозначную оценку в обществе и иногда подвергается осуждению. В конце концов, для некоторых подарить свое внимание и заботу питомцу действительно является выходом, например, в том случае, если у пары нет физиологической возможности завести ребенка.