Мнения

Каменные беспризорники: почему заброшки — язва современного общества

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Заброшенные здания — каменный мусор, пристанище криминала, холст художников или все сразу? Разбирается Royal Cheese.

Достаточно взглянуть на центральные улицы любого российского города, чтобы увидеть несметное количество построек, которые пребывают в упадке. Заброшенные здания для развивающегося общества — бельмо на глазу, проблема, которую пытаются решить сообщества по всему миру. Развалины не только непривлекательны сами по себе, но и портят общий вид, снижают стоимость близлежащих построек, и становятся пристанищем для девиантов.

Руины рабочего класса

Смотря на развитый мегаполис, создается впечатление, что существование пустых домов здесь просто невозможно, однако, чтобы найти заброшку, не нужно совершать долгие прогулки по городу. Они обитают недалеко от центральных улиц, усеянных красивыми витринами, изгородями и парками, и в большинстве частных секторов и спальных районов. Возможно, завернув за угол своего дома, ты натыкался на пустующий магазин советских времен. На выцветшей вывеске красуется надпись «Парикмахерская» или «Пекарня», это здание с горами мусора, полуразбитыми окнами, прогнившими полами, стенами и крышей. На самом деле, сложно представить себе точное число каменных трупов, продолжающих свое призрачное существование в России, а тем более, в мире. Только в Санкт-Петербурге было насчитано приблизительно 200 заброшек. По всему миру их десятки миллионов.

Современные руины редко вызывают такое же очарование или восхищение по сравнению с признанными объектами культурного наследия. Вряд ли можно сравнивать забытый санаторий с провалившейся крышей с великими Колизеем в Риме. Достояние рабочего класса: фабрики, магазины, остановки общественного транспорта, блекнут на фоне замков, соборов и других мест, имеющих историческое значение.

Конечно, не все люди столь безразличны к судьбе зданий, которые раньше дышали энергией и жизнью. Сталкеры исследуют их, выкладывают фотографии, и тем самым привлекают внимание к проблеме расточительства и предрассудков. Они прославляют местные культурные объекты, даже если все остальные сторонятся их, и считают рассадниками грязи и преступности. Попытки отстоять существование зданий, уберечь их от сноса, и в некоторых случаях добиться реставрации предпринимаются не только частными обществами. Порой правительство тоже принимают участие в разрешении проблемы. Например, в 2016 году губернатор Нью-Йорка подписал постановление о предотвращении потери права выкупа и восстановлении собственности. В России судьба недостроек и заброшек с 2015 года перешла в ведение местных властей. Действительно, некоторые частники покупают и ремонтируют «каменных зомби», до остальных же никому нет дела. Они в любой момент могут обрушиться и нанести вред тем, кто просто проходил мимо. Вполне логично предположить, что такие постройки просто нужно снести, ведь здание хоть и может относиться к объектам культурного наследия, но не столь важным, чтобы его отреставрировать. За это может взяться только новый частный собственник или арендатор.

Никому не нужные дома создают пространственную стигму, тогда районы, из которых «ушла» жизнь становятся тесно связанными с преступностью и социальными лишениями.

Концентрация криминала

Чаще всего пустующие дома становятся «приютом» для бездомных, или развлечением для любопытных подростков. Такая ситуация происходит по причине отсутствия охраны. Так, любой желающий может пробраться через ограждение. Путешествие по шатким конструкциям может привести к несчастному случаю, и быть очень травмоопасным: внезапно провалившиеся половицы или лестница — причина серьезных травм. Кроме того, зачастую в таких местах возникают пожары, которые уносят жизни бездомных людей и беспризорных подростков. Для некоторых из них эти объекты становятся укромным местом, где можно выпить алкоголь и не быть замеченным взрослыми.

Однако не только бомжи, алкоголики, наркоманы или экстремалы являются постоянными посетителями заброшек, порой здесь обитает и преступный сегмент. В прошлом году в Ухте компания 19-летних парней под воздействиям спиртных напитков устроила драку, в ходе которой один из них был убит.

Местные жители стараются обходить стороной беспризорные дома, поэтому часто они являются местами серьезных преступлений, «пристанищами» маньяков и убийц. Здесь их никто не сможет остановить, поскольку заходить в такие дома опасно. Прохожие вряд ли захотят препятствовать тому, что там происходит, а порой события и вовсе останутся незамеченными. В Иркутской области было найдено тело убитой школьницы именно в «мертвом» доме. «Морятник» или «Мория» в Волгограде пользуется особенно дурной славой. В 2008 году здесь произошла крупная перепалка между молодыми людьми, представителями девиантной субкультуры. Парень, потративший на алкоголь больше денег, чем ему было указано, был забит камнями, ножами и ногами. После того, как молодой человек погиб, его убийцы обложили тело палками и сожгли.

Входы в заброшки не законсервированы, ограждения отсутствуют, а оконные проемы общедоступны. Именно обеспечение охраны, снос или реставрация будут способствовать препятствию противоправных действий и несчастных случаев, которые могут произойти в ветхом строении.

Холст для уличных художников

Как известно, уличное искусство приравнивается к вандализму, и причисляется к незаконным действиям. Часто граффитисты выбирают для творчества стены зданий, которые уже давно пустуют. В этом случае есть вероятность, что до арта никому не будет дела, и их не привлекут к ответственности владельцы. Кроме того, на новых постройках они не имеют такого эффекта, как на старых и никому не нужных. Художники украшают ветхие стены, делая их частью стрит-культуры, обращают внимание общества на проблему ненужности, придавая рисункам острополитический или социальных характер. Для других граффитистов это идеальный способ отточить свои навыки и потренироваться во владении баллончиком с краской. Кроме того, у «холстов» есть свои преимущества, например, творение вряд ли доживет до следующего визита, ведь таких художников в городах масса.

С помощью граффити некоторые художники оживляют безликие фасады, заборы, и трансформаторные будки. В Пыталово в процессе формирования находится проект по благоустройству заброшенных домов посредством стрит-арта. Автор идеи Валентина Логинова говорит:

«Администрация ничего не хочет делать с этими зданиями, они стоят никому не нужные. Возникла идея: почему бы эти здания не сделать хотя бы красивыми — раскрасить их, и чтобы в этом процессе участвовали жители города».

Однако не все рады искусству на стенах: чиновники нередко борются с ним, требуя запретить. Без всяких сомнений, заброшки, доступ к которым открыт практически каждому, способствуют криминалу, а их не самый привлекательный вид портит облик города. И все же, порой они создают особый колорит, дающий представление о рабочем классе, и том, как выглядели санатории и магазины в недалеком прошлом.

Загрузить еще