Грех не выпить: как в обществе укоренилась культура пития
Практически любое застолье сопровождается распитием алкоголя. Свадьбу, Новый год и День рождения трудно представить без горячительных напитков. Но почему, собираясь вместе, люди предпочитают выпивать?
Что думает массовая культура
В массовой культуре этот вопрос поднимается нередко. Отличный ответ на него дал каскадер Майк, персонаж фильма Квентина Тарантино «Доказательство смерти». Герой всегда отказывается от алкоголя, а когда у него спрашивают, зачем непьющему человеку тусоваться в баре, он ехидно отвечает:
«Алкоголь в баре — это не более чем смазка для неформального общения».
И действительно, если в твоем бокале будет, скажем, сок, то ничего не поменяется. Ты также будешь сидеть и разговаривать с собеседником, наслаждаться закусками и музыкой. Как сказал каскадер Майк, в баре, помимо алкоголя, много хорошего: например, женщины. Вопрос не в том, что положительного в питейных заведениях, а в том, как влияет на тебя условное пиво.
Ты чувствуешь себя более раскованно, выпив бокал-другой, и отключаешь функцию самоконтроля. Полностью расслабившись, человек общается непринужденнее, как ребенок воспринимает мир и готов обсуждать что угодно только ради самого факта общения. Подобного состояния труднее достичь без той самой «смазки». Многим нужны дополнительные средства, которые погрузят их в атмосферу. В фильмах ты видишь, как друзья обсуждают насущные проблемы, допивая третий бокал пенного, в книгах персонажи ведут оживленные диалоги, потягивая шампанское или вино. Подобные примеры показывают, как создается среда для мерной, тягучей беседы. Волей-неволей мы подражаем происходящему в художественных произведениях. Ты скажешь: в литературу и кино эти сценки перекочевали из реальной жизни — и будешь прав. Но именно так происходит популяризация культуры питья.
Как зарождалась культура пития
Конечно, культура пития вещь не новая: первые тусовки с крепкими напитками были еще в Древнем Китае. У греков вообще существовали свои божества, покровительствующие виноделию. Это говорит о давности культа алкоголя. По всей видимости, люди быстро заметили, что после выпивки их мироощущение меняется. Естественно, этот факт привлек внимание, породив знатоков и фанатов дела. Наши предки искали идеальные вкусовые сочетания, экспериментировали и сформировали традиции пития, основываясь на своем положительном опыте.
Даже сам процесс приготовления алкоголя — целое искусство. Мастера могли часами дискутировать, дегустируя произведенную продукцию. Взять, например, бельгийских монахов, которые варили пиво в аббатствах. Для них это была чуть ли не единственная дозволенная мирская прихоть. Священники варили напиток, совершенствовали рецепт и, конечно, пробовали его. В 13 веке они культивировали хмель и вывели идеальные условия подачи: не теплое пиво летом и не слишком холодное зимой. За сутки монахи выпивали до 5 литров. У пивоваров был свой святой покровитель — Фламандец Арнульф, епископ Суассонский. Именно он рассказал всем, что любители пива менее подвержены эпидемиям. На иконах он изображался погружающим посох в чан. Кстати, провинившихся божьих рабов могли лишить заветного напитка — в качестве наказания за проступок.
Культ пива быстро распространился за пределы аббатств, и сегодня вести беседы за бокалом могут и простые смертные. И дело не в хмелящих качествах, а в атмосфере. Пиво стало своеобразным символом продолжительной беседы. У каждого напитка есть подходящие время и место для подачи. Например, вино обычно пьют тет-а-тет, а текилу нередко разливают во время шумных тусовок. Шампанское стало символом какого-либо торжества: ты точно не увидишь фонтан брызг на поминках, это просто моветон.
Социальное употребление
Влияние культуры пития замечают даже убежденные трезвенники. Если ты придешь в гости, то тебя обязательно спросят: «Что будешь пить»? Откажешься — будут навязывать тот или иной напиток, расписывать его замечательные вкусовые качества. Ты будешь ловить удивленные взгляды, а окружающие не перестанут уговаривать тебя «опрокинуть». Конечно, тебя вряд ли пытаются споить — скорее, люди хотят, чтобы все окружающие были на одной волне. Но такой атмосферы достигнуть трудно, ведь каждый по-разному реагирует на алкоголь.
По мнению Эрика Берна, американского психиатра, личность можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных частей: «родитель», «взрослый» и «ребенок». У каждой из этих частей личности есть особая функция, каждая часть вносит свой вклад в функционирование человека. Когда ты выпиваешь, то тебя первым делом «покидает» родитель, ты ведешь себя раскованно и не стесняешься окружения. Избавившись от «родителей», члены коллектива создают более теплую атмосферу, становится веселее. Это называется социальным употреблением алкоголя, которое по природе своей проблемы не представляет.
Но это уже выход за рамки культуры пития, значение которого каждый понимает по-разному. Для одних это традиции, для других — умение употреблять в разумных пределах и не упиваться до состояния нестояния. Особо придирчивые никогда не станут пить определенное вино с определенными закусками и едой. Например, к изысканным винам всегда подаются простые закуски, а простые вина, наоборот, хорошо сочетаются с изысканными блюдами. Трезвенники считают, что никакой культуры и вовсе нет, а пьющие не умеют раскрываться никак иначе. Право на мнение имеет каждый, главное — не мешать своими убеждениями другим.