“Ничего не хочу и ничего не получается”: как соотносятся инфантилизм и синдром выученной беспомощности
«Ничего не хочу и ничего не получается» — фраза, которую чаще произносят дети и подростки, но иногда ее можно услышать и от взрослых. Нередко она бывает связана с рядом естественных психологических феноменов.
В современном мире высоко ценится заточенность на успех, а вот в инфантильность и выученную беспомощность входит ряд критериев, которые никак не помогут добиться в жизни чего-то большего. Так что же такое инфантилизм и связан ли он с выученной беспомощностью? Ответ ищи в новой статье Royal Cheese.
Что такое инфантилизм
Инфантилизм — это не болезнь и не отклонение в прямом смысле. Мы можем говорить о том, что инфантилизм — это определенный набор черт характера, которые присущи больше ребенку, но могут проявляться и у взрослого человека.
Интересно, что инфантилизм может сохраняться вплоть до старческого возраста или, наоборот, быть приобретенным ввиду ряда дегенеративных изменений. Такой старческий инфантилизм может сопровождаться, например, синдромом Диогена, деменцией и прочими попутными заболеваниями.
Это довольно частая история — впадение в детство в связи с болезнью и старостью. Подробный материал о том, что такое синдром Диогена и зачем люди начинают собирать ненужные вещи, читай здесь.
Теория Мартина Селигмана
Под выученной беспомощностью понимается ситуация, в которой человек не находит выход даже при наличии нескольких вариантов решения ситуации. При этом люди ощущают подавленность и бессилие.
Впервые о выученной беспомощности заговорил в 1967 году Мартин Селигман при изучении поведения ряда животных. Исследователь выяснил, что собаки, которые подвергаются ударам тока, вообще перестают избегать ударов. Причем у людей наблюдалась схожая реакция.
Таким образом, травмирующее событие может привести к тому, что человек перестает даже пытаться как-либо изменить ситуацию. Наряду с этим самоэффективность и внутренний локус контроля близятся к нулю. К слову, спустя некоторое время исследователь пересмотрел свою теорию и сделал еще один вывод.
Он пришел к тому, что люди с возрастом все же стремятся повлиять на ситуацию и получить новые результаты. Либо даже не пытаются этого делать — и это их выбор.
Иногда выученная беспомощность, инфантилизм, а также вытекающее отсюда непонимание своих желаний и чувств может быть связано с алекситимией. На самом деле этот синдром может быть свойственен вполне себе казалось бы взрослым и ответственным людям. О том, что такое алекситимия, рассказываем подробно в этой статье.
Признаки выученной беспомощности
Среди черт инфантильной личности можно выделить эгоцентризм, капризность, мечтательность, впечатлительность, а также пренебрежение коллективными интересами. Человек с выученной беспомощностью нередко имеет схожие черты.
К тому же, робкость и тревожность, пессимизм, негативные установки и гиперопека вместе могут повлиять на формирование человека, который остается беспомощным, когда по идее он мог бы за себя постоять.
Связь между инфантилизмом и выученной беспомощностью
Как отмечают специалисты, среди симптомов выученной беспомощности — низкая самооценка, разочарование, пассивность, отсутствие усилий. Мы можем сделать вывод, что инфантильность и выученная беспомощность имеют ряд общих черт.
В действительности синдром выученной беспомощности напрямую связан с пассивным и инфантильным поведением взрослых людей. Для того, чтобы преодолеть синдром, необходимо заново научиться замечать собственное влияние на окружающую действительность. В том числе, нужно замечать собственные достижения, отмечать шаги к цели и не обесценивать их.
Причем выученная беспомощность может проявляться не только на личностном, но и на социальном уровне. На личностном уровне человеку кажется, что он бесполезен и вряд ли у него что-то получится для себя. А на социальном он уверен, что никак не сможет помочь или повлиять на окружающих. И та, и другая позиция усложняет путь даже к малейшим достижениям и успехам.
Иногда фраза «ничего не хочу и ничего не получается» может принадлежать людям с диффузной идентичностью. Таким людям бывает сложно в принципе распознавать свои желания и ставить долгосрочные цели. Подробнее о том, что такое диффузная идентичность и почему у людей возникают трудности с самоопределением, читай здесь.
Отсрочка взросления: взрослость — условная ценность
Есть еще одна популярная позиция относительно инфантильности: некоторые психологи сегодня начитают говорить о том, что инфантильные черты на самом деле иметь неплохо. Они считают, что знакомая нам периодизация жизни по возрасту «ребенок — юноша — взрослый» теряет актуальность.
Все дело в изменившемся темпе жизни, подходе к образованию, профессии, браку. Жизнь людей перестала быть предсказуемой, как это еще было 100 лет назад. Сегодня у человека есть больше возможностей, и чтобы ими воспользоваться, нужно оставаться достаточно гибким.
Так, многие ученые считают, что отсрочка взросления — это только ответ на новую реальность. Меняются требования к компетенциям, меняются отношения и появляются новые способы жить — альтернативные модели взрослости, открывающие другие возможности.
«Ничего не хочу и ничего не получается»
А еще инфантилизм может выступать в качестве защитного механизма для преодоления трудностей, как и выученная беспомощность. По этой причине в психологическом сообществе сегодня говорят о том, что инфантильность — это только альтернативный жизненный путь, который не стоит осуждать.
Если же человека беспокоят его черты и он решит, что нуждается в какой-то корректировке, то сможет направить усилия в эту сторону. Благо, что способов для таких изменений уже существует предостаточно.
Читай также: