Просвещение

Что такое мономиф или как выглядит путь тысячеликого героя

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Расскажем в статье, что такое мономиф, как он связан с просветлением и почему путь любого героя строится по одному и тому же сценарию.

Мономиф — это такой конструкт, предполагающий, что каждый отдельно взятый миф имеет под собой общую идею или мотив, ради чего он рассказывается. А всё, что с нами происходит — циклично, особенно в масштабах человечества.

Расскажем в статье, к чему же нас призывает мифология и какая правда на самом деле таится за нашей любовью к историям.

Что такое мономиф

По Джозефу Кэмпбеллу, мономиф — это такая идея о том, что все мифы без исключения имеют общую структуру сюжета. К какой бы мы ни обратились мифологии, мы найдем все те же схожие конструкции.

Эта структура мономифа и есть тот самый «путь героя». Такая мысль пришла Кэмпбэллу, когда он начал изучать мифологию разных стран и культур и их содержание.

Отметим, что миф по Кэмпбэллу представляет собой поиск связи с собственным подсозанием, архетипическими структурами психики. Он является каналом связи с космосом, питающим человеческую культуру во всех ее проявлениях. Ведь все религии, разновидности философии и искусства, когда-либо существовавшие в истории человечества, все озарения и сновидения были рождены в магическом круге мифа.

Каждый герой мифологического произведения сталкивается на своем пути с определенными трудностями, схема при этом во всех мифах одна и та же, что заметил Кэмпбелл. Так он создал единую схему мономифа. Именно она в дальнейшем очень заинтересовала сценаристов и режиссеров по всему миру, которые начали активно использовать наработки исследователя.

Джордж Лукас, отец «Звездных воин», был вдохновлен работой Кэмпбелла и использовал его идеи при разработке своей Вселенной. По его словам, именно Джозеф Кэмпбэлл вдохновил его.

Как отмечает сам Кэмпбелл, изучение мифологии тесно связано с психологией и исследованием архетипичных структур психики человека, о чем мы и поговорим дальше.

Тысячеликий герой


Кэмпбелл заметил, что индийская, скандинавская и древнегреческая мифология имеет общие структуры, что позволило ему развить идею мономифа и подробно рассказать обо всех вариантах пути героя. И пусть критики осуждают штампы, это не отменит того, что они работают и остаются интересны сейчас не меньше, чем во времена появления первых общин.

Тысячеликим героя называют, поскольку каждый из таких «избранников судьбы» представляет часть целого, архетипического пути, близкого каждому человеку без исключений. Как ни назови героя, каждый увидит в нем себя, а это позволит достичь карарсиса — эмоционального освобождения. В этом и заключается основная задача хорошей истории и, конечно, мифа в первую очередь.

Причем, если задачи героя сказки чаще всего связаны с бытовыми задачами, локальным уровнем решением проблем, то миф решает проблемы вселенского масштаба. В этом их главное отличие, как пишет Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой»:

«Обычно сказочный герой добивается локальной победы в пределах своего микрокосма, а герой мифа – победы всемирно-исторического, макрокосмического масштаба. В то время как герой сказки – младший или презираемый ребенок – обретает необычайные способности и одерживает победу над теми, кто его обижает, герой мифа в конце своего приключения добывает средство для возрождения всего своего общества в целом.

При этом классический приключенческий миф включает в себя следующие этапы или «обряды» перехода на новый уровень:

  • уединение;
  • инициация;
  • возвращение к обычной жизни (центральный блок мономифа по Кэмпбэллу).

Изучив путь тысяч и тысяч героев, исследователь пришел к выводу, что существуют традиционные стадии приключения. Через них мы способны увидеть одно и то же откровение, ценное для каждого человека во все времена, — перед нами открывается сила человеческого духа, с помощью которой герой преодолевает преграды. Значит, на это способны и мы сами.

Как выглядит этот путь


Стадия исходной точки включает следующие этапы:

  1. Зов странствий — герой получает знаки, что его призывают силы свыше.
  2. Отказ откликнуться на зов — это бегство от судьбы, уход от ответственности, нежелание иметь дело с трудностями.
  3. Сверхъестественное покровительство — получение поддержки от того, кто уже на предначертанном пути.
  4. Преодоление первого порога — выход за пределы комфортной обстановки.
  5. Чрево кита — начало приключений, встреча с темной стороной.

Стадия испытаний может включать:

  1. Путь испытаний — встреча со сверхъестественными силами, божественными озарениями.
  2. Встреча с Богиней — вновь обретенное младенчество.
  3. Женщина как искусительница — неожиданный инсайт, эдипов комплекс.
  4. Примирение с отцом, при этом фигура отца может быть только метафорой.
  5. Апофеоз — торжественная сцена, приближающая приключение к завершению.
  6. Награда в конце пути — получение похвал, заслуг, благодарности.

После этого герой попадает в завершающий цикл, включающий его возвращение в общество. Почему же герою важно вернуться? Как объясняет Джозеф Кэмпбелл,  это необходимо для баланса энергии в мире, при этом возвращение после длительного отсутствия может даваться герою сложнее, чем дались сами испытания.

Герой, который подобно Будде получил абсолютное просветление, может забыть о бедах и страданиях, а значит, подвержен опасности потерять интерес к обществу и мирской жизни. Или ему может показаться, что путь просветления слишком сложен для объяснения, чтобы нести знание о нем людям.

Завершение приключений можеть включать:

  1. Отказ от мира, герой не хочет возвращаться.
  2. Волшебное бегство, попытка уйти от отвественности.
  3. Спасение извне — помощь герою со стороны в том, чтобы вернуться.
  4. Преодоление порога, возвращение домой — возврат к привычной жизни.
  5. Властелин двух миров — он может быть в новом мире и в старом.
  6. Свобода жить, получение высшего блага.

Каким может быть герой


Чаще всего герой мономифа представлен как персонаж с исключительными способностями, за счет чего он получает уважение общества, которым окружен. Но бывает и так, что он вместо признания получает презрение. И все же не так важно, гордятся ли героем или его отвергают, индус он, грек или еврей, структура мономифа и путь «избраного» остается тем же.

Также Кэмпбелл пишет о разных уровнях героев, что говорит о различиях мифов по масштабу:

«Герои какого-то отдельного племени или страны, например, китайский император Ци Хуан Ди, Моисей или Тескатлипока у ацтеков приносят ценный дар своему собственному народу; герои универсальные – Магомет, Иисус, Гаутама Будда – несут свое послание для всего мира».

Как мы уже сказали выше, в народных сказках достижение чаще всего несет благо для материального мира, а в религиозных сказаниях акцент скорее на нравственности. Приключения героя при этом остаются теми же, независимо от контекста.

Чему учит мономиф и причем здесь психиатры


Скрываясь за разными формами, миф несет в себе один посыл. Что же скрывается за мономифом? Ответы на этот вопрос ищут археологи и этнопсихологи, антропологи и искусствоведы, но главные откровения пришли к нам от психиатров.

Фрейд, Юнг и многие другие исследователи в области психиатрии и психологии подтвердили с помощью своих исследований, что логика мифа влияет на каждого из нас, независимо от того, верим ли мы в это или нет. Так, например, каждый из нас имеет свой личный банк сновидений, обладающий символами только для нас самих.

Психологи и психиатры современности — это превратники царства мифологии, обладатели тайных заний и ключей от всех потусторонних дверей. Они берут на себя роль мифологических мудрецов, которые помогают герою пройти его путь. Причем иногда он полон не только испытаний, но и ужасов.

Такие «мистики современности» способны распознать, какие на самом деле процессы протекают в нашей психике. С их помощью мы можем иногда понять то, что остается для нас чаще всего недоступным в течение жизни. То, что требует предельного уровня самосознания.

С этой точки зрения становится более ясным значение ритуалов первобытных племен и народов, цивилизаций прошлого. Задача таких ритуализированных действий — помочь преодолеть кризис, требующий изменений в образе жизни при переходе на новый жизненный этап.

Поскольку новый этап (брак, зрелость, похороны и т.д.) требует отсечения от себя прежних привычек, чему-то суждено остаться в прошлом. Это требует нового рождения в текущей жизни. А это и есть путь тысячеликого героя.

Кто же такой герой


Изначально героический персонаж – это такой человек, который смирился со своей судьбой по доброй воле. Если мы ответим на вопрос, с чем он смирился, мы поймем, в чем именно заключается миссия и предназначение героя, в чем смысл его будущего подвига.

Как пишет Кэмпбелл, герой — это тот человек, который смог преодолеть личные и исторические ограничения и пришел к универсальной единой для всего человечества форме. Путь героя — это творческий импульс в его чистом виде, который показывает нам распад общества на отдельные части, отсутствие общности и единства и способ преодоления этого процесса.

Сам по себе универсальный герой остается жить сквозь поколения в тех смельчаках, которые готовы принять вызов, а миссия такого «избранника» по Кэмпбеллу — преподать нам урок, который он сам усвоил, т.е. урок о том, как возродиться. Изначально это подвиг, который важен в масштабе всего общества, о чем мы подробнее поговорим ниже.

И еще одно пояснение, важное для понимания, что из себя представляет такой путь: каждый отдельно взятый человек только отчасти может представить тысячеликого героя, символизирующего тот самый целостный образ человека.

На самом же деле, что логично, каждый из нас находится с рождения в рамках пола, возраста, социального статуса, роли, которую он или она исполняет, — человек не может выступать во всех этих ипостасях одновременно, это физически невозможно. Приобрести весь этот опыт мы способны только символически, осознав свою природу, что возможно после нахождения своей главной цели. Той, которая дана нам от рождения.

Общность мономифа и медитации


Отсюда вытекает ключевая мысль Кэмпбелла: наша целостность и полнота олицетворяются исключительно в связке друг с другом, в нашей общности. Человек способен быть только органом общества, но никогда — целой частью. Отделяясь от других в помыслах и чувствах, он отлучается от самого источника существования:

Сообществу, к коему он принадлежит, он обязан своим образом жизни, языком его мыслей и общения, идеями, которыми он живет; к прошлому его общества восходят те гены, которые создают его тело. Отважившись отмежеваться, будь то в действиях, в помыслах или чувствах, он отлучается от самих источников своего существования.

Когда человек преодолевает границы индивидуального и переходит в поле сверхличностного, он находит внутри себя новый источник сил и опору, что позволяет ему переродиться и получить расширение. Какая бы у него ни была простая и скромная роль в жизни, он просветляется через осознание единого образа человека, тысячеликого героя, который есть в каждом из нас.

Аскеты прошлого, святые, йогины и мистики всегда стремились заглянуть дальше индивидуального сознания, чтобы увидеть больше, чем одни только поверхностные смыслы в виде ролей и ярлыков, которые мы имеем от рождения. Медитации, таким образом, необходимы затем, чтобы направить ум и чувства человека в глубины его существа, где возможно следующее осознание:

«Я не есть это и не есть то, не моя мать и не сын, только что умерший; не мое тело, болезненное и стареющее; не моя рука, не глаз, не голова; не совокупность всех этих вещей. Я — не мое чувство; не мой разум; не моя интуиция».

Через такую медитацию человек попадает в глубины бессознательного, прикасаясь к бесконечности, за которой нет предела. После чего может всерьез считать себя мистиком, открывшим в себе величие и отрешенность. Но это не конечная стадия. Как пишет Кэмпбэлл, это стадия нарцисса, глядящего в воду, а не конечная цель.

Итоговая цель же, как отмечает исследователь, осознать, что ты и есть та самая бесконечная сущность, которая одновременно и является миром. А это значит только одно — наступает конец одиночеству. Самость достигнута. Это и есть приобщение к социуму, присоединение к нему — осознание самости во всем.

В этой точке альтруизм прекращает свое существование, так как все, что бы ты ни делал, ты делаешь для себя. Но это очень сложная мысль, и если тебе удалось к ней прийти, поздравим — тебе уже удалось достичь просветления. А значит ты находишься на мифологическом пути героя, описанного Кэмпбеллом.

Невозможность воплощения идеи мономифа


Такая идея обретения общности практически бесполезна в наше время, поскольку вселенная значимых символов сегодня разрушена, а значит, связь с ней утеряна. Как пишет Кэмпбэлл, мы находимся на таком цикле мифа, когда человечество должно получить инициацию перехода в эру зрелости.

Разум окрыт, однако ценности, которые мы утверждаем в обществе, выглядят иначе. Мы разумны и рациональны, но не в той степени, чтобы бросить себе вызов и прикоснуться к чему-то большему, чем являемся мы сами.

Все, что человек делает, он делает исключительно для себя, не имея возможности нести знание шире, в силу сложившихся ценностей, определенной структуры системы, которую мы строим сами же. Путь героя сегодня — это путь одиночек.

Общество требует духовного перерождения, но ни одна религия сегодня не способна справиться с этим вызовом. Мы имеем дело с бесчисленным многообразием символов, но пока они не могут иметь особого значения для каждого из нас, и не известно, найдем ли мы когда-нибудь эту общность. Даже буддизм сегодня переживает, как и многие другие религии, период деградации и упадка.

Герои настоящего — это люди, отважившиеся найти внутри себя причастность к этому общему и целому глубоко внутри себя. Те люди, которые находятся в поиске этого четвертого измерения, пусть даже лично для себя, для собственного роста и спасения. Причем делающие это без оглядки на страхи и предрассудки окружающих. Тем, кто встал на этот путь, удается вырваться из безмолвия, одиночества и отчаяния. По крайней мере, так считает Кэмпбэлл, но, в общем-то, и мы с этим согласны.

Такая разгадка основной цели мономифа выглядит действительно удачно. Это объясняет нашу тягу к однотипным историям со вселенским масштабом, в которых герой преодолевает себя, сотни трудностей и сподвигает общество к переменам.

Но способны ли мы сами на подобное геройство? Это уже личный вопрос к каждому отдельно взятому человеку. Ты точно сможешь ответь на этот вопрос только заглянув внутрь себя.

Читай также:

Загрузить еще