Люди

Священники в TikTok и христианский Tinder: как и зачем РПЦ покоряет интернет

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Мы посидели в православном аналоге ВК и поговорили с отцом Святославом, который ведет TikTok, — все это, чтобы понять, зачем РПЦ ищет адептов в интернете.

За последние 10 лет религиозные организации освоили интернет настолько хорошо, что создали свои проекты, которые притягивают верующих единомышленников со всего мира. Что такое «Батюшка онлайн», зачем представители РПЦ используют «Тик-Ток» и помогают ли репосты привлекать новых прихожан в стены храма? Мы нашли ответы на эти вопросы и даже пообщались с популярными в интернете священниками.

В поисках новых прихожан


Церковь давно не оставляет попыток освоить цифровой мир. Каждый ребенок нулевых косвенно знаком с этими экспериментами: помнишь, как воскресным утром ты шел к телевизору, чтобы посмотреть диснеевские мультики, а вместо них шли «Беседы с батюшкой»? Примерно в эти же годы на отечественном телевидении появляется телеканал «Спас», куда чуть позже переберутся все православные программы российского телевидения. «Спас», к слову, выстрелил не только среди верующих — продюсеры канала смогли привлечь к просмотру и агностиков с помощью передачи «Не верю», где лицом к лицу сталкиваются матерые атеисты и набожные церковники. Недавно, кстати, в эфире появился человек-мем Евгений Понасенков.

Но даже интересный и провокационный контент не способен привлечь к ТВ молодежь, которой давно не интересна эта площадка. Искать новый контингент РПЦ стала в интернете, в 2011 году был запущен масштабный проект «Батюшка онлайн». Его основная цель — консультирование людей по вопросам религии. Выглядит это в основном так: во время прямого эфира на YouTube священник читает вопросы о религии и отвечает на них. То же самое происходит и в соцсетях — в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». Ко всему прочему, существует сайт, посещаемость которого — порядка 30 тысяч пользователей в сутки. Однако следует отметить, что в основном это те же зрители телеканала «Спас». Поэтому священники ищут другие пути достучаться до молодежи. Недавно, например, они начали осваивать «Тик-Ток», куда записывают забавные, серьезные, а иногда психоделические ролики на тему религии.

Отец Святослав — священник из TikTok

Отцу Святославу 42 года, он живет в Благовещенске и служит в местной церкви. Недавно он стал снимать видео в «Тик-Ток», на его аккаунт подписано более 9 тысяч человек. Мы пообщались с ним и узнали о его пути к видеоблогингу, хейтерах и отношении коллег к увлечению социальными сетями.

Расскажите о том, как к вам пришла идея завести свой собственный блог и в столь необычной форме рассказывать о православии. Как отреагировали ваши соратники и коллеги?

Дело в том, что я пришел в Церковь через журналистику. А поскольку бывших журналистов не бывает, то я перманентно страдал синдромом «беременных мыслей». У меня появилась жизненная потребность делиться мнением о том, что меня волнует, возмущает, трогает. В начале нулевых писал по разным форумам. Но серьезно началось с 2009 года, когда я стал вести блог на платформе «Живого журнала». Потом плавно перетек в другие соцсети. Года три назад почувствовал, что вырос из текстового формата, поэтому решил попробовать себя в видеоблогинге. Тем более, по мнению специалистов, за видеоформатом — будущее.

Главная цель — показать людям, как работает мысль православного человека. Ведь вокруг православия столько стереотипов и небылиц. Поэтому включил весь свой творческий потенциал, чтобы доступными средствами это сделать.

Со стороны коллег по сану была и критика, но в основном конструктивная. Мне давали дельные советы и другие священники-видеоблогеры, а я стараюсь все учитывать.

@pres.svyatoslav

♬ Roses (Imanbek Remix) — SAINt JHN

Кто ваша основная аудитория? Как молодежь реагирует на ваши ролики?

Основная аудитория на YouTube — это мужчины, которых 70% от всех приходящих на канал, в возрасте от 25 до 45 лет. Молодежного контента у меня немного: это лайфхаки, разбор музыки, реакции на клипы и прочее. В целом можно сказать, что молодежь воспринимает адекватно. Особенно вижу это по аккаунту в «Тик-Токе», хотя там у меня несколько иной формат видеороликов.

Много ли тех, кто отзывается о ваших роликах негативно? Как вы на это реагируете?

Негатив, конечно, бывает, но я реагирую только на тех, кому хочется получить ответ. Ведь немало тех, кто пришел просто оскорбить. Иногда заводишь с таковыми разговор, а им по теме и сказать-то нечего. Неконструктивный негатив стараюсь не замечать. А смысл тратить время и нервы?

Появились и хейтеры. Некоторых адекватных троллей даже удается переубедить. А совсем неадекватных, которые матерятся, оскорбляют, — просто игнорирую. Они меня нисколько не обижают. Стал совершенно спокойно к ним относиться.

Много людей к вам обращаются за помощью? И за какой?

В сети к священникам нередко обращаются люди с просьбами, и я не исключение. Зачастую спрашивают совета. 70-80% таких вопросов — по делам семейным: как помириться с супругом, охладела любовь друг к другу, как перезагрузить отношения, как найти общий язык с сыном или дочерью и так далее.

На ваш взгляд, совместимы ли интернет и институт церкви?

На мой субъективный взгляд, интернет делает священников более доступными людям. И это уже хорошо. Потому что священник в храме зачастую один на десятки или даже сотни прихожан, а в сети он всегда онлайн и готов на тет-а-тет.

Как вы считаете, насколько эффективна та работа, которую вы проделываете в соцсетях?

Сложно оценить работу, которая ведется духовенством в соцсетях. Потому что ты не можешь отследить судьбу того или иного человека. Но бывает, что люди благодарят за совет, помощь, поддержку. Реальную картину эффективности видит только Бог.

Христианский Tinder и православная соцсеть


Но популярные соцсети и видеохостинги не потолок для православной деятельности в интернете. Не так давно христианские организации по всему миру стали думать над тем, как запустить собственное приложение для знакомств. Подобные попытки производились еще и в начале десятых годов, когда в ВК и «Одноклассниках» создавали группы с названиями вроде «Христианские знакомства» и так далее. Но активности в таких пабликах не было.

Ситуация изменилась в 2018 году, когда программисты из Украины разработали Tinder для христиан — «Эден». Сегодня сервисом пользуются более 20 тысяч человек, среди которых православные, католики протестанты и так далее. Нужную конфессию пользователь выбирает при регистрации. Реальных шансов найти пару в «Эдене» не так много, но пообщаться на тему религии (если ты сюда за этим пришел) можно. Многие, к слову, задаются вопросом: «Зачем верующим пользоваться такими приложениями?» В правилах многих подобных сообществ прописано, что они созданы не для поиска секса, а для строительства семьи. И действительно, если почитать анкеты в этом приложении, то почти все они будут сопровождаться фразой «Ищу мужа/жену для крепкого православного брака».

В России существует отдельная соцсеть для православных — «Елицы», созданная по благословению патриарха. Здесь может зарегистрироваться любой верующий, чтобы найти единомышленников. Сайт модерируется священниками, пользователи в любой момент могут задать интересующий вопрос отцу и получить от него ответ. Плюс проекта в том, что он объединяет людей по интересам, но минусов у соцсети гораздо больше, например, жутко неудобная механика, дизайн на уровне форума середины нулевых. А еще на аватарке у каждого третьего пользователя икона, что затрудняет процесс общения.

В общем, разработчикам есть над чем подумать. Они могут взять пример с иудейских или мусульманских проектов, где удачно реализовали все преимущества приложений для знакомств. JSwipe, созданный для одиноких евреев, выглядит не хуже Tinder, поэтому им пользуются уже более 4 миллионов человек. На данный момент православным проектам в интернете есть куда стремиться.

А как ты относишься к религиозной деятельности в интернете?

Загрузить еще