Священники в TikTok и христианский Tinder: как и зачем РПЦ покоряет интернет
За последние 10 лет религиозные организации освоили интернет настолько хорошо, что создали свои проекты, которые притягивают верующих единомышленников со всего мира. Что такое «Батюшка онлайн», зачем представители РПЦ используют «Тик-Ток» и помогают ли репосты привлекать новых прихожан в стены храма? Мы нашли ответы на эти вопросы и даже пообщались с популярными в интернете священниками.
В поисках новых прихожан
Церковь давно не оставляет попыток освоить цифровой мир. Каждый ребенок нулевых косвенно знаком с этими экспериментами: помнишь, как воскресным утром ты шел к телевизору, чтобы посмотреть диснеевские мультики, а вместо них шли «Беседы с батюшкой»? Примерно в эти же годы на отечественном телевидении появляется телеканал «Спас», куда чуть позже переберутся все православные программы российского телевидения. «Спас», к слову, выстрелил не только среди верующих — продюсеры канала смогли привлечь к просмотру и агностиков с помощью передачи «Не верю», где лицом к лицу сталкиваются матерые атеисты и набожные церковники. Недавно, кстати, в эфире появился человек-мем Евгений Понасенков.
Но даже интересный и провокационный контент не способен привлечь к ТВ молодежь, которой давно не интересна эта площадка. Искать новый контингент РПЦ стала в интернете, в 2011 году был запущен масштабный проект «Батюшка онлайн». Его основная цель — консультирование людей по вопросам религии. Выглядит это в основном так: во время прямого эфира на YouTube священник читает вопросы о религии и отвечает на них. То же самое происходит и в соцсетях — в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». Ко всему прочему, существует сайт, посещаемость которого — порядка 30 тысяч пользователей в сутки. Однако следует отметить, что в основном это те же зрители телеканала «Спас». Поэтому священники ищут другие пути достучаться до молодежи. Недавно, например, они начали осваивать «Тик-Ток», куда записывают забавные, серьезные, а иногда психоделические ролики на тему религии.
Отец Святослав — священник из TikTok
Отцу Святославу 42 года, он живет в Благовещенске и служит в местной церкви. Недавно он стал снимать видео в «Тик-Ток», на его аккаунт подписано более 9 тысяч человек. Мы пообщались с ним и узнали о его пути к видеоблогингу, хейтерах и отношении коллег к увлечению социальными сетями.
Расскажите о том, как к вам пришла идея завести свой собственный блог и в столь необычной форме рассказывать о православии. Как отреагировали ваши соратники и коллеги?
Дело в том, что я пришел в Церковь через журналистику. А поскольку бывших журналистов не бывает, то я перманентно страдал синдромом «беременных мыслей». У меня появилась жизненная потребность делиться мнением о том, что меня волнует, возмущает, трогает. В начале нулевых писал по разным форумам. Но серьезно началось с 2009 года, когда я стал вести блог на платформе «Живого журнала». Потом плавно перетек в другие соцсети. Года три назад почувствовал, что вырос из текстового формата, поэтому решил попробовать себя в видеоблогинге. Тем более, по мнению специалистов, за видеоформатом — будущее.
Главная цель — показать людям, как работает мысль православного человека. Ведь вокруг православия столько стереотипов и небылиц. Поэтому включил весь свой творческий потенциал, чтобы доступными средствами это сделать.
Со стороны коллег по сану была и критика, но в основном конструктивная. Мне давали дельные советы и другие священники-видеоблогеры, а я стараюсь все учитывать.
@pres.svyatoslav
Кто ваша основная аудитория? Как молодежь реагирует на ваши ролики?
Основная аудитория на YouTube — это мужчины, которых 70% от всех приходящих на канал, в возрасте от 25 до 45 лет. Молодежного контента у меня немного: это лайфхаки, разбор музыки, реакции на клипы и прочее. В целом можно сказать, что молодежь воспринимает адекватно. Особенно вижу это по аккаунту в «Тик-Токе», хотя там у меня несколько иной формат видеороликов.
Много ли тех, кто отзывается о ваших роликах негативно? Как вы на это реагируете?
Негатив, конечно, бывает, но я реагирую только на тех, кому хочется получить ответ. Ведь немало тех, кто пришел просто оскорбить. Иногда заводишь с таковыми разговор, а им по теме и сказать-то нечего. Неконструктивный негатив стараюсь не замечать. А смысл тратить время и нервы?
Появились и хейтеры. Некоторых адекватных троллей даже удается переубедить. А совсем неадекватных, которые матерятся, оскорбляют, — просто игнорирую. Они меня нисколько не обижают. Стал совершенно спокойно к ним относиться.
Много людей к вам обращаются за помощью? И за какой?
В сети к священникам нередко обращаются люди с просьбами, и я не исключение. Зачастую спрашивают совета. 70-80% таких вопросов — по делам семейным: как помириться с супругом, охладела любовь друг к другу, как перезагрузить отношения, как найти общий язык с сыном или дочерью и так далее.
На ваш взгляд, совместимы ли интернет и институт церкви?
На мой субъективный взгляд, интернет делает священников более доступными людям. И это уже хорошо. Потому что священник в храме зачастую один на десятки или даже сотни прихожан, а в сети он всегда онлайн и готов на тет-а-тет.
Как вы считаете, насколько эффективна та работа, которую вы проделываете в соцсетях?
Сложно оценить работу, которая ведется духовенством в соцсетях. Потому что ты не можешь отследить судьбу того или иного человека. Но бывает, что люди благодарят за совет, помощь, поддержку. Реальную картину эффективности видит только Бог.
Христианский Tinder и православная соцсеть
Но популярные соцсети и видеохостинги не потолок для православной деятельности в интернете. Не так давно христианские организации по всему миру стали думать над тем, как запустить собственное приложение для знакомств. Подобные попытки производились еще и в начале десятых годов, когда в ВК и «Одноклассниках» создавали группы с названиями вроде «Христианские знакомства» и так далее. Но активности в таких пабликах не было.
Ситуация изменилась в 2018 году, когда программисты из Украины разработали Tinder для христиан — «Эден». Сегодня сервисом пользуются более 20 тысяч человек, среди которых православные, католики протестанты и так далее. Нужную конфессию пользователь выбирает при регистрации. Реальных шансов найти пару в «Эдене» не так много, но пообщаться на тему религии (если ты сюда за этим пришел) можно. Многие, к слову, задаются вопросом: «Зачем верующим пользоваться такими приложениями?» В правилах многих подобных сообществ прописано, что они созданы не для поиска секса, а для строительства семьи. И действительно, если почитать анкеты в этом приложении, то почти все они будут сопровождаться фразой «Ищу мужа/жену для крепкого православного брака».
В общем, разработчикам есть над чем подумать. Они могут взять пример с иудейских или мусульманских проектов, где удачно реализовали все преимущества приложений для знакомств. JSwipe, созданный для одиноких евреев, выглядит не хуже Tinder, поэтому им пользуются уже более 4 миллионов человек. На данный момент православным проектам в интернете есть куда стремиться.
А как ты относишься к религиозной деятельности в интернете?