Русский фут-фетишизм
Некоторые полагают, что всё началось со сцены, в которой герой Тарантино мило заглатывает изящнейшую ступню Сальмы Хайек. Увы, всё это достаточно вторично.
«У Грушеньки, шельмы, есть такой один изгиб тела, он и на ножке у ней отразился, даже в пальчике-мизинчике на левой ножке отозвался…» Ну-с, господа фут-фетишисты, кто автор этого изящнейшего пассажа?! Фёдор Михайлович Достоевский. Это на Западе любители женских ног пускают слюни хоть на алый педикюр, хоть на копыта, по-фрейдовски пытаясь превратить конечность в фаллос. А герой великой русской литературы напряжённо вглядывается в ступни возлюбленной, узрев в них и золотую пропорцию, и тютчевский Космос… Вот он каков, настоящий фут-фетишист!
«…Наталия Пушкина, // заклинаю, ступни обвив: // не убий, не убий любви!». Может, секса в Союзе и не было, но фут-фетишизм партия не отменяла, и Семён Кирсанов, пресытившись ногами окружающих красавиц, пускается в фут-фетишизм оккультного, можно сказать, характера. Выбор сделан был неплохой. У Гончаровой с ногами всё было в порядке, ибо Александр Сергеевич был тот ещё любитель ножек:
… В заветных иногда мечтах
Держу я счастливое стремя
И ножку чувствую в руках…
"Ножка в руках! Ми-ми-ми!" — говорили, надо полагать, подруги Гончаровой, восхищаясь изысканностью смуглого поэта. А тот продолжал фантазировать:
…Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнёте вешние цветы?..
Если Пушкин любил смотреть, как девицы бродят босыми по росистой траве, то Гумилёв, заявляя о своём фетишизме, акмеистически предвосхищает песню о том, как певец Маркин был "готов целовать песок, по которому ты ходила":
… Волшебница, я не случайно
К следам ступней твоих приник…
Неверный муж Ахматовой был охотником, африканистом, волевым человеком, он вглядывался в след женщины, как опытный лесник в следы росомахи на снегу. Но он не видел того, что смог заметить Всеволод Рождественский: прекрасная женская ступня — на вес золота:
И оставь в песке напечатленье
Золотой девической ступни!..
Рождественский не собирается целовать следы, он импрессионист: он сладострастно воссоздаёт сам образ ступни!
Не эстет, но балагур, поэт первой половины ХХ века Н.М.Олейников радостно делится с миром своим фут-фетишизмом:
Хороши твои лодыжки,
И ступни, и шенкеля,
Твои ножки ― шалунишки,
Твои пятки ― штемпеля.
В принципе, фут-фетишизм, как и любой девиантный изыск, рано или поздно опустошает личность. В России это поняли ещё сто лет тому назад. Символист Валерий Брюсов утомлённо и обессиленно воскликнул в знаменитом стихотворении-одностишии:
О, закрой свои бледные ноги!
Брюсов, мудрый и хитрый символист, понимал, что болезненная страсть к ногам ни к чему хорошему не приведёт.
Действительно, кого-то фетишизм привёл к увлечению тантрическим (мирозданческим!) сексом:
…И двойники — небесный и земной —
Соприкоснулись влажными ступнями…
(М.Волошин)
А кого-то — к банальному садизму:
…Бархатных ковров полезней —
Гвозди — молодым ступням…
(М.Цветаева)
Не впасть в эзотерическую ересь русскому фут-фетишизму помогла революция и последовавший за ней новый этап социалистического "ноголюбия" (как сказали бы славянофилы):
…Я люблю телесный твой избыток,
От бровей широких и сердитых
До ступни, до ноготков люблю…
(П.Васильев)
Некоторые советские поэты продолжали "пушкинскую" линию:
…Там, милый след оставив на песке,
Проходят ваши лёгкие ступни.
(К.Симонов)
Иные, не потеряв связи с Серебряным веком, грешили блоковскими прозрениями:
…вижу ясно — под её ступнёю
Райские наметились следы.
(Н.Асеев)
Порой в фут-фетишизме подозревали опасную магическую практику:
…не смотрят на ступни
Сих статуй старожилы…
(С.Кирсанов)
Как бы там ни было, а у русского фут-фетишизма богатейшая история. Русский фут-фетишизм знал взлёты и падения, переживал восторги и страдал от гонений.
И кто ж мы будем, если об этом забудем?..