Творчество в массы: крупнейшие центры современного искусства в России
Из нашей повседневности потихоньку ушли музеи. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь в культурном плане Россия законсервирована. Вспомни, когда ты последний раз ходил на выставку. Уверен, что тебе не хочется провтыкать полтора часа, не понимая смысла увиденного. Ведь глядя на многие арт-объекты на экране мобильного, ты невольно прокручиваешь фразу: «Н***я не понял, но очень интересно». Мы не посещаем центры современного искусства, потому что боимся потратить впустую время. Однако достойные ЦСИ устроены так, что тебе не придется чесать репу в ожидании озарения. У каждой выставки есть куратор, который объясняет цели и задумки художников. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь с пропагандой творчества, в России развивается культурная среда. Рассказываем о самых значимых центрах современного искусства страны и их создателях.
«Гараж» — успех одного миллиардера
Начнем со столичного «Гаража». Пусть в твоей голове не всплывают образы подворотен. Московский музей только в начале своего пути был андеграундным местом. В 2008 году организаторы заняли старый Бахметьевский автобусный гараж. Кстати, о родоначальниках. Это не история успеха гениальных творцов, здесь все проще: Роман Абрамович вместе с супругой Дарьей Жуковой основали проект и стали его продвигать. Поэтому уже в 2014 году из автобусного парка музей был перевезен в Парк Горького, в бывшее помещение ресторана «Времена года». А в освободившемся гараже, кстати, появилось новое арт-пространство — «Еврейский музей и центр толерантности». Видимо, это место пропитано творческой атмосферой.
У «Гаража» же начались светлые дни. На новой площадке есть кинотеатр, несколько выставочных залов, библиотека. Кураторы не только руководят выставками, но и проводят лекции об экологии и других важных для человечества тенденциях. Допустим, сейчас у них проходит выставка «Грядущий мир: экология как новая политика». В ее рамках в музее размещают свои работы заграничные художники. Их цель — объяснить гостям, что человек — часть экосистемы, а не король пищевой цепочки. Иван Дорн в партнерстве с «Гаражом» записал серию экоманифестов. Его обращения стали не только сильным рычагом воздействия на сознание зрителя, но и отличной рекламой музея для непосвященных.
«Типография»: борьба с невежеством в провинции
Типография — это небольшое арт-пространство в Краснодаре, которое продвигает любовь к искусству в провинции с 2012 года. Представь, насколько сложно делать такую работу, находясь далеко от культурного центра. Для тебя не будет секретом, что провинциальная публика менее искушенная и заинтересованная. Поэтому в местном ЦСИ пошли по пути наименьшего сопротивления: организаторы основали детскую лабораторию. Здесь с малых лет прививают любовь к искусству в игровой форме.
Для продвинутой, но малочисленной зрелой аудитории проводятся масштабные проекты. Самой громкой летней выставкой стала Blocked Content, посвященная свободе информации в жизни человека и за ее пределами. Blocked Content разворачивается в двух измерениях: в пространстве выставочного зала и в дополненной реальности приложения Recycle Group.
Также есть системные мероприятия по поддержанию экологии, допустим, своп-вечеринки. Здесь участники обмениваются вещами, которые не используют. Таким образом кураторы мотивируют людей к осознанному потреблению. Возьми на заметку, ведь многие жители города начали организовывать подобные мероприятия самостоятельно.
Культурный центр расширяется и этим летом запустил много новых проектов. Тебе может показаться, что жизнь ЦСИ безоблачна. Однако в начале августа 2019 года «Типографи» вынужденно переехала из центра Краснодара вглубь города, потому что для команды вдвое повысили арендную ставку. С таким положением трудно мириться, особенно когда не имеешь спонсоров.
MAKARONKA — на смену 16th LINE
Все дальше отправляемся в провинцию. В Ростове-на-Дону тоже борются с невежеством. После закрытия культовой местной арт-галереи 16th LINE главным культурным центром стала MAKARONKA. Это свободное творческое пространство с устоявшейся аудиторией. Галерея 16th LINE занимала место в культурной части города, имела два этажа для выставок. Здесь находились работы Дали и Пикассо. В 2014 году центр закрылся. Но Ростов горевал недолго, а для арт-пространства MAKARONKA настал звездный час. Это — единственное место в Ростове-на-Дону, которое объединило сразу несколько важных культурных направлений: театр, кино, музыку и современное искусство. Здесь тебя может удивить и даже шокировать экспериментальный Театр 18+. Также арт-пространство дает развиваться молодым художникам и предоставляет им мастерские и выставочные площадки. Естественно, ты должен быть талантлив, чтобы привлечь внимание. Также кураторы устраивают мастер-классы и лекции на актуальные для современного человека темы. Это место знакомо тем, кто следит за развитием современного искусства в России.
Театр 18+ возник в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой. Кураторы проекта выбирают нетривиальные работы, так что для тебя опыт в MAKARONKA приятно удивит.
«Ни одна ростовская галерея до сих пор не участвовала в западных арт-ярмарках, мы же пытаемся заявляться практически везде, где позволяют время, финансы и вообще условия участия. На всех ярмарках показываем, кстати, разных художников и разные произведения. При этом ни разу не слышали такой оценки: мол, ну сразу видно — провинциальный город», — заявляет Самойлов.
Тем не менее к успеху 16th LINE еще нужно стремиться. Легендарное пространство все еще чтут олдовые любители современного искусства.
Воронежский центр современного искусства, или глоток творчества в регионе
ВЦСИ — культовое место для Воронежа. Это один из успешнейших культурных центров российских регионов, существующий с 2004 года. В 2013 году группа местных художников получила пространство от администрации города. Однако никакой финансовой помощи организаторы не получают. Все остальные моменты ребята брали на себя сами. В условиях практически полной независимости они проводят лекции, выставки, образовательные программы и кинопоказы. В общем, все те вещи, которые присущи центрам современных искусств. За 6 лет ВЦСИ полюбился творческой части воронежцев, которым подобные площадки необходимы как глоток свежего воздуха.
Кстати, конец у ВЦСИ похожий. Буквально недавно они закрылись. Жизнь любого центра современного искусства в России висит на волоске, поэтому неудивительно, что трудности становятся критическим ударом. Последней выставкой стал проект «Безопасное пространство» о совместном существовании людей в обществе. Потеря центра искусства сильно ударит по культурной среде города:
«ВЦСИ как пространство дало возможность выставлять мне и многим другим художникам некоммерческое искусство, искусство ради искусства, а не ради денег. И в отличие от музейных площадок, в ВЦСИ можно было делать что-то новое, спорное, ещё никем не принятое, а не уже хорошо зарекомендовавшее себя. Многие художники именно в ВЦСИ сделали свои первые выставки», — Евгения Ножкина, резидент ВЦСИ.
«Площадь мира» — крупнейший региональный центр современного искусства
«Площадь мира» — это крупнейший в Сибири музейный центр. Скорее всего, он либо твой ровесник, либо старше тебя — дата основания 1987 год. Его по праву можно считать лучшим региональным музеем современного искусства. Ежегодно его посещают более 400 тысяч человек. Это вдвое меньше, чем у московского «Гаража», при том что «Площадь мира» родом из Красноярска. Изначально это был местный филиал музея имени Ленина. Кстати, это последний из созданных в Союзе музеев Ленина. В общем, история у него богатая.
К современному искусству здесь обратились в 1995 году, когда провели Красноярскую музейную биеннале. С тех пор фестиваль проводится каждые два года. Он направлен на развитие современного искусства не только в регионе, но и в России. Здесь свои работы выставляют художники со всей страны. В основном «Площадь мира» делает упор на творцов, которые уделяют в своих работах большое внимание истории и войне. Однако не нужно путать это с выставкой старых дырявых шлемов времен ВОВ. Здесь художники воссоздают сюрреалистичные картины и подходят к освещению реальных событий творчески. Допустим, сейчас тебя может порадовать выставка «Музей революции», где тебя ждет советская изнанка. Особенно разнообразны выставки во время биеннале.
Будь уверен, что такой масштабный проект не умрет в ближайшее время. Ведь он спонсируется, а недавно его полностью отремонтировали. Внешний вид центра современных искусств отсылает к классическому советскому брутализму на европейский манер.
Центр современного искусства им. Сергея Курёхина — памятник великому троллю
Сложилось так, что Петербург — культурная столица нашей страны, поэтому без представительства из города на Неве не обойтись. В 2004 году здесь появился ЦСИ им. Сергея Курехина. Великого тролля, музыкального таланта и актера. Музей не порочит имя культурного революционера СССР. Основная цель у центра не просветительская, а объединяющая. По факту организаторы ищут таланты и дают им возможность развиваться.
«Основная цель — объединить талантливых представителей современного искусства, выступающих вне рамок мэйнстрима поп-культуры, и предоставить им возможность презентации совместного и индивидуального творчества».
Также кураторы музея работают над популяризацией современного искусства в России. В 2010 году они учредили премию Сергея Курехина с целью расширения рамок влияния. С первой же церемонии стало ясно, что это правильный шаг. Ведь многие талантливые художники проявили активность и были удостоены премии за эти 9 лет, а их работы признаны выдающимися среди членов жюри из области современного искусства. Согласись, что это неплохая мотивация вести работу не в стол.
В России есть место искусству, и нужно вести работу над популяризацией его в массах. Не только с целью культурного просвещения. Современные художники нередко выражают своими работами протесты против устоявшихся правил, которые двигают общество назад. Если мы и дальше не будем обращать внимание на современное творчество, то все понимание об искусстве будет упираться в строчку «На выставке Ван Гога я главный экспонат». Долой невежественное отношение к окружающим нас вещам.