Просвещение

Иди на завод: мини-тур по цехам России и СНГ

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Сколько в СССР было заводов Ленина и какой из всех самый большой.

Сегодня на рынке вакансий редко встречаются профессии металлургов и фрезеровщиков. Однако 80 лет назад СССР занимал лидирующие позиции по количеству заводов в мире. Сегодня большая часть из них стоит, а технику давно сдали на металлолом. Некогда прибыльные предприятия умирают, но никто не запрещает нам потанцевать на могиле мертвецов. Вспомним самые значимые заводы Советов. Некоторые живы до сих пор.

Харьков — столица экологии СССР


Самые сентиментальные люди на земле — владельцы гаражей. Сколько всяких реликвий древности там можно найти. Если у твоего отца или деда есть соответствующее помещение, то загляни туда. Наверняка ты отыщешь аккуратно подвешенный на стене велосипед. И, скорее всего, он изготовлен Харьковским заводом. Это легенда советского велосипедного машиностроения. Благородный отец достойных двухколесных сыновей: «Украины», «Туриста» и «Прогресса».

Предприятие основано в 1923 году путем слияния заводов Лейтнера и Блейхерта. Переустройство прошло меньше чем за три месяца, и в ноябре началось производство. ХВЗ — первопроходец в области создания велосипедов. На первых из них студенты местного университета физической культуры совершили кругосветку. Александр Князев и Илья Фрейдберг отправились на восток в 1924 году. Проехали Китай, Японию, Латинскую Америку, Европу и вернулись в Москву в 1927 году.

В 1926 ХВЗ начал выпускать один из самых массовых велосипедов — «Украина». Через 6 лет они выпустили уже 70 тысяч экземпляров, на которых рассекали просторы СССР все слои населения — от студентов до профессоров. А в 1958 году (вместе с выходом модели «Прогресс») начинается экспорт в другие страны. Кстати, тогда же появился мотовелосипед. Правда, шумел он на всю деревню, так что сегодняшние электросамокаты смотрятся выигрышнее.

Сегодня ХВЗ продолжает упорную работу, правда, количество производимой продукции упало в разы. Сокращения затронули все цеха, и сегодня на заводе трудится 668 человек. В 2012 году завод выполнил спецзаказ для «Укрпочты». Кстати, самый знаменитый почтальон Печкин гонял на подозрительно похожем на «Турист» велосипеде.

Самый большой завод имени Ленина


Мариупольский завод по-своему легендарен: он второй по величине среди подобных предприятий СССР. Он основан в 1897 году и до сих пор выполняет свои функции. Во-первых, металлургия, во-вторых, работа с известняком. Здесь производят чугун, сталь, прокат и агломерат. В общем, тяжелая промышленность. Инициаторами строительства завода стали инвесторы из Пруссии и США. Их привлекло географическое удобство: в пределах досягаемости — всё необходимое сырьё, порт, а также рабочая сила из соседних сёл. Нет более подходящего сочетания, чтобы делать бизнес. Разве что только пляж и кукуруза.

В СССР завод превратился в многопрофильного монстра, который занимался всем, что имеет отношение к чёрной металлургии. К слову, поменялся не только спектр работ, но и название — Мариупольский металлургический комбинат имени В.И Ленина. Во время ВОВ здесь начали ваять броню, в том числе и для танков Т-34. В 1960-х у завода начался второй важный этап — массовое переустройство сделало его одним из самых современных по техническому оснащению в Европе. А потом Союз распался, но это мало сказалось на жизни предприятия. Трудности возникли позже.

Так, в нулевых годах на нём работало свыше 90 тысяч сотрудников, тогда как сегодня — чуть больше 17 тысяч. А ещё снова пришлось менять имя — от Владимира Ильича Ленина остался только Ильич. Это отчество Зота Некрасова, в честь которого зовется Мариупольский комбинат. Кстати, это самый большой завод имени Ленина. Помимо него, имеется ещё 16 объектов, так что есть с кем соревноваться. К сожалению, сегодня предприятием трудно гордиться. Во-первых, своим внешним видом оно отбрасывает в начало XX века, а во-вторых, сильно портит экологию в регионе. Местные часто жалуются на смог и грязный воздух.

Завод по производству атмосферы чаепития


Фарфор — дело тонкое, но поставленное на поток. Если ты думал, что фаянсовые тарелки, которые бабушка достает по праздникам, это ручная работа, то у меня плохие новости. Скорее всего, они сделаны на Дулёвском заводе. Это крупнейшее предприятие России по производству сувенирных изделий, посуды и прочей утвари. Трудно поверить, но он до сих пор работает, хотя через 13 лет ему будет уже 200 лет.

С заводом связано несколько легенд, некоторые находят подтверждение в фактах. Например, многие женщины-художницы носили имя Агафья. В подтверждение приводится целый стиль росписи — агашка — рисунок большого розового цветка. Но это не означает, что условная Наталья не могла здесь работать. Ещё одна байка связана с мастерством девушек. Те же самые агашки, по слухам, делали с помощью пальцев — настолько тонкие и аккуратные они у мастериц.

Кстати, уверен: у тебя был опыт с дулёвской посудой. Помнишь красные чашки и блюдца в крупный горошек? Это и есть продукция завода — сколько советских жителей имели этот раритет? И сегодня его продолжают делать около 700 сотрудников. В 2014 году в Ликино-Дулёво открылся современный музей, посвященный предприятию.

Ford по-советски


Ныне покойный АЗЛК (автомобильный завод Ленинского комсомола) в своё время штамповал автомобили, о которых мечтал любой житель Союза. Речь, конечно, о «Москвиче». Завод начал работу в 1930 году под командованием американской комиссии. До 1933 года здесь производился советский «Ford», однако потом АЗЛК стал филиалом ГАЗа. В 1939 году механики собирают первую советскую малолитражку — КИМ-10, а через год модель усовершенствовали, и у неё появился откидной верх. Концепт скоммуниздили у «Ford».

50-е и 60-е — золотой век в жизни АЗЛК. В это время появились «Москвич-407», «408» и «412» — венцы эпохи деятельности завода. Налаживались контакты с Европой, поставки за границу стали привычным делом для отечественного автопрома. «FIAT» и «Renault» подписывали контракты с АЗЛК, по которым в Советы приезжали зарубежные специалисты для обмена опытом. Ежегодно выпускалось свыше 200 тысяч машин, однако гонка за количество сказалась на качестве. Яркий пример — «Москвич-2141». Уже после распада СССР стало ясно, что АЗЛК осталось недолго. В особенности после выхода моделей «Князь Владимир», «Юрий Долгорукий» и авто представительского класса «Иван Калита». Производство встало в нулевых, а официально завод закрылся в 2010 году, причина — банкротство.

Покойся с миром, телевизор-ящик


В том же гараже, где висит велосипед, ты наверняка найдешь и старенький телевизор «Рубин». С октября 2019 года он пришел в негодность — Россия окончательно отказалась от аналогового вещания, отдав предпочтение цифре. В 2003 году официально перестали выпускать московские телевизоры. Вряд ли ты можешь представить, как предприятие из России борется с зарубежными мастодонтами. Зато в СССР телевизоры московского производства были лидерами продаж и соревновались не с зарубежными компаниями, а с «Горизонтом», который сегодня переквалифицировался на создание пылесосов.

«Рубин» начал деятельность в 1951 году, после того как закрылся авторемонтный завод. В его цехах начали паять микросхемы, чтобы миллионы советских граждан могли смотреть за выступлениями партийных лидеров. К 50-летию Октябрьской революции начали серийный выпуск первого отечественного цветного телевизора «Рубин-401». В декабре на Всемирной выставке в Монреале ему присудили «Гран-При». Завод в 1975 году отказался делать чёрно-белые аппараты и окончательно перешёл к цветным. В этот же год начался экспорт. На Олимпиаде в Москве предприятие было официальным поставщиком — на олимпийских объектах стояли знаменитые ящики. Однако с золотой эрой японских, корейских, китайских и американских конкурентов «Рубин» перестал пользоваться популярностью. Завод окончательно стух в 2003 году, сейчас на его месте — ТЦ. Однако, отдав бразды правления КНР, отечественная компания всё ещё подаёт признаки жизни. Хотя даже название пришлось поменять — теперь это «Rubin». Транслит наше всё.

Как видишь, некоторые отечественные предприятия приспосабливаются под современные реалии, кто-то всё еще делает то, что умеет. Однако тенденция прослеживается чётко: советские заводы вымирают, как динозавры после метеоритного дождя. Только за последние 19 лет 78 тысяч предприятий ушли на покой, лишив миллионы россиян рабочих мест.

Загрузить еще