Просвещение

Два нарратива, один сюжет: что такое нарратив и примеры его использования

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Всё о нарративе простыми словами — приведем примеры, которые помогут понять, что такое нарратив и чем он отличается от сюжета.

Нарратив простыми словами — это повествование или сюжет в интерпретации рассказчика. В отличие от самого сюжета и его фабулы, нарратив имеет некоторые отличительные особенности, в основном, смысловые.

В чем же эта разница заключается — расскажем в статье.

Что такое нарратив

Нарратив — это некоторая линия повествования, занимаемая рассказчиком, благодаря чему у нас есть возможность пересказывать один и тот же сюжет иначе, интерпретировать его по-другому, не меняя структуру фактического ряда — последовательность событий. Это возможность множественной интерпретации, в зависимости от закладываемых нарратором (рассказчиком) смыслов.

Чтобы объяснить термин более подробно, начнем издалека. Понятие нарратива начали употреблять философы-постмодернисты, сам термин же пришел из историографии — науки о развитии исторического знания. Событие в нарративе трактуется не иначе, как в связке с его интерпретацией.

Постмодернисты советуют в первую очередь обращать внимание на смысл самой истории, а не на форму и способы ее изложения. В нарративе смысл всё, а форма — это уже второстепенная неразрывная часть.

Сам нарратив, в чем согласны между собой большинство современных философов и психологов, представляет собой сочетание языковых и психологических структур, ценных в культурном и историческом контексте. При этом нарратив ограничен возможностями и умениями самого рассказчика, уровнем владения языком, образования, социально-культурным контекстом, в котором он находится, и т.д.

Нарратив в психологии


Еще с древних времен через рассказ человек стремится структурировать реальность, разложить по полочкам свой личный опыт и передать его другим людям. Нарратив призван включить внимание читателя или зрителя в сам процесс повествования, сделать частью этого полотна через смыслы, которые ему близки.

Психологи отмечают, что человеку проще упорядочить свою жизнь, если он воспринимает ее в связке с законами повествования. Человек чаще всего находится в постоянном состоянии рассказа самому себе собственной истории, мотивов, желаний и смыслов. Некоторые из этих процессов находятся на уровне бессознательного.

В жизни мы постоянно рассказываем о себе другим, оцениваем себя и свой путь с точки зрения значимых для нас людей, рефлексируем на тему прошедших событий и сами себе снова и снова по-новому рассказываем, что же то или иное событие в нашей жизни значило, в зависимости от переменных, которые в текущий момент присутствуют в нашей жизни.

Например, ваш знакомый может несколько лет жалеть о том, что пошел учиться на психолога, инженера, экономиста или выбрал любую другую профессию. Но потом, когда его жизнь налаживается, знания, которые он получил, приносят пользу, он может чувствовать, что он находится на своем месте. Так одни и те же события мы можем рассказывать себе в контексте разных нарративов, придавая истории новый смысл на основе одних и тех же событий.

В общем-то, в этом и заключается работа психолога — помочь человеку переосмыслить события его жизни с точки зрения другого нарратива, переписав личную историю без изменения в действительности фактов или их подмены. Меняется же только угол зрения, и этого достаточно, чтобы сформулировать новые смыслы и найти ценности, которые до этого были незаметны.

Нарратив в литературе


С точки зрения литературных произведений, нарратив — это последовательность повествования, структура событийной линии. Только не стоит путать нарратив с сюжетом, если сюжет — это скорее фабула или само содержание, то нарратив — это структура, на которую уже накладывается фабула или содержание.

Некоторые писатели предлагают для более простого понимания разделить сам нарратив на нарратемы или актные роли — функции персонажей. Ж. Греймас предлагает разделить нарратив на следующие фигуры: помощник и оппонент, отправитель, получатель, субъект и объект.

А В. Пропп ввел понятие нарратемы — это единицы нарратива, которые могут представлять собой как функции персонажей, так и сами ситуации или предметы, включать в себя характеристики персонажей.

У одной и той же истории могут быть разные нарративы


В более широком смысле нарратив — это способ изложения конкретной истории, причем одну и ту же историю можно рассказать с точки зрения разных нарративов. Например, в одной из серий «Симпсонов» в 33 сезоне Гомера ошибочно обвинили в том, что он оставил Маленького Помощника Санты запертым в машине с закрытыми окнами на жаре, кадры произошедшего вирусятся, и Симпсон становится изгоем.

На самом же деле нам показывают, что Гомер вышел буквально на 2 минуты за мороженным, решив порадовать своего питомца лакомством в жаркий день. Перед тем, как уйти, он оставил окна машины открытыми, но пес по имени Маленький Санта случайно нажимает на кнопку, которая закрывает все окна, ключи выпадают, и животное остается в закрытой в машине. Сам же Симпсон совсем не хотел причинить вреда своему псу и сделал все, чтобы подобная ситуация не произошла. Но общество начинает осуждать Симпсона, который не готов извиниться за свой поступок, поскольку не чувствует своей вины.

Это пример, как одна и та же история рассказывается с точки зрения двух нарративов, — один из них о том, что Гомер не виноват, искренне любит пса и заботится о нем, мы понимаем, что произошедшее не больше, чем случайность, и с другой стороны есть еще один нарратив, рассказанный внутри одного и того же сюжета, — Гомер злостный преступник, который не позаботился о безопасности своего питомца и заслуживает общественного порицания.

С точки зрения Симсона, он невиновен, с точки зрения общества — он жестокий преступник. Выходит, что два разных нарратива или смысла заложены внутри одного и того же сюжета, таким образом авторы вызывают сопереживание в зрителях, показывая две стороны одних и тех же событий и их неоднозначность.

Нарратив на примере Лолиты и Алисы в стране чудес


Или, например, «Лолита» Набокова может быть представлена как история, в которой 12-летняя девочка соблазняет своего отчима или как история насилия над ребенком со стороны взрослого человека с серьезными отклонениями в психике, заслуживающего сурового наказания.

Еще один пример — история «Алисы в стране Чудес» Льюиса Кэрролла может быть представлена как сказочный сон девочки или как история травмированного ребенка с глубокой психической травмой, что было продемонстрировано в компьютерной игре «Америкэн Макги: Алиса» в жанре action.

Нарратив в рекламе


Понятие нарратива перекочевало в рекламу и маркетинг. Несмотря на то, что из-за обилия рекламных сообщений у нас формируются «слепые зоны», которые позволяют сознанию фильтровать поступающую информацию, использование нарратива позволяет привлечь внимание потребителей к продукту. Мы не можем разлюбить истории, и этим пользуются пиарщики, рекламщики и политтехнологи.

Важнее всего рассказать такую историю достаточно убедительно и внятно, и она точно закрепится в общественном сознании. Типичная сказочная схема или нарратив в рекламе — это наличие протагониста или главного героя, злодея и волшебного предмета.

Вспомним ту же рекламу бытовой химии — здесь чаще всего в качестве главного героя выступает домохозяйка, в качестве злодея, которого нужно побороть, — грязь, а в роли волшебного предмета, заменяющего волшебную лампу, кольцо или любой другой сказочный предмет, — само моющее средство.

А в рекламе Мистера Проппера моющее средство вообще является аналогом лампы Алладина, из которой появляется «Джинн чистоты».

Нарратив и лоббисты

Хороший пиарщик может обосновать даже пользу курения, как это было продемонстрировано в фильме Джейсона Райтмана «Здесь курят» или «Thank you for smoking» 2005 года.

Это комедия и драма в одном лице, которая иллюстрирует работу специалиста по связям с общественностью, лоббирующего табакокурение. Работа у Ника Нэйлора не легкая, а сам фильм объясняет, как одни и те же факты могут быть преподнесены нам с точки зрения другого нарратива, ведь иногда всё дело только в таланте рассказчика.

Профессиональных пиарщиков учат убедительно обосновывать один и тот же тезис, приводя аргументы «за», а затем точно также «против». Такая работа иногда — это мастерское умение обелить даже то, что кажется черным как смоль. С таким талантом, как нам кажется, почти рождаются.

Что же из этого правда — вопрос к философам, которые разбираются в диалектике. Но об этом мы поговорим уже в другой статье.

Читай также:

Загрузить еще