Люди

Романтики с железной дороги: кто такие хобо

Антон Подрезов Антон Подрезов
Как культура хобо романтизировала образ жизни бездомных бродяг.

Если ты внезапно оказался на улице, то знаешь, что делать, мы тебе подсказали. Но если тебя в этой ситуации смущает само слово «бомж» или не устраивает их образ жизни, то можешь попробовать переквалифицироваться в бродягу-хобо. Эта статья о мечтателях, путешественниках, но все-таки бездомных.

На дороге в поисках новой жизни


У слова hobo нет одного главного источника происхождения. Есть несколько версий, откуда это определение влилось в обиход. По двум самым распространенным, это либо наемный рабочий, который трудился на сельскохозяйственных угодьях (hoe-boy), либо сокращенное название бездомных (homeless boy).

Определение же у этого термина более четкое: бездомный бродяга. В английском языке для тех, кого у нас обычно называют бомжами, есть три дефиниции, различающие их по образу жизни:

  • tramp — бездомный, изредка зарабатывающий на жизнь в случае крайней необходимости (к слову, мультфильм «Леди и бродяга» в оригинале — «Lady and the Trump»);
  • bum — бомж-бездельник;
  • и, наконец, hobo — бомж-бродяга, путешествующий по стране в поисках средств на проживание.

Впервые этот подвид бездомных появился в конце 19 века, когда солдаты, участвующие в Гражданской войне на территории США, по окончании военных действий отправились на поездах бродяжничать по стране в поисках работы или новой жизни. Не поспоришь, что после войны неизбежно количество бездомных будет увеличиваться, как и после больших кризисов. Поэтому Великая депрессия 1930-х годов дала толчок культуре бродяжничества, неожиданно сделав ее культовой.

Образ hobo неотрывно связан с поездами. Бродяжничать по территории такой большой страны, как США, стало проще с развитием железнодорожной сети. Поэтому бездомные часто запрыгивали в вагоны поездов, движущихся в дальние штаты, и выходили там, где они посчитают нужным, или когда им требовались деньги. Как только они теряли работу или не находили новую из-за бедственного положения в своем штате, бездомные могли использовать эту железнодорожную опцию, чтобы попытать счастье в других краях, но без особой надежды начать новую жизнь, ведь не так просто перестать быть бездомным.

Кроме романтики большой дороги и того чувства свободы, которое ты получаешь, потеряв все, хобо сталкивались со многими опасностями такого существования, ведь они, естественно, путешествовали не в пассажирских вагонах, а в грузовых составах, в которые им посчастливилось незаметно пробраться. Если их навыки стелса были недостаточно прокачаны, то железнодорожники могли в лучшем случае прогнать незаконного пассажира, а в худшем — в прямом смысле отбить желание путешествовать бесплатно и налегке. К тому же условия были сопряжены с риском падения из вагона, возможностью потерять конечности под колесами или попросту замерзнуть насмерть в грузовом отсеке.

Обычаи и навыки


Наверняка были случаи, когда попутчики не ладили в общем вагоне и конфликты приводили к ощутимому ущербу для одной из сторон, но в целом представители этой субкультуры старались помогать друг другу, ведь проблемы у них одного характера. Поэтому в среде хобо был распространен свой язык символов. В местах, где уже ступала нога хобо, другие бродяги находили нацарапанные знаки на столбах, домах и других местах, где это могли заметить новые путники. В этих символах можно было найти информацию о находящемся в городе враче или недолюбливающей бродяг полиции, где можно встретить добрую хозяйку, а где — агрессивную собаку.

Есть у хобо свой этический кодекс, который был принят в 1889 году. Вот несколько внутренних правил американских бродяг:

  • не позволяй никому влиять на твою жизнь;
  • в городе уважай местные законы и старайся всегда быть джентльменом;
  • если нет подходящей работы, зарабатывай своими талантами и ремеслом;
  • уважай природу и не оставляй мусор там, где скитаешься;
  • не используй в своих интересах людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, и других бродяг;
  • помогай сбежавшим детям и старайся уговорить их вернуться домой.

Сейчас путешествовать по стране в поездах стало сложнее, но появилась возможность делать это автостопом, так что культура хобо жива, хоть и в немного измененном виде. Поэтому неудивительно, что в городе Бритт штата Айова ежегодно в каждые вторые выходные августа, начиная с 1900 года, проходит съезд хобо со всей Америки. Здесь открывается настоящий фестиваль, на который съезжаются не только бродяги, но и до 20 тыс. туристов ежегодно. Хобо рассказывают о своем образе жизни, делятся историями из путешествий и демонстрируют свои таланты. В ходе празднования выбираются король и королева хобо.

Из особых умений хобо можно отметить хобо-никель. Это искусство, которое придумали бродяги во время долгих скитаний по просторам Соединенных Штатов Америки. Суть его в том, что умельцы изменяли внешний вид мелких монет, «отчеканивая» на них новые гравюры с помощью подручных средств. Сейчас это стало распространенным искусством: если раньше бродяги изображали простейшие сюжеты из их жизни, то сейчас профессионалы с применением современных инструментов наносят на монеты картины, в том числе с героями современной поп-культуры.

Для хобо даже выпускалось свое печатное издание. В начале 20 века Международная братская благотворительная организация (IBWA) начала издавать газету под названием «Hobo News», у которой был свой лозунг: «О хобо, от хобо и для хобо». Это было 16-страничное издание без рекламы, распространявшееся по цене в 5 центов, которое содержало в основном материалы от самих бродяг: рассказы, путевые заметки, стихи, а также информацию по организации труда, чтобы хобо было проще найти себе заработок.

Хобо в культуре

Хобо оставили ощутимый отпечаток в массовой культуре американцев. Достаточно вспомнить любое произведение о жизни в Америке начала 20 века — и можно наткнуться на упоминание хобо, путешествующих на товарняках, играющих на банджо и разогревающих свой скудный ужин в банке из-под бобов.

Они есть в массовой литературе, их представители числятся даже среди именитых писателей: Чарльз Буковски, Джек Лондон и Джек Керуак испытывали на себе жизнь в подобных условиях, а последний из них написал роман «В дороге» о своих походных приключениях, который стал одной из икон литературы битников.

В кино можно вспомнить фильм «Hobo with a Shotgun» («Бомж с дробовиком»), где Рутгер Хауэр устраивает расправу над несправедливостью, будучи классическим бездомным. Есть и более стандартные сценарии, использующие образ хобо. Например, первая часть фильма о Бобе Дилане «Меня там нет» изображает классическое путешествие в вагоне поезда маленького музыканта в компании бродяг.

Фильм «В диких условиях» показывает нам не вполне удачную, но поучительную историю из жизни современного хобо Кристофера Маккэндлесса.

А уж в классической американской музыкальной культуре кто только не вспоминал старых добрых хобо: тот же Боб Дилан, Том Уэйтс, Джонни Кэш, — все они воспевали дух свободы не только неосязаемыми образами, но и на конкретных примерах, которые зовутся хобо.

Загрузить еще