Психология

Униженные и оскорбленные: как общество влияет на нормы морали в интернете

Антон Подрезов Антон Подрезов
Что такое культурная апроприация, чем опасен hate speech и за что страдают диснеевские мультфильмы.

В интернете стало совсем тяжело общаться: твои слова могут кого-то оскорбить или попасть под категорию фэйк-ньюз. В обоих случаях это может окончиться судом. Но мировые тренды по этой дороге зашли заметно дальше, поэтому многие российские пользователи сталкиваются с новыми понятиями или событиями, которые могут поставить их в тупик или даже навредить профессиональной деятельности.

Как отвечают за слова


Ввести общие правила поведения в интернете достаточно сложно, так как законодательство разных стран предусматривает различное отношение к тем или иным интернет-действиям. Есть определённые общие рекомендации, для нарушения которых, по сути, и существует даркнет — тёмная сторона глобальной сети. Но определённые площадки с большим количеством пользователей могут себе позволить создать свои нормы общения, что прописывается в их правилах сообщества.

На передовой мирового изменения трендов общения оказывается Twitch (Твич). Для тех, кто не в курсе: это видеостриминговая платформа, ориентированная на киберспорт и компьютерные игры, где стримеры демонстрируют прохождения игр или беседуют с пользователями, которые могут при этом общаться между собой в чате. В общем, живые трансляции. При этом сайт находится на 40 месте в рейтинге Alexa (сайт по статистике посещаемости, принадлежащий Amazon), где в первой тройке — Google, Youtube и Tmall. А цифры этой посещаемости тоже внушительные: 15 миллионов уникальных пользователей в день. Разумеется, такой аудиторией нужно как-то управлять, чтобы всё не превратилось в огромный рассадник ненависти и порнографии.

У Твича есть определённые стандартные правила о том, что нельзя стримить на их платформе: здесь нет места порнографии, демонстрации насилия, разжиганию ненависти и некоторым другим стандартным неуместным вещам. В частности, есть пункт про ненарушение местных законодательств, с которым был связан интересный случай с рэпером Снуп Доггом, когда он на одном из стримов был замечен с косяком с марихуаной. Мы, как и модераторы платформы, согласны с тем, что наркотики — это плохо, но рэпер не подвергся никаким санкциям, так как в этот момент находился в Калифорнии, где разрешено рекреационное употребление марихуаны.

Однако с 2019 года правила ужесточились, и под запретом оказались некоторые слова, за неаккуратное использование которых стримеру мог тут же прилететь бан — запрет на дальнейшую трансляцию. Среди всех оскорбительных слов в мире самыми жуткими на этом сайте являются два: «н***р» (оскорбительное обращение к темнокожим) и «п***р» (оскорбительное обращение к геям). При любом использовании этих слов (в любом контексте) стримера будет ждать месячный бан без обсуждения. За это уже поплатились многие российские стримеры, даже с очень большой популярностью на сервисе, в том числе певец Егор Крид, который решил разнообразить свою профессиональную деятельностью стримами по «Counter Strike». В конце статьи мы попробуем разобраться, как это всё выглядит для русского человека, а пока — несколько интересных и нелепых случаев, связанных с таким запретом.

Стример из Нигерии с ником OG ROBx поплатился за своё происхождение. Твич даёт возможность создавать свои смайлики и давать им определённые названия. Один из смайлов этого стримера носил название ogrobNig, где первая часть — отсылала к его имени, а вторая — к стране происхождения (Нигерии), но модераторы не прочитали эту отсылку, и его забанили. Через некоторое время они признали ошибку, но попросили удалить или переименовать смайл.

Слово, которое не понравилось администраторам Твича из предыдущего примера, трансформировалось далее в новую форму. Сразу несколько стримеров по «World of Warcraft» были забанены за упоминание слова «нага» — расы монстров из этой игры. Модераторы сочли, что это завуалированное использование запрещённого слова.

Иногда банят, не только если сам стример употребляет запретные оскорбления, но и когда их используют «гости» трансляции. Достаточно курьёзный случай произошёл с ЛГБТ-стримером PeteyPlastic. Во время его стрима на общественном мероприятии в кадр попала одна из уже забаненных стримерш, которая использовала в его адрес оскорбительную реплику о его ориентации. В результате самого представителя ЛГБТ-сообщества забанили на 40 дней за гомофобию. Что это, если не ирония.

В российском сообществе тоже были свои странные случаи, которые происходили не только после очевидного употребления запрещёнки. Российский стример KarmikKoala использовал на своей трансляции в адрес героя игры слово «спидорак», получившееся от слияния названий двух болезней. В итоге он получил бан за гомофобию, так как в этом слове путём занятной механики словообразования получилась та самая обидная конструкция.

Нередко эта борьба превращается в настоящую охоту на ведьм. В одной из своих трансляций девушка с ником Viperous назвала своего противника ботаном (nerd), вот только не все были уверены, что там было именно это слово, а не неловко использованное оскорбление африканского народа. Итог очевиден: недельный бан.

Новые запретные понятия


Кроме запрещённых слов используются отдельные понятия для объяснения опасного поведения стримеров.

Hate speech, или язык вражды. Так называется поведение с использованием языковых средств, направленное на оскорбление или вызывание ненависти к культурным, религиозным, национальным или другим группам и их ценностям. Против этого выступает и Твич, и Фэйсбук, и Твиттер, а в России всё это может закончиться статьёй, например, об оскорблении чувств верующих или за разжигание межнациональной розни.

Self-harm, или самоповреждение. Действия, которые могут привести к угрозе жизни и здоровья пользователя. Наносить увечья, подвергать жизнь опасности, говорить о самоубийстве и желании причинить себе боль — это всё нельзя, интернет создан для другого. Вот только это может говорить о том, что самому пользователю нужна помощь, а вместо этого — бан.

Деанонимизация. Разглашение личной информации без разрешения владельца. В интернет-пространстве мы не всегда знаем реальные имена блогеров и их место проживания. Скрывать это — разумная мера предосторожности от неадекватных подписчиков и ограничение своей личной жизни. Раскрытие этих данных другими лицами также наказуемо. Например, за это поплатился известный стример Илья Давыдов (он же Мэддисон). В ходе конфликта, связанного с его стримом, он раскрыл настоящие имя и фамилию одного из модераторов Твича и получил за это бан. Параллельно он занимался лёгким разжиганием межнациональной ненависти, так как модератор был украинцем, что тоже повлияло на запрет дальнейшей деятельности на платформе.

Культурная апроприация — новая причина для обиды?

В интернете ты можешь ранить человека не только словами, но и своими действиями, которые тебе кажутся безобидными. Относительно недавно под шквал критики попал такой вид грима, как «black face», когда белые люди вымазывали себе лицо чёрной краской, выделяли губы и изображали темнокожего. Традиции такого косплея возникли ещё в те времена, когда о правах выходцев из Африки никто и не думал. Тогда с таким гримом выступали актёры, которые изображали африканцев, представляя их как невежественных, глупых, человекоподобных животных. Понятно, почему сейчас подобные действия под запретом, даже если кто-то хочет использовать их ради шутки. Память о «black face» не самая добрая. Но культурная апроприация говорит о том, что не только подражание рабским временам вредит современной культуре, но и использование отдельных её элементов.

Весной этого года американская актриса Дита фон Тиз в своём инстаграме репостнула видео российской художницы Светланы Шубиной, где та рисовала Диту в образе укротительницы. Актриса кроме репоста пообещала в дальнейшем посотрудничать с художницей. Но вскоре взяла свои слова обратно, потому что подписчики быстро обвинили Шубину в культурной апроприации за изображение девушки в традиционном индейском наряде в рекламе ювелирных украшений.

Так, культурная апроприация — концепция, осуждающая заимствование элементов других культур с целью их эксплуатации (особенно если это касается национальных меньшинств).

Сейчас большим звёздам (обычным людям в меньшей степени) очень опасно использовать элементы индейской, африканской, азиатской и других культур, если они сами к ней не принадлежат. Под этим условным, но всё же запретом — дреды, национальные наряды, хэллоуинские костюмы Моаны или Покахонтас, индийские бинди (точки на лбу) и восточные кимоно. За проступки такого рода уже получали Джастин Бибер, Кэти Перри, Бейонсе, Кендалл Дженнер и многие другие. Особенно достаётся модным брендам, которые, по мнению критиков, не только неуместно используют образы других культур, но и стремятся на этом заработать.

В этом именно основная претензия к культурной апроприации — эксплуатация. История американской культуры знает множество примеров не очень мягкого отношения к коренным народам Африки и Америки, за что сейчас отдувается общество. И использование символов этих народов сегодня сравнивают с культурным колониализмом: раньше белый человек насильничал над людьми, теперь — над культурой. Само собой, наибольшие волны возмущения вызывают фотографии больших звёзд, которых обвиняют в самой апроприации, попытке заработать на наследии других народов и нежелании с помощью своего влияния на аудиторию менять ситуацию в лучшую сторону.

Для нас понимать такие вещи очень тяжело, хотя некоторые страны ближнего зарубежья тоже негативно отзываются о роли России в их жизни, но термин культурной апроприации всплывает крайне редко, поэтому сложно научиться реагировать на него. К примеру, российский Dj Нина Кравиц получила свою дозу негатива, когда выложила трек с названием «Ghetto Kraviz», а затем — своё фото с косичками. Её быстро обвинили в апроприации, посоветовали удалить это, на что россиянка Кравиц ответила, что «польские евреи были бы удивлены, если бы узнали, что «гетто» принадлежит исключительно африканской культуре». Также она отметила, что косички являются частью многих культур. А российского дизайнера Гошу Рубчинского обвиняли за эксплуатацию бедности, а точнее, образа чава (chav) — британского аналога наших гопников.

Меняя прошлое на благо будущего


Киноцензура в наших фильмах — явление не новое. Воспоминания о том, что какие-то фильмы нам можно было смотреть, а какие-то — нет, остались. Сейчас же все мы ценим свободу слова и самовыражения и представить, что что-то будет удаляться из фильма, особенного западного, трудно. Но на деле новые ценности оказываются важнее отказа от цензуры.

Главной в этой борьбе стала компания Disney. В ноябре они запустили свой стриминговый сервис Disney+ и решили обезопасить зрителей от возмущения при просмотре определённого контента. В таких старых мультфильмах, как «Дамбо», «Леди и бродяга» и «Книга джунглей», перед началом просмотра появляется предупреждение:

«Эта программа показывается в оригинальном виде. Она может содержать устаревшие культурные стереотипы».

При этом не уточняется, какие именно моменты содержат эти оскорбительные особенности, но отдельные сцены этих картин давно критиковались за использование расовых стереотипов, как, например, сцена с чёрными воронами в «Дамбо».

Но не только расовые стереотипы меняют восприятие фильмов. Неизвестно, что именно не понравилось Джорджу Лукасу в сцене из «Новой надежды», когда Хан Соло стреляет в охотника за головами Гридо. Дело в том, что в оригинале Хан Соло сделал первый выстрел, что, возможно, делает Хана не таким уж однозначно положительным героем. В общем, Лукас уже несколько раз переделывал эту сцену, приводя в негодование фанатов саги «Звёздные войны». И к выходу всё того же Disney+ сделал это ещё раз: теперь Хан и Гридо стреляют друг в друга практически одновременно (но второй делает это чуть раньше), только теперь охотник за головами произносит непереводимую фразу, которая, возможно, и стала причиной выстрела.

Предыдущий пример всё-таки связан с какими-то капризами режиссёра, но, может быть, это было попыткой спрятать неоправданный акт насилия. Это просто предположения, а в случае с 36 эпизодом 3 сезона мультсериала «Симпсоны» всё более чем однозначно. Серию под названием «Stark Raving Dad» беспощадный Disney удалил из своего сервиса, очевидно, за то, что одного из героев там озвучивал Майкл Джексон. Определённо после документального фильма «Покидая Неверленд», в котором двое мужчин рассказывали о пережитых ими в детстве сексуальных домогательствах со стороны Джексона, — он заставил многих пересмотреть взгляд на творчество и на сам образ знаменитого певца. И Disney, видимо, решил за своего зрителя, что подобный контент ему только навредит.

Обиды по-русски

Что тут скажешь: нам всё это сейчас очень трудно понять. И нужно ли? В России очень трудно приживаются новые западные понятия, связанные с правами и свободами человека. Расизм, антисемитизм, гомофобия и сексизм определённо имеют место в нашем обществе, но и некоторый прогресс на этом пути тоже присутствует. Хочется сказать, что это хорошо, но даже в этом поддержат меня не все. Да и сами эти понятия для нас очень скользкие. Вкладывает ли русский человек долю расизма, когда называет темнокожего, которого он, возможно, видит первый раз в жизни, н*****м? А есть ли доля гомофобии, если ты соперника в компьютерной игре называешь п*****м?

Переживая эти понятия, нам ещё рано говорить о культурной апроприации, но понимать, что именно обижает другие народы и по какой причине, нужно — и не только чтобы избегать этого, ведь не обязательно вставать на сторону обиженных, чтобы оценить их негодование. Просто культурное богатство мира перестаёт давать одно лишь позитивное многообразие, добавляя к этому и ущемление некоторых из культур. А вставать ли на их защиту или отрицать серьёзность проблемы — дело твоё. Но уж точно вопросы эти не решаются методом взаимных оскорблений, и это касается абсолютно всех. На этот счёт есть цитата, которую приписывают то Платону, то Йэну Макларену:

«Be kind, for everyone you meet is fighting a hard battle.

Будь добр, так как каждый человек, которого ты встретишь, ведёт свою борьбу».

Загрузить еще