Романтики с железной дороги: кто такие хобо
Если ты внезапно оказался на улице, то знаешь, что делать, мы тебе подсказали. Но если тебя в этой ситуации смущает само слово «бомж» или не устраивает их образ жизни, то можешь попробовать переквалифицироваться в бродягу-хобо. Эта статья о мечтателях, путешественниках, но все-таки бездомных.
На дороге в поисках новой жизни
У слова hobo нет одного главного источника происхождения. Есть несколько версий, откуда это определение влилось в обиход. По двум самым распространенным, это либо наемный рабочий, который трудился на сельскохозяйственных угодьях (hoe-boy), либо сокращенное название бездомных (homeless boy).
Определение же у этого термина более четкое: бездомный бродяга. В английском языке для тех, кого у нас обычно называют бомжами, есть три дефиниции, различающие их по образу жизни:
- tramp — бездомный, изредка зарабатывающий на жизнь в случае крайней необходимости (к слову, мультфильм «Леди и бродяга» в оригинале — «Lady and the Trump»);
- bum — бомж-бездельник;
- и, наконец, hobo — бомж-бродяга, путешествующий по стране в поисках средств на проживание.
Впервые этот подвид бездомных появился в конце 19 века, когда солдаты, участвующие в Гражданской войне на территории США, по окончании военных действий отправились на поездах бродяжничать по стране в поисках работы или новой жизни. Не поспоришь, что после войны неизбежно количество бездомных будет увеличиваться, как и после больших кризисов. Поэтому Великая депрессия 1930-х годов дала толчок культуре бродяжничества, неожиданно сделав ее культовой.
Кроме романтики большой дороги и того чувства свободы, которое ты получаешь, потеряв все, хобо сталкивались со многими опасностями такого существования, ведь они, естественно, путешествовали не в пассажирских вагонах, а в грузовых составах, в которые им посчастливилось незаметно пробраться. Если их навыки стелса были недостаточно прокачаны, то железнодорожники могли в лучшем случае прогнать незаконного пассажира, а в худшем — в прямом смысле отбить желание путешествовать бесплатно и налегке. К тому же условия были сопряжены с риском падения из вагона, возможностью потерять конечности под колесами или попросту замерзнуть насмерть в грузовом отсеке.
Обычаи и навыки
Наверняка были случаи, когда попутчики не ладили в общем вагоне и конфликты приводили к ощутимому ущербу для одной из сторон, но в целом представители этой субкультуры старались помогать друг другу, ведь проблемы у них одного характера. Поэтому в среде хобо был распространен свой язык символов. В местах, где уже ступала нога хобо, другие бродяги находили нацарапанные знаки на столбах, домах и других местах, где это могли заметить новые путники. В этих символах можно было найти информацию о находящемся в городе враче или недолюбливающей бродяг полиции, где можно встретить добрую хозяйку, а где — агрессивную собаку.
Есть у хобо свой этический кодекс, который был принят в 1889 году. Вот несколько внутренних правил американских бродяг:
- не позволяй никому влиять на твою жизнь;
- в городе уважай местные законы и старайся всегда быть джентльменом;
- если нет подходящей работы, зарабатывай своими талантами и ремеслом;
- уважай природу и не оставляй мусор там, где скитаешься;
- не используй в своих интересах людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, и других бродяг;
- помогай сбежавшим детям и старайся уговорить их вернуться домой.
Сейчас путешествовать по стране в поездах стало сложнее, но появилась возможность делать это автостопом, так что культура хобо жива, хоть и в немного измененном виде. Поэтому неудивительно, что в городе Бритт штата Айова ежегодно в каждые вторые выходные августа, начиная с 1900 года, проходит съезд хобо со всей Америки. Здесь открывается настоящий фестиваль, на который съезжаются не только бродяги, но и до 20 тыс. туристов ежегодно. Хобо рассказывают о своем образе жизни, делятся историями из путешествий и демонстрируют свои таланты. В ходе празднования выбираются король и королева хобо.
Из особых умений хобо можно отметить хобо-никель. Это искусство, которое придумали бродяги во время долгих скитаний по просторам Соединенных Штатов Америки. Суть его в том, что умельцы изменяли внешний вид мелких монет, «отчеканивая» на них новые гравюры с помощью подручных средств. Сейчас это стало распространенным искусством: если раньше бродяги изображали простейшие сюжеты из их жизни, то сейчас профессионалы с применением современных инструментов наносят на монеты картины, в том числе с героями современной поп-культуры.
Для хобо даже выпускалось свое печатное издание. В начале 20 века Международная братская благотворительная организация (IBWA) начала издавать газету под названием «Hobo News», у которой был свой лозунг: «О хобо, от хобо и для хобо». Это было 16-страничное издание без рекламы, распространявшееся по цене в 5 центов, которое содержало в основном материалы от самих бродяг: рассказы, путевые заметки, стихи, а также информацию по организации труда, чтобы хобо было проще найти себе заработок.
Хобо в культуре
Хобо оставили ощутимый отпечаток в массовой культуре американцев. Достаточно вспомнить любое произведение о жизни в Америке начала 20 века — и можно наткнуться на упоминание хобо, путешествующих на товарняках, играющих на банджо и разогревающих свой скудный ужин в банке из-под бобов.
Они есть в массовой литературе, их представители числятся даже среди именитых писателей: Чарльз Буковски, Джек Лондон и Джек Керуак испытывали на себе жизнь в подобных условиях, а последний из них написал роман «В дороге» о своих походных приключениях, который стал одной из икон литературы битников.
В кино можно вспомнить фильм «Hobo with a Shotgun» («Бомж с дробовиком»), где Рутгер Хауэр устраивает расправу над несправедливостью, будучи классическим бездомным. Есть и более стандартные сценарии, использующие образ хобо. Например, первая часть фильма о Бобе Дилане «Меня там нет» изображает классическое путешествие в вагоне поезда маленького музыканта в компании бродяг.
Фильм «В диких условиях» показывает нам не вполне удачную, но поучительную историю из жизни современного хобо Кристофера Маккэндлесса.
А уж в классической американской музыкальной культуре кто только не вспоминал старых добрых хобо: тот же Боб Дилан, Том Уэйтс, Джонни Кэш, — все они воспевали дух свободы не только неосязаемыми образами, но и на конкретных примерах, которые зовутся хобо.