6 колоритных фильмов о национальных меньшинствах России
Российский кинематограф до сих пор не сделал выводы из собственных ошибок. Поэтому режиссеры из года в год наступают на одни и те же грабли, снимая пафосные или пропагандистские фильмы. Ты не мог не заметить, что их желание заработать много денег отражается на качестве картин. От клишированных идей стараются уходить представители авторского кино. Мастера отдают предпочтение темам, которые их интересуют. Режиссеры из этой касты в своих работах затрагивают наиболее близкие нам проблемы. В России было снято немало картин, которые рассказывают об одной из важных тем — жизни национальных меньшинств нашей страны. Об этих фильмах старого и нового поколения расскажем мы.
1. «Глубокие реки», 2018
Начнем экскурс с творения Владимира Битокова. Это молодой режиссер из Нальчика, выпускник школы прославленного Александра Сокурова. «Глубокие реки» — первый фильм Битокова, который показали в кинотеатрах. Но в прокате пришлось конкурировать с большими проектами. «Богемская рапсодия» и «Веном» забрали большую долю аудитории. Поэтому Битокова ждал кассовый провал: сборы составили всего 32 тысячи долларов.
Но не обращай на это внимание — картина достойна просмотра. Здесь поднимаются вопросы национального самоопределения, сложности сохранения традиций и предательства. В основе сюжета история о кабардинской семье, которая живет в горном ауле и занимается валкой леса. Поэтому тебя ждут все красоты Кабардино-Балкарии: бурные реки, скалы, высокие сосны и ели. Эстетически картина ответит всем твоим требованиям. И да, не пугайся, когда услышишь адыгский язык — для передачи атмосферы был сохранен весь быт персонажей. Члены семьи не используют русский в общении друг с другом. Кроме того, суровые дровосеки немногословны, поэтому субтитры не будут сильно отвлекать тебя от просмотра.
Фильм подвергся тяжелой критике среди самих адыгов, черкесов и кабардинцев. Следовательно, вместо оваций Битоков получил разнос за искаженное изображение традиций. Многим не понравились моменты употребления алкоголя, неподобающего поведения женщины в семье и младшего из братьев.
Тем не менее Битоков постарался на славу. Для того чтобы актеры вжились в роль, он отправился вместе с ними в Приэльбрусье. Вместе с настоящими матерыми дровосеками деятели искусства вырубали леса. Только не ругайся, лес чистили от зараженных паразитами деревьев.
2. «Зулейха», 2005
Татары — второй по величине этнос России. Но вряд ли ты видел много фильмов об их судьбе. Поэтому в 2005 году Рамиль Тухватуллин самостоятельно спродюсировал и снял фильм «Зулейха». Не отходя от кассы режиссер выдал себе роль священника, а главную героиню сыграла его жена. Картина рассказывает о тяжкой судьбе татарки, потерявшей мужа и отправленной на каторгу. Сюжет произведения был позаимствован у Гаяза Исхаки, деятеля татарского национального движения 20-го века.
Атмосфера фильма целиком пропитана культурой этого народа. Во-первых, большинство актеров — татары, во-вторых, съемки производились на территории республики. Вышел по-настоящему национальный продукт, а с его производством помогла местная киностудия «Рамай». Фильм хорошо передает быт и ценности татар, их отношение к семье, национальному самосознанию и религии.
Из учебников истории ты знаешь, что многие мусульманские народы не отказывались от своих убеждений во время репрессий и раскулачивания в 30-ые годы прошлого века. Именно такой образ и носит Зулейха. Рамиль Гарифуллин, кандидат психологических наук и писатель, так высказался о картине:
«Это не образ татарина, но образ татарки — Зулейхи. Она и есть нерв всего фильма — нерв всего татарского многострадального народа. Её образ аналогичен образу с плаката «Родина-мать зовёт!».
Тебя удивит факт, что на съемки фильма необязательно тратить годовые бюджеты небольших африканских стран. Так думал и Тухватуллин, потратив всего 6 миллионов рублей. Сами татары гордятся тем, что в их республике был снят фильм, отражающий историю их народа в лице одной женщины.
А что точно тебя не удивит, так это то, что фильм многие кинокритики посчитали русофобским. Но оригинальный сюжет пришелся им по вкусу. Поэтому в 2015 году писательница Гузель Яхина написала книгу «Зулейха открывает глаза». Этой осенью по ее мотивам на «России 1» выйдет сериал с одноименным названием. Чулпан Хаматова сыграет главную роль.
3. «Костры и звезды», 2016
Более андеграундного фильма в этом списке не ищи. Мы снова возвращаемся в Нальчик, чтобы познакомиться с картиной Саши Воронова «Костры и звезды». Подобные фильмы — настоящая находка для тех, кому интересна культура Кавказа. «Костры и звезды» — своего рода замочная скважина, в которую можно подсмотреть за экспериментом скрещения электронной и традиционной музыки.
Документалка повествует о нальчикском радиоведущем, который с течением времени понял, что его окружает уникальная культура. Булат Халилов, который всю жизнь интересовался скандинавским блэк-металом, однажды меняет увлечения и обращает взор в сторону национального фольклора. Таким образом, он создает собственный этнографический лейбл, который в полевых условиях записывает труды кавказских исполнителей.
Судьба свела Булата с популярным электронщиком Moa Pillar (Федор Переверзев). Последний решил объединить два разных течения: кавказские мотивы и современную танцевальную музыку. Посмотри и увидишь, насколько точно режиссер смог отразить подход к творчеству у совершенно полярных людей. Ко всему прочему, фильм не строится вокруг сухого повествования. Воронов закладывает интригу, смонтировав фильм так, что все диалоги погружают зрителя в трудности эксперимента. Стороны обмениваются взглядами и мнениями, пытаясь создать новое звучание.
Кстати, фильм четыре года был гостем различных фестивалей. Переверзев, Халилов и Воронов тщательно прятали от тебя свой исключительный опыт. Только этим летом появился шанс посмотреть картину в открытом доступе. «Костры и звезды» доступны на Vimeo, беги смотреть!
4. «Теснота», 2017
Снова Кавказ, снова Нальчик, снова ученик школы Сокурова. Кантемир Балагов, который недавно прогремел на всю Россию в интервью у Дудя, потихоньку выходит из тени. Неудивительно: его дебютная работа «Теснота» снискала кучу лавров. Проблемы, которые поднимает молодой кабардинец в своей картине, применимы не только к кавказскому обществу.
Сюжет строится вокруг случая, который произошел в Нальчике в 1998 году. Из еврейской коммуны была похищена пара — будущие муж и жена. Но молодая Илана, сестра похищенного, готова на все, чтобы вернуть брата. Картина достойна твоего внимания, потому что она приоткрывает завесу в жизнь и традиции народов Кавказа. Думаешь, что всем легко уживаться вместе? Посмотри — и ты поймешь обратное. Соседство на маленькой территории нескольких национальностей может губительно сказываться на их представителях.
Ортодоксальные кабардинцы и евреи могут сказать тебе, что подобная история не могла случиться. По их мнению, на территории Кабардино-Балкарии все уважают друг друга. К тому же никто и не помышляет, что на Кавказе девушка способна открыто выражать протест. Представь себе маленький город, в котором проживают совершенно разные культуры. Консервативные иудеи и мусульмане просто не допустили бы такой «дерзости». Так это или нет — разобраться трудно. Но «Теснота» даст тебе возможность подумать над этим.
Иронично, что Балагов, подобно своей героине, бросает протест всем своим «соплеменникам». На родине его достижения отказываются признавать, ровным счетом как и вообще замечать. Главным камнем преткновения являются его слова:
«У меня и мать, и отец кабардинцы. Я и до всего этого не чувствовал себя кабардинцем, у меня нет никакой привязанности к этим традициям, к этой культуре. Я же даже кабардинского языка не знаю».
Но в отличие от того же Битокова, Балагов нашел признание у критиков мирового масштаба. Так, с «Теснотой» он ездил в Канны, а в этом году снова побывал на этом кинофестивале с фильмом «Дылда». Как видишь, мастерская Сокурова дает свои плоды.
5. «Небесные жены луговых мари», 2012
Мы наконец-таки уходим от Кавказа. Теперь переместимся в республику Марий Эл. Что тебе известно об этом регионе? Тихое место на берегах Волги со столицей Йошкар-Ола. Но оказывается, там проживает достаточно самобытный народ — марийцы. Их бытом и культурой заинтересовался режиссер Алексей Федорченко. Он наскреб у себя в карманах 2 миллиона долларов и снял фильм «Небесные жены луговых мари».
Картина снята она по одноименной повести Дениса Осокина и повествует судьбах марийских женщин. Фильм поделен на 23 части-новеллы. Каждая из них рассказывает об истории героини: иногда молодой, иногда не очень. Иногда жизненные обстоятельства заставляют девушек смеяться, иногда плакать. Фильм же, как американские горки, заставляет зрителя испытывать бурю эмоций. К слову, все женские имена в фильме начинаются на букву О.
Основной посыл фильма — показать жизнь марийцев в глубинке. Этот народ имеет богатую историю, но о них мало кто знает. Федорченко с помощью отображения бытовых проблем раскрывает нам секреты культуры этого общества. Фильм будто бы живая энциклопедия и календарь в одном лице. Ты сможешь узнать и понять, как жили люди раньше, как сейчас. Сильно ли изменилась их культура с течением времени и с какими проблемами им приходится бороться. То, что фильм снят полностью на марийском языке, показывает, что традиции чтут и уважают. Пропитанные оккультизмом и языческими обрядами эпизоды создают загадочный ореол вокруг древнего народа. Помимо этого, задействовав в основе сюжета образ женщины, Федорченко указывает на то, какое место она занимает.
6. «Джамиля», 1968
Чингиза Айтматова мы уже упоминали в другом материале. По его работам был снят фильм, который бразильские кинокритики в свое время внесли в список 10 лучших фильмов в истории. «Джамиля» была снята в 1968 году Ириной Поплавской. И да, автором сценария выступил сам писатель. Совместная работа вышла крайне удачной. Нельзя сказать, что фильм отражает жизнь современных киргизов России, но быт и культуру советских киргизов описывает сполна.
История завязывается вокруг замужней девушки Джамили, которая проживает в горном ауле на отшибе Средней Азии. Вокруг — Великая Отечественная война, но как ты знаешь из советских фильмов — для любви это не помеха.
Россия пестрит своим национальным составом, и тем удивительнее, что фильмы, которые выпускают в большой прокат, повествуют тебе не о культуре и самобытности нашей страны во всем ее проявлении. Вместо этого ты вынужден смотреть спортивные драмы, второсортные фильмы про супергероев и бандитские саги. Поэтому и обидно за тех творцов, которые поднимают проблемы, недостаточно освещенные в нашем кинематографе. Ведь их труды, пусть и снятые для узкого круга лиц, достойны общего внимания. То, насколько мы знаем традиции друг друга, напрямую влияет на успешность совместного проживания на одной земле.