Просвещение

Бизнес — не про альтруизм: как мы определяем цену своего труда

Роман Федоров Роман Федоров
Royal Cheese — о зарплатных ожиданиях и о том, как мы их формируем. Спросили мнения популярного блогера, продавца, копирайтера и офисного специалиста.

С точки зрения работника, человек склонен желать больше в плане заработка. Это нормально, однако не все могут себе позволить настоять на идеальной зарплате — часто не хватает знаний по специалитету, уверенности в себе и общей картины, которая складывается из множества факторов: экономика компании, средняя оплата и ситуация на рынке, в городе, регионе или стране. В итоге многие люди не удовлетворены своей зарплатой. Но если копнуть глубже, станут ясны причины недовольства. На впечатление от финансов влияет не столько их количество, сколько способ их получения и другие факторы. Royal Cheese опросил представителей разных профессий и рассказал, о каких именно нюансах идет речь.

«Похвали меня»

Социологи из Gallup установили: на удовлетворенность от работы влияет поощрение сотрудников. Часто работники чувствуют, что их труд не ценится, а сами они не признаны как специалисты. По итогу такие люди в два раза чаще заявляют о своем желании уволиться.

С точки зрения психологии, признание на рабочем месте дает ощущение выполненного долга и помогает чувствовать себя значимым для компании. Чувство признания дарит стимул быть более вовлеченным в дела бизнеса, следом повышая продуктивность и лояльность по отношению к работодателю.

Кстати, существует даже деление по мере удовлетворенности от признания. Очень важно, от кого была адресована похвала. Когда в ходе опроса респондентов попросили назвать самое запоминающееся признание в их жизни, результат вышел таким:

  1. Непосредственный начальник, куратор (28%)
  2. Генеральный директор высокого уровня (24%)
  3. Куратор куратора (12%)
  4. Клиенты (10%)
  5. Коллеги (9%)
  6. «Другое» (17%)

С точки зрения руководителя, похвала — это целое искусство, где задача — создать атмосферу признания в коллективе. Бездумной похвалой этого не добиться. Во-первых, она должна произноситься регулярно (каждые семь дней), во-вторых, своевременно (после достижения) и содержать личностный компонент. Человек-работник должен почувствовать, что труд отражает его индивидуальность, соответствует цели бренда, его духу и культуре компании. Как правило, работодатель пытается удержать своих лучших сотрудников путем поощрения: дополнительные выплаты, повышение зарплаты, награды и указание на успехи.

Суммируем: удовлетворенность от денег — это во многом признание ценности твоего труда и своевременная похвала. Когда все хорошо, твоя работа ценится, а работодатель регулярно хвалит — ты чувствуешь себя значимым. Однако закономерным образом может возникнуть вопрос: «Почему бы, раз меня так любят, не платить мне больше?»

Почему?

Любой успешный руководитель знает: чем выше лояльность сотрудника, тем меньше вероятность, что он попросит высокую зарплату. С точки зрения предприятия, нет выгоды в том, чтобы работнику платили много. Бессмысленный альтруизм — это не про бизнес. Если предприятие и так функционирует, то увеличение платы сотруднику — пустая трата. В условиях кризиса это сложно вдвойне. К тому же у работника наверняка есть коллектив, которому тот поспешит похвастаться своим повышением. Следовательно, денег побольше могут захотеть все.

Многие компании запрещают говорить о своей зарплатной политике. Например, Apple. Это вредит атмосфере в коллективе и «верности» отдельно взятых людей. Лояльность сотрудника складывается из факторов, которые были описаны в предыдущем блоке: чем выше показатели по каждому из параметров, тем меньше сотрудник желает выбивать себе зарплату побольше. Особенно это интересно, когда человек является незаменимым для компании специалистом, но ввиду своих личностных факторов: скромность, нежелание ставить других перед выбором и застенчивость — решает не выбивать для себя заслуженных выгод. Такие люди часто сидят на одном месте, ожидая «ветров перемен». С точки зрения компаний, эти специалисты — настоящая находка.

Как узнать свою стоимость?

Многие соискатели на рынке труда назначают высокую стоимость своих услуг. По этой причине работодатели отсеивают таких людей на автомате. Как узнать свою стоимость? Это можно сделать, следуя простому на первый взгляд алгоритму. Вот что пишет об этом «Forbes»:

  1. Изучить аналитику рекрутинговых сервисов. На какие-то вакансии может быть переизбыток желающих, следовательно, средняя оплата по этой отрасли будет меньше. Где-то ситуация обратная. Поэтому важно узнать мнение экспертов. Они учитывают многие факторы, недоступные анализу обывателя. Как опыт влияет на оплату труда? В каких городах какая зарплата? В каком состоянии находится рынок? Эта информация в свободном доступе, следует ее учесть при формировании своих запросов.
  2. Собственное исследование. Доверяй, но проверяй. Никто не мешает ознакомиться самостоятельно с резюме кандидатов по твоей профессии. Учитывай, что по каждой вакансии есть ряд параметров, которые добавляют соискателю цену: опыт работы, образование, наличие грамот, дипломов (MBA), знание языков и так далее. Все это влияет на конечную стоимость соискателя.
  3. Обсудить зарплату с рекрутером. Этап аналитики даст конкретное представление о деньгах, которые следует ожидать за свои услуги. С точки зрения соискателя, ты «обрастаешь» аргументами, которые можно использовать в диалоге с работодателем. Просить высокую зарплату без фактов гораздо хуже, чем с ними.

Мнения

На удовлетворенность от зарплаты также влияет рабочее место. Royal Cheese поговорил со специалистами, которые сосредоточены в разных областях. Мы попросили их описать свои впечатления от зарплаты, процесса работы, начальства и как все факторы влияют на их удовлетворенность в материальном плане. Вот что о своей профессии говорит копирайтер Виктор:

«Я получаю ту сумму, которую называю. Иначе говоря, я не связан окладными обязательствами и могу отказываться от тех текстов, что мне невыгодны. Да, таким образом работы становится меньше, но зато ее качество и мой интерес к ней не ограничены необходимостью. Далеко не всегда я кайфую: редко бывает так, что мне необходимо писать на темы из списка, на которые я готов сочинять в нерабочее время. Но, можно сказать, мне нечасто приходилось писать о женском маникюре или сравнении водопроводных труб. В то же время в моей практике был случай, когда я исправлял эссе сотрудницы аэропорта для местного конкурса. Тема мне не близка, но править текст всегда интересно — чувствуешь себя скульптором. Так как я сам себе начальник, отвечу кратко и банально: самокритично. Очень часто ругаю себя за лень».

А вот как вспоминает свою работу в крупной сети разливного пива бывшая продавщица Пелагея:

«Когда я пришла работать, начальство хорошее было. Мне даже повысили зарплату на 5 тысяч рублей — в итоге ежемесячный оклад получался до 20. Незадолго до моего увольнения сменилось начальство. Стали ко всему придираться: сними видео тут, сними видео там, мойте окна, мойте весь магазин, — но мы не уборщики, а продавцы. Решили сэкономить. Меня устраивало прежнее начальство, они хорошо относились, всегда помогали. Все меняется от магазина к магазину, конечно. Но конкретно моих руководителей уволили за то, что они помогали продавцам. Они с нас не зарабатывали деньги. Я где-то месяц проработала после смены начальства. Они сразу зарплату понизили за «невыгодный магазин».

Что пишет о своей зарплате специалист по продажам Ильяс:

«Зарплата моя является сдельной. Она зависит от того, сколько прибыли я сделаю для своей компании в конкретный период. Иными словами, оплата зависит от меня самого. Иногда кажется, что я перерабатываю и делаю больше, чем нужно делать. Во многом сравниваешь себя с остальными коллегами, с которыми ты на одной должности. Но я считаю так: если ты, по своему мнению, приносишь компании больше денег — ты всегда в праве об этом заявить. Если ты получаешь меньшие деньги, то это, скорее, лично твоя проблема. Нужно искать выходы.

Я не всегда получаю удовольствие от работы. Каждый день меня что-то радует, но не все время я пребываю в восторге. Моя работа приносит мне эмоции — это точно. Удовольствие, конечно, влияет на запрашиваемую заработную плату. Если нравится, то, наверное, ты готов зарабатывать не 40, а 30 тысяч. Для меня все равно деньги в приоритете: если разница в зарплате будет существенной, то я, скорее, пойду в то место, где меньше нравится. Это значимый фактор, но всегда нужно учитывать конкретную ситуацию. У меня сложная структура подчинения. Мой начальник — мой друг. Мы на равных общаемся, и меня такое отношение вполне устраивает. «Верхнее» начальство сильно не знает меня. Как-то так».

Вот что пишет о своей работе и зарплате блогер с каналом по футбольной тематике — Вадим. Он активно сотрудничает с рекламодателями, а его контент пользуется популярностью:

«Честно говоря, я всегда завышаю цену, чтобы получить максимальную выгоду от сотрудничества, но сейчас рекламодатели в моей сфере более профессиональны в этом плане, они держат руку на пульсе Ютуба, мониторят рынок, знают о том, кто сколько просит за рекламу. Поэтому зачастую, какую бы ты цену ни предложил, она всегда будет +- идентичной той, что и у остальных «коллег» в твоем диапазоне подписчиков и просмотров. Тут есть свои нюансы. Я считаю, что это неправильно, когда один блогер вкладывается в ролик, пишет сценарий, тратит уйму времени на монтаж и т. д., а другой, условно говоря, проснулся, включил камеру, рассказал что-то на 5 минут и залил на канал. Деньги получили одинаковые, а силы потратили разные. Поэтому я думаю, что получаю меньше, чем заслуживаю, но правила рынка диктуют свои условия — тут уж никуда не деться.

Кайфую ли я от работы? Естественно, да. 100%! По сути, хобби переросло в работу, и это безумно мне нравится. Я бы даже сказал, что от процесса я получаю больше удовольствия, чем от получения денег. Самое крутое, что я понимаю, что это не мой потолок и есть куда расти и развиваться.

Рекламодатели бывают разные… но, как правило, они адекватно относятся к делу. Я непосредственно работаю с менеджерами по рекламе, и они никогда еще со мной не ссорились, не было конфликтов, разногласий. Даже если я затягиваю с выпуском роликов, то они не истерят. Общение между нами проходит в дружеском тоне. Правда, и подход у них разный. Например: я осенью впервые сотрудничал с европейской компанией (польская браузерная игра про футбол, которая вышла на российский рынок), и вот они, в отличие от российских менеджеров, более ответственные. Постоянно напоминают о себе, задают дополнительные вопросы, интересуются, как проходит процесс. Это выглядит немного дотошно, но в целом даже приятно, что людям не все равно. Опять-таки, проблем с рекламодателями у меня никогда не было. Крутые ребята, которые всегда вовремя платят деньги, — что может быть лучше».

Думаю, ни для кого не секрет, что рынок по-разному наполнен предложениями для специалистов. Где-то не хватает одних, а где-то — других. Называть свою желаемую зарплату нужно, учитывая реалии современного мира. Ты убедился, что это не так просто, как кажется на первый взгляд. К тому же теперь ты знаешь психологию компании, где сотрудник нужен трудолюбивый, лояльный и готовый трудиться за максимально низкий возможный прайс. Royal Cheese желает тебе не столько работы, которая приносит много денег, сколько работы, которая доставляет положительные эмоции и наполняет жизнь смыслом.

Загрузить еще