Философия аскетизма: к чему ведут духовные аскезы и тотальное самоограничение
В новой статье редакции Royal Cheese изучаем, что такое аскетизм и зачем его практики используются в различных культурах по сей день.
Что такое аскетизм
Простыми словами аскетизм — это практика отказа от физических или психологических желаний для достижения духовного идеала или цели. В переводе с греческого «askeo» означает «упражняться» или «тренироваться».
В первую очередь, аскетизм связан с различными религиозными направлениями. Не существует, наверное, ни одного духовного направления, которое бы не было связано хотя бы косвенно с определенным набором правил и ограничений, созданных для приверженцев.
Об аскетизме простыми словами: зарождение практики
В основе аскетизма — стремление достичь идеала, мастерства и целостности. Аскетизм хоть и имеет религиозный и философский оттенок, напрямую связан с дисциплиной. Например, в древней Греции использовалась атлетическая форма аскезы — тренировка, направленная на достижение максимального уровня физической подготовки.
Олимпийские спортсмены Древней Греции подвергаясь изнурительным испытаниям, усмиряли и дисциплинировали свое тело. А также отказывались от различных видов удовольствий перед боем. Древние израильтяне, например, воздерживались от полового акта перед битвой.
Истоки аскетизма
Поскольку в древнем обществе возобладали физические ценности, то и акцент был на них. Со временем фокус внимания сместился с физических на духовные ценности. Появились идеалы развития умственных способностей, морально-нравственные и духовные идеалы.
Греческие тренировки интеллекта привели к появлению первых учений и предметов, а также педагогики как таковой. Появились странствующие учителя, которые начали давать наставления за плату. Аскетизм в то время приобрел новые оттенки, связанные с этикой и мудростью.
В основе этической мысли же лежала идея отвержения низших желаний, под которыми понимались чувственные и телесные. Они противопоставлялись духовным, которые воспринимались как высшая ценность человеческой жизни. Здесь же важно поднять тему основного философского вопроса, которую мы подробно разобрали в этой статье.
С чем связан религиозный аскетизм
Ценность аскетизма в укреплении воли человека и его более глубоких духовных сил — это важная часть многих религиозных и философских течений как на протяжении всей истории, так и сегодня.
В философии идеи морального аскетизма развивали Артур Шопенгауэр и Иммануил Кант. Последний, кстати, придерживался взглядов стоиков относительно нравственности и аскетичности.
Религиозный аскетизм связывают:
- со страхом демонов;
- стремлением к ритуальной чистоте;
- желанием привлечь к себе высшие силы;
- получением снисхождения и сострадания;
- избавлением от чувства вины и греха;
- получением доступа к сверхъестественным силам;
- осознанием конечности жизни;
- упрощением образа жизни.
Аскетизм: особенности проявления в разные века
Расскажем о наиболее распространенных практиках прошлого, связанных с аскетизмом.
1. Безбрачие и целибат
Первый принцип аскетизма, свойственный религиозным течениям, — безбрачие и целибат, культивирование этих понятий как высшей ценности. Такие идеи были свойственны ранним месопотамским христианским общинам, религии ацтеков и римскому католицизму.
2. Отречение от благ цивилизации
Второй — отречение от мирских благ. Монашеские сообщества максимально близки к этому идеалу аскетизма. Подробнее о том, как уйти в монастырь, мы рассказывали здесь. Бедность и получение милостыни — это высшая ценность первых монастырей в Месопотамии, а затем и средневекового мира.
3. Пост и воздержание
Третий принцип аскетизма — воздержание и пост. В древних обществах такие практики связаны с верой, что принимать некоторые виды пищи может быть опасно, так как через нее могут проникнуть «демоны».
4. Отказ от гигиены
Четвертый распространенный в древности принцип аскезы — отказ от гигиены. Это связано с тем, что для древних аскетов, нередко бродивших часами по пустыне в разгар дня, отказ от водных процедур приравнивался к мукам.
5. Отказ от движения
Пятый и самый необычный принцип аскезы — отказ от движения. Такая практика была популярна у сирийских монахов, уединявшихся в келье.
6. Отказ от общения
Шестой — отказ от контактов с людьми. Аскеты нередко уходили жить в пустынные районы и пещеры. Интересно, что любое постоянное жилище порицалось во многих аскетичных религиозных направлениях.
7. Самоанализ и самоуничижение
Седьмая — болезненный самоанализ. Такая практика была популярна у буддийских аскетов в связи с их практиками медитации. Сирийский христианский богослов св. Ефрем Сир учил монахов, что размышление о вине, грехе, смерти и наказании должно выполняться с особым рвением и муками. Страх и слезы, самоуничижение у этих народов культивировались как высшая ценность.
Есть ли в самоограничении место для насилия
В малой степени самоограничение может быть полезно, например, в форме дисциплины. Однако всего хорошего должно быть в меру. В истории известны случаи, когда рьяный аскетизм приводил религиозных практиков к слепоте, отсыханию рук, что является буквальной формой самоистязания.
Соответственно, отвечая на вопрос, скажем о том, что да, в аскетизме есть место насилию, и подобные формы могут культивироваться в разных культурах. Например, такие практики использовали индусфакиры прошлого. Они не только изнуряли себя тренировками, но и проводили долгие часы на холоде или жаре, что было опасно для жизни.
Также в древности среди таких аскетов были популярны самоуничижающие практики: они могли смотреть на солнце, пока не ослепнут, держать руки над головой, пока они не засохнут, или носить железные цепи и приспособления, которые ограничивают движение и доставляют боль.
Болезнетворные формы аскетизма включают самоистязание, буквальное самобичевание или порку. Такое массовое движение возникло в средние века в Италии и Германии и все еще практикуется у некоторых народов Мексики и США.
Читай также: