Люди

Утомленные Левиафаном

Екатерина Плёткина Екатерина Плёткина

4 млн просмотров до выхода фильма в российский прокат и 1 млн рублей собрано на официальном сайте от тех, кто видел пиратскую копию в интернете.

Первый уикенд после официального выхода «Левиафан» — третье место и 735 тысяч долларов. Сегодня общие кассовые сборы картины по России чуть больше 1 млн. долларов. Для фестивального кино хорошо.

Что это? Грамотная pr-компания в духе времени от опытного продюсера Роднянского или безупречная работа талантливого режиссёра Звягинцева? Думается, неотвратимость встречи одного с другим в нужное время, в нужном месте и называется Кинематографом с большой буквы.

Некогда эстетствующий, обращаясь к элитарной аудитории в «Возвращении» (Венецианский кинофестиваль), а позже в том же тоне в «Изгнании» (Каннский кинофестиваль), Андрей Звягинцев выходит на широкую публику с «Еленой» (показ по каналу «Россия» вскоре после премьеры в кинотеатрах) и, наконец, в массы — на Оскар со своим «Левиафаном».

В «Левиафане» масштаб экранных пространства и времени действительно расширяется. Мы видим не просто конкретный город, а страну. Государство? Многомерную Россию, состоящую из нескольких слоёв.

Снимая слой за слоем фильма, можно докопаться и до преисподней, а дальше ассоциативный ряд ограничивается только образованностью и самоцензурой смотрящего.

Дискуссия, которую вызвал в обществе фильм Андрея Звягинцева, перешла активную фазу еще до выхода картины в российский прокат, сразу после выдвижения на Оскар. Так что зрители, уже изрядно утомленные «Левиафаном», прожевали за завтраком новость о невручении самой престижной кинопремии мира и к обеду забыли.

Даром, что в последний раз российскому фильму киноакадемики отдавали награду ровно 20 лет назад, в 1995 году. И в «Утомленные солнцем» (режиссер Никита Михалков) человеческая судьба попадает в жернова огромной машины под названием «Советское государство». Но, одно дело при новой власти снимать про старую и совсем другое делать, так называемое, актуальное кино. Говоря о «Левиафане» словами его же героя, рассудительного Степаныча (Сергей Бачурски): «Нет, так сказать, исторического зазора».

Загрузить еще