Мнения

Жизнь в аренду: как с помощью шеринга притвориться богатым

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Находчивые предприниматели строят бизнес на желании произвести хорошее впечатление на окружающих.

Люди постоянно осваивают новые социальные явления и образ жизни. Сегодня предпочтительно не приобретать имущество, а арендовать его. При этом трат меньше, а ощущения и функционал точно такие же. Однако многие пользуются прокатом, чтобы казаться состоятельнее, чем есть на самом деле. Как россияне берут в аренду лакшери жизнь, — рассказывает Royal Cheese.

Временный гардероб


Сегодня шеринговая экономика набирает популярность. Идея состоит в том, что потребителям намного выгоднее платить за временный доступ к продукту. Все больше людей не хотят владеть вещами, но при этом не желают терять чувство комфорта, поэтому все большей людей используют шеринг. Явление коснулось не только квартир и машин, но и одежду. Ведь периоды кризиса не лучшее время для приобретения статусного гардероба. Считается, что главным толчком была именно аренда вечерних и свадебных платьев. Согласно данным Nielsen, 45% готовы брать в пользование наряды других людей.

Первопроходцем в прокате дизайнерских вещей была американка Дженнифер Хайман. В 2009 году она покупала дорогую одежду, после чего сдавала ее в аренду девушкам дешевле первоначальной цены. Довольно быстро бизнес окупился, а в 2015 году эксперты оценили его в 1 миллиард долларов. Постепенно на рынке появились прокаты костюмов для мужчин. Потом — сумок и обуви, а после и повседневной одежды, но более высокого уровня. За 60 долларов потребитель получал целый комплект одежки, а через неделю за дополнительную сумму его меняли.

В России прокат появился немного позже, поскольку часть населения не отличалась высоким достатком. Некоторые жили в коммуналках и донашивали одежду за родственниками. Так, общие вещи — больная тема для нашего менталитета. Сейчас ситуация с гардеробом и шерингом изменилась. По данным поисковиков только в Москве существуют не менее 22-х пунктов проката и количество все еще продолжает расти. Рентабельность у них гораздо выше, чем у обычных магазинов. Владельцу не нужно беспокоиться об остатках, кроме того, нет привязки к сезонности. Единственное «но» — одежда быстро выходит из моды, поэтому закупщикам приходится достаточно часто обновлять арсенал.

Шоу-рум Moussa Project сестер Виктории и Елены Мусса — одна из самых первых и успешных точек проката. В начале 2000-х девушки жили и работали в Нью-Йорке, там уже долгое время были популярны шоу-румы, где стилисты проводили съемки самых обычных девушек, но в дорогих нарядах. Тогда в России брендовая одежда была в дефиците, так, они решили привезти ее на родину и частично облегчить жизнь гражданам. В их коллекции есть наряды, обувь, аксессуары и даже бижутерия от Dolce&Gabbana, Chanel, Vera Wang и других мировых домов моды. Аренда на несколько дней стоит 10-20% от рыночной цены.

Сервисы позволяют потребителям почувствовать себя увереннее на мероприятиях, встречах с друзьями или же сделать модные фотки в люксовой одежде для личного профиля.

Иллюзия любви и внимания


На одежде история не заканчивается. Несколько лет назад российские пользователи «Инстаграм» познакомились с необычным предложением для женщин: взять в аренду большой букет роз, пакет из ЦУМа, дорогое ювелирное украшение. Создатель аккаунта Роман Зарипов сказал, что это был просто эксперимент. Он хотел посмотреть, заинтересуются ли девушки этой услугой. В результате Роман получил сотни заявок.

Позже добавилась услуга фото с курьером в формате Follow Me. Клиентки — девушки, которые недавно расстались с парнем или развелись. Одинокие заказчицы платили за это, чтобы заставить бывших парней, подруг или подписчиков ревновать и завидовать. Многие из них никогда не держали букет из 101 розы, да и никогда не купят его в принципе. Средняя цена на такие удовольствия в столице — от 8 тысяч рублей. Не каждый готов платить такие деньги за цветы, которые вскоре отправятся в мусорку. Поэтому прокат — очень актуальное явление.

Работа сервиса строится так: курьер за 1000 рублей привозит цветы буквально на 10 минут. За это время девушка делает желаемые фотографии. За дополнительную плату компания может доставить коробку дорогих конфет или пакет, принадлежащий завидному бренду, например, Gucci, Dolce & Gabbana, Chanel, Guess, Armani, Tiffany & Co. За дополнительные 400 рублей время пребывания курьера с клиентом увеличивается еще на 10 минут. Так, минимальная стоимость составляет примерно 2 тысячи рублей, что существенно ниже реальной покупки цветов, бижутерии и других люксовых вещей. Спрос на услугу возрастает на 8 марта или 14 февраля, когда девушки любыми способами хотят отстоять свою репутацию или возвысить ее, возбуждая зависть. Подпись к одной из фотографий в аккаунте московского сервиса гласит:

«Если у Вас или Вашего молодого человека не хватает средств на целый букет, но хочется поразить всех подруг праздничными фото, то специально для Вас мы привезем к порогу Вашего дома шикарный букет из 101 розы!»

Высокий спрос заставляет задуматься о том, что многим дамам важно получить не сам подарок, а скорее громко и с шиком заявить о своем положении. Действительно, если фотография красивая и внушительная, «наблюдателей» не интересует, как именно она была сделана. Тем не менее клиентки часто сталкиваются с негативом со стороны подписчиков. Всегда есть вероятность, что они не поверят или даже осудят за ложь. Если заказчица столкнется с негативной реакцией, то оправдания будут стоить намного дороже.

У Романа Зарипова была идея сделать подобный аналог для мужчин. Например, привозить Sony PlayStation 4, перевязанный подарочной ленточкой. Или же устраивать фотосессию в стиле любовной истории с красивой девушкой, делать фотографии завтрака в постель «от любимой» и все в таком духе. Но дальше обдумывания идея пока что не зашла. Есть предположение, что среди парней это будет пользоваться меньшим спросом. В конце концов, некоторые отдают предпочтение дорогим машинам, а не сентиментальным подаркам.

Каршеринг люкс


Прокат автомобилей пользуется спросом с начала прошлого века. Многие редко используются автомобили, поэтому его проще арендовать тогда, когда это действительно необходимо. Люди пользуются услугами каршеринга, чтобы перевезти тяжелые покупки, вещи или срочно добраться в пункт назначения. Однако со временем появились и те, кто с помощью дорогого автомобиля получает впечатления и делится ими в аккаунте. Как правило, каршеринг люкс-машин не годится для перевозки вещей или подобных нужд. Так что машины не подходят для обыденной жизни, скорее, для модных фотографий или езды по ночному городу с девушкой.

Сегодня Moscow Dream Cars — один из самых популярных пунктов проката авто премиум-класса. Идея создания пришла супругам Екатерине и Олегу Эрдес несколько лет назад. Пара лишилась престижной работы и стала сдавать свою Audi A3 для свадеб за 8 тысяч рублей. Довольно быстро машиной заинтересовались не только молодожены, но и желающие испытать на себе жизнь в стиле «люкс». Тогда супруги взяли в кредит еще одно авто. Аренда кабриолета Chevrolet Camaro стоила уже 35 тысяч рублей. Это было первым шагом к формированию успешного бизнеса.

Клиенты воспринимают машины скорее как аттракцион, который заявляет об их положении в обществе. Когда ты едешь на Rolls-Royce, тебе не нужно ничего объяснять. Машина сама кричит о статусе и наличии денег. Даже если на самом деле это не так. Сегодня подобных сервисов множество по всей России. Некоторые из них за дополнительную сумму предлагают услугу фотографа. В итоге у заказчика на фотопленке есть масса фотографий, которыми можно красоваться длительное время.

Услуги ориентированы на то, чтобы один день прожить в стиле «лакшери», а широкий выбор машин дает возможность протестировать различные модели. Несмотря на это, сервисы не ориентированы на людей с низким достатком. Например, аренда Lamborghini Huracán Spyder на сутки стоит от 390 тысяч рублей, а Bentley Continental GT — 85 тысяч. Удовольствие не из дешевых, но приобрести собственное авто и обслуживать его — в разы дороже.

Психология проката жизни в стиле люкс


В принципе, мотивация клиентов подобных пунктов проката ясна. В психологии есть понятие «локус контроля», которое означает склонность человека присваивать себе нереальный успех. Явление бывает внутренним и внешним. В первом случае человек самостоятельно оценивает себя, опираясь на таланты, знания и навыки. Во втором — представление о себе складывается, исходя из мнения окружающих. Так, клиенты проката гламурной одежды, машин или букетов относятся к внешнему локусу контроля. Им крайне важны лайки, комментарии и восторженные взгляды. Поэтому они живут на показ и используют любые методы самоутверждения. В данном случае — приукрашивать настоящее как можно сильнее. Подобное желание подпитывает большое количество аккаунтов успешных блогеров. Они каждый день выкладывают фотографии с дорогими подарками, машинами, катерами или на фоне дорогостоящего интерьера. Это вызывает ответную реакцию — перещеголять увиденное.

На явление можно посмотреть с другой точки зрения. Многие организаторы воспринимают свою работу как поощрение осознанного потребления. Прокаты одежды сокращают производство и отходы точно так же, как секонд-хенды и гаражные распродажи. То же самое касается и машин. Каршеринг в принципе разгружает городское пространство и сокращает вредные выбросы. Это вряд ли спасет планету, но поможет сделать первый шаг к долгому пути. Однако клиентами все же движет желание произвести впечатление, что помогает предпринимателям зарабатывать.

Загрузить еще