Люди

Ребенок-аутист, медведь и трупы: как я стал спасателем-добровольцем

Шаганэ Даниелян Шаганэ Даниелян
Как спускать трупы с гор, что бывает, если встретить в лесу медведя, и зачем бить товарища карабином по каске — спасатель честно рассказывает о своей работе.
Мы уже рассказывали о том, чем могут закончиться неосторожность и безрассудство. В минуты опасности на помощь нам приходят не только сотрудники МЧС, но и те, чье сердце отзывается на чужую беду безвозмездно. Мы побеседовали с Давидом Черновым, спасателем-добровольцем из РОССОЮЗСПАС: он рассказал нам о том, как хобби превратилось в дело всей жизни.

Из хобби — в профессию

Мне было 11. У нас в школе был кружок юных спасателей от МЧС, нас там обучали оказанию первой помощи и проводили горную подготовку: мы альпинизмом занимались, в горы ходили. Все началось с этого. После школы я продолжил учебу в колледже, тогда же вступил и в «Российский союз спасателей». Сформировалась команда — мы всегда вместе. Нас обучали спасать людей. Ввиду особенности нашей республики, а именно того, что кругом горы, у нас была и альпинистская подготовка, которая требовала массы усилий для выполнения задач. Попробуйте на носилках спустить пострадавшего со скалы — это чудовищно сложно.

После обучения по программе мне повезло попасть в учебно-методический центр МЧС, где я стал аттестованным спасателем, оттуда и попал в РОССОЮЗСПАС. Если раньше все это было просто хобби, то сейчас более серьезно: регулярные занятия, учебные сборы, выезды на дежурство во время массовых мероприятий, командировки, где приобретаешь новые знакомства и братьев по духу.

Страшно бывает всем, мы не исключение

В 2018 нам нужно было найти пятилетнего ребенка с аутистическим расстройством в лесах. Условия поиска осложнялись несколькими факторами: во-первых, он молчал, не кричал, а во-вторых, был очень сильный ветер. Дело в том, что добровольцев привлекают в крайней необходимости, нам долго не давали «добро» на выход. Никто из группы МЧС не хотел брать за нас ответственность. Но в итоге после обеда нас привезли к месту поиска, мы разбились по квадратам, искали до позднего вечера. Не дошли до ребенка буквально 200 метров — поступила команда из-за темноты вернуть нас домой. К счастью, ребенка нашли живым и вернули родителям. Работники МЧС более адаптированы ко всему, что происходит, особенно эмоционально. А для нас это всегда трудно. Мы очень переживали за кроху, давило и то, что родители в панике. Это действительно сложно.

Расскажу еще один случай. Мы были на восхождении на гору Хицан в Цейском ущелье, разбились на 2 группы. Одна вернулась днем — раньше, а на следующий день, когда пришла вторая группа, поступил вызов о том, что 2 альпиниста попали под камнепад, необходима помощь.

Мы только-только вернулись с горы, и тут же пришлось подниматься  обратно по соседней ветке ущелья. К сожалению, тогда мы не смогли помочь: два альпиниста, мужчина и женщина, погибли. Наиболее серьезные спасательные работы — по спуску тел погибших. Движение по горам само по себе тяжелое, но вдвойне — когда еще и с телами. Передвигаешься по «сыпучке», камни размером с кулак, и они постоянно осыпаются, из-под ног вылетают, а ты тащишь на себе рюкзак, снаряжение, тела погибших или пострадавших. Трудно и морально, и физически.

У нас есть база в Цейском ущелье — учебно-тренировочный центр, в который все наши добровольцы съезжаются. Бывают какие-то обязательные сборы, мы приезжаем и тренируемся. И по возможности прибываем на помощь тем, кто попал в беду. На базе есть все необходимое, это большой учебный центр. Часто бывает, что мы ближе дежурных спасателей, тогда мы выдвигаемся на первую помощь.

Ночь в лесу и медведь

В основном, конечно, мы занимаемся пропагандой безопасности жизнедеятельности. Ходим по садикам, школам, колледжам, университетам и рассказываем, как в определенной ситуации себя вести, как оказывать помощь при таком-то виде ранения, кровотечении, вывихе — что угодно. Показываем, обучаем на манекенах, на статистах. Занимаемся этим очень активно. За год обучаем около трех тысяч людей. Лично мне это направление очень нравится, я квалифицированный инструктор по оказанию первой помощи. Все спасатели у нас аттестованные, они проходят обучение в учебном центре МЧС России.

Считаю это одним из важнейших направлений работы, потому что навыкам оказания первой помощи должен быть обучен каждый, по моему мнению. Никто ни от чего не застрахован.

Мы также занимаемся психологической подготовкой, потому что спасатель должен быть стрессоустойчивым. Один из последних этапов обучения — выход в горы или в лес с ночевкой. Это важно, потому что часто человек в ночное время, находясь в лесу, чувствует себя очень некомфортно — ему что-то мерещится, слышится. Так отсеивается часть людей. Во время таких выходов ведутся лекции по выживанию. Рассказывают, что делать, например, если у тебя нет воды: где ее раздобыть, как поставить ловушку и из чего ее можно сделать, оговаривается набор инструментов, вещей, которые ты должен при себе иметь, обсуждается возможность встречи диких животных.

Помню, со мной такое случалось: ночью зимой мы отрабатывали ночные поисково-спасательные работы и наткнулись на медведя. Я с товарищем вышел за калитку, поднимаю фонарь и вижу: два огромных шара светятся. А глаза еще не поймали фокус в темноте. Но через пару секунд я разглядел стоящего на лапах крупного медведя, мы запустили ракетницу и дали деру оттуда.

В повседневной жизни наши ребята не сидят сложа руки. Если кому-то станет плохо на улице, они обязательно подойдут и помогут — для этого мы всем этим и занимаемся. Часто оказывают помощь на улице, но они скромные, и даже я о многом не знаю, они не делятся. Сделал дело — и сделал. Именно таким, как я считаю, должен быть спасатель.

У нас появилась прекрасная традиция совсем недавно. При поздравлении с днем рождения мы надеваем альпинистскую каску на виновника торжества и бьем по ней карабинами (несильно, мозги нам нужны).

За столько лет работы мы сколотили сильную и дружную команду спасателей, способную выполнять огромное количество задач. Мы обучили тысячи детей и взрослых оказанию первой помощи пострадавшим, сотни детей научились лазить по скалам, мы активно реализуем наши идеи и проекты.