Для связи с богом и во славу постмодерна: необычные танцы и танцевальные представления
Мы нередко вспоминаем о мире искусства, но как-то незаслуженно постоянно обделяем вниманием тему танца. А ведь танец всю жизнь находится где-то рядом, особенно если никто не видит. Итак, код красный: высокая опасность заражения танцевальной лихорадкой. Рассказываем о самобытных национальных танцах и ярких представлениях из архива мировой культуры.
Танец дервишей
Хоть лето уже и прошло, но идея отправиться в более теплые страны все еще актуальна. Если ты будешь рассматривать возможные пути поездки и обратишь внимание на Турцию, то в каком-нибудь рекламном ролике обязательно увидишь в замедленной съемке кружащихся в танце мужчин в развевающихся белых одеяниях. Так вот это не совсем обычный танец.
Корнями он уходит к мевлеви — суфийским (суфизм — аскетичное течение в исламе) духовным практикам, появившимся в Турции в 13 веке, а эти танцоры — дервиши (мусульманские монахи, аскеты, приверженцы суфизма). В этих учениях много внимания уделяется ритуальным песням и танцам, а медитативного состояния для единения с Богом они пытаются достичь в том числе с помощью такого танца, ставшего ярким культурным наследием в истории Турции. Перед началом действа дервиши выходят в черных накидках, которые сбрасывают во время танца, появляясь в белоснежных войлочных одеяниях, будто бы переживая метафорическое воскрешение и очищение. Они то поднимают руки к небу, то опускают к земле, склонив голову набок, и кружатся, приводя себя в трансовое состояние.
Ритуальные танцы тихоокеанских народов
Если ты наблюдал когда-нибудь регбийный матч, в котором принимает участие сборная Новой Зеландии по этому виду спорта, то очень надеюсь, что ты смотрел его с самого начала, ведь мог пропустить это:
Это называется хака — ритуальный танец коренного новозеландского народа маори. Это тоже не вполне танец в обычном понимании этого слова, а целый ритуал. Хака очень разнообразен и может исполняться во время радостных моментов или приветствия, а также может представлять из себя запугивающий ритуал, ведь если встретить где-нибудь такую толпу и увидеть все эти гримасы, то вряд ли можно подумать, что они с тобой просто здороваются. В начале 2019 год по всей Новой Зеландии люди исполняли этот танец в память о погибших в ходе теракта на территории страны.
Есть свой особый танец и у самоанского народа, который выглядит менее агрессивно и впечатляюще, но при массовом качественном исполнении смотрится не менее эффектно, — это танец саса, который очень похож на чечетку с использованием чего угодно, но только не каблуков. Не зря в переводе с местного языка саса означает «шлепок». Посмотрев видео ниже, можно сразу же представить, как этот танец заиграл бы в саундтреке фильма про Бэтмена из серии «Темный рыцарь».
Танец боевых обезьян
Кечак тоже вырос за границы обычного танца: в балийской культуре это целое представление или даже мюзикл в современном понимании. Более сотни человек наряжаются в клетчатые наряды, поднимают руки вверх, трясут ладонями, издают странные звуки и начинают передвигаться по сцене, имитируя какую-то обезьянью возню. Дело в том, что этот танец изображает битву из древнеиндийского эпоса, в которой царь Рама вместе с обезьяноподобными воинами сражается с демоном Раваной, так что это практически театральная постановка с необычным для нас сюжетом. Таковым ритуальный танец сделал Вальтер Шпис.
Отчего так в Гамбии солома шумит
Представь, что на тебя катится огромное, с человеческий рост, перекати-поле, только более густое, и вот оно перед тобой раскрывается и начинает извиваться всеми своими стеблями, превращаясь то ли в пляску мохнатой собаки, то ли в развевающиеся волосы под действием фена. Примерно так можно описать ритуальный танец зангбето, который исполняют коренные жители Гамбии.
Зангбето — это древние охранники в местных деревнях, которые по ночам надевали на себя одеяние из сушеной соломы, напоминающее огромный стог, и отгоняли не только подозрительных незнакомцев, но и злых духов, ведь этот танец относится к культуре вуду, так что без неосязаемых блуждающих душ тут никак. Сегодня же это превратилось в представление, когда сначала музыканты разогревает толпу, а потом выходит сам зангбето и превращается в блуждающее пламя из засохшего сена.
Танец с ножницами
Танец с ножницами — культурное наследие перуанских индейцев, внесенное в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это достаточно древний танец, который не очень одобряла местная католическая церковь, считая, что танцоров одолевал дьявол в этот момент, но в итоге смирилась, и теперь все эти танцевальные фестивали и соревнования часто проходят во время католических праздников. Танцор в расшитом золотом ярком наряде с ножницами в руках выходит на сцену и под обязательный аккомпанемент скрипки и арфы начинает исполнять акробатические движения, щелкая ножницами в такт музыке. На соревнованиях они образуют своеобразное трио, представляя свою деревню: танцор, скрипач и арфист.
У них танец с ножницами, зато у нас есть знаменитый танец с саблями — балетное музыкальное произведение Арама Хачатуряна. С его помощью я и обрубаю рассказ о национальных танцах — и перехожу к некоторым современным танцевальным произведениям.
Под ритмы кровеносной системы
Знаменитый советский танцор Михаил Барышников в 1988 году в Бостоне участвовал в необычной постановке под названием «The Heartbeat». Он один выступал на сцене, голый по пояс, в это время к его груди были подсоединены датчики, считывающие биение сердца и транслирующие его с помощью аудиоусилителей в зал. При этом играл оркестр, исполняя «Адажио для струнного оркестра», но большую часть времени танцор двигался только под ритм собственного сердца.
Экспрессионизм и постмодерн в танцах
Некоторые направления в искусстве в одних жанрах проявились ярче, чем в других. Например, экспрессионизм в литературе и изобразительном искусстве легче представить, чем в танцах, а он там тоже присутствовал. В начале 20 века в Германии возникло такое понятие, как экспрессионистский танец. Этот стиль больше уделял внимание объединению ритма и движению человеческого тела — танцы нередко были частью театральных постановок на экспрессионистской сцене. В ходе таких экспериментов хореограф Рудольф фон Лабан даже придумал свою систему графической записи движений — лабанотацию.
Позднее, с появлением постмодерна в искусстве, ближе к середине века родилось и соответствующее направление в танцевальном искусстве. Как и сам постмодерн, эти движения тела старались сбросить с себя привычные рамки, ограничивающие, как им казалось, любое искусство. Новый танец оспаривал академические устои, превращался в нечто хаотичное, это можно было назвать абстрактной импровизацией в самом буквальном понимании этого выражения.
«Приостановка конфликтов»
И, наконец, детище французского хореографа Бориса Шармаца «Приостановка конфликтов», которое вызовет неоднозначную реакцию у любого, кто это увидит. Этот танец-перформанс начинается с круговых движений ладонью группой людей, которые постепенно сами тоже раскручиваются, подобно юле, и, поднявшись в полный рост, начинают изображать руками мельницы и «ломаться» в танцевальном трансе, словно зараженные странной болезнью ходячие зомби. Это лучше просто увидеть.