Искусство сознательного обращения с природой: как российские художники борются с экологической катастрофой
С каждым годом становится все более очевидным то, что человечеству необходимо изменить свой подход к эксплуатации природных ресурсов, фабрик, которые загрязняют окружающую среду и использованию пластика. Помимо важности улучшения инфраструктуры утилизации и уменьшения уровня токсичности производств в России, важно различными способами помочь обществу осознать необходимость сокращения количества отходов пластиковой упаковки и прочего мусора.
Эту роль сегодня на себя берут не только крупные компании, активисты и изобретатели, но и деятели современного искусства. Какую функцию играют инсталляции, сделанные из бутылок, и другие произведения искусства в борьбе за чистоту городов и лесов, — рассказывает Royal Cheese.
Начало положено
Во многих спальных районах и центрах городов, все чаще появляются специальные контейнеры по распределению мусора, аналоги Pfand, пункты приема вторичного сырья. Однако Россия вряд ли может похвастаться такими же успехами конкретно в этом вопросе, в отличие от европейских стран. Тем не менее эти действия — хорошая инициатива, которую поддерживают активисты и художники. Во всех регионах независимые инициаторы, которые посвятили свою жизнь искусству, организовывают проекты, так или иначе связанные с целью формирования у людей верного отношения и понимания проблемы.
Конечно, не все граждане поддерживают создание непонятных и абстрактных статуй и картин из использованных бутылок и прочего мусора. Так, например, отреагировал пользователь сети «ВКонтакте» на установленную конструкцию Владимира Кандра, собранную из 5 тонн мусора с берега Черного моря:
«Какой смысл на практике от этого назидательного кринжа? Не понимаю. Адекватные и образованные люди и так не мусорят где попало — им это назидание не нужно. Пофигистам, которые мусорят, тем более»
Через эмоции к сознательности
Художники уверены, что именно через призму эмоциональности, которая следует за искусством классическим или современным, люди более тонко воспримут информацию и обратят свое внимание на то, что раньше проходило мимо них. Действительно, каждый из нас примерно понимает сложность ситуации, но из-за постоянной занятости и заботах о более приближенных к жизни вещах, не может полностью осознать масштаб проблемы. Возможно, именно скульптура, созданная из тонн мусора, который был собран со свалок, пробудит даже в самом незаинтересованном человеке желание постичь глубину катастрофы. А те, кто поддерживает сознательное отношение к мусору и потреблению, смогут воспринять работу как искусство и получить все необходимые эмоции.
Подобное воздействие на людей можно объяснить результатами исследований искусства и его влияния на человека. Помимо того, что оно способствует физическому и психическому здоровью, уменьшает стресс и нормализует работу сердечно-сосудистой системы, выставки увеличивают эмпатию как к окружающим людям, так и к окружающему миру в целом. Люди, годами интересующиеся живописью, скульптурой, театром или литературой, со временем становятся более чувствительными и эмоциональными по отношению к несправедливости или социальным проблемам как, например, загрязнение морей и океанов.
Столица борьбы
Возможно, в регионах жители относятся к подобным художественным инициативам с опаской и непониманием. Однако в столицах явление распространено в более широком смысле. Так, например, в Москве осенью прошлого года активно проходил фестиваль «Трэш-Арт» в торговом центре «Ривьера», тематика которого была полностью посвящена проблемам экологии. Абсолютно все экспонаты были изготовлены из мусора, собранного из лесов, полей, морей нашей страны, а также одежды, которая была выброшена за ненадобностью. Художники призывали посетителей брать с собой в выставочный зал ненужные книги, телефоны и пластик для того, чтобы эти предметы стали частью выставки. Так, организаторы не просто привлекли внимание к проблеме, но и внесли свой вклад в утилизацию вторсырья.
С помощью бутылок, резинок и прочего мусора они привлекли внимание к вымиранию животных, это иллюстрирует инсталляция «Слон», созданная Дарьей Даниловой из проводов, «Арка времени» из старых телефонов и сломанных ноутбуков Зилии Канчуриной призывает людей к осознанному потреблению, а «Книговорот» Федора Хмелькина говорит о важности сдачи макулатуры в переработку. Все эти экспонаты важны не только с точки зрения заботы о планете и привлечения внимания, но и уникальны тем, что после того, как фестиваль был окончен, их разобрали и отправили на переработку согласно всем правилам.
Так, их можно было увидеть только в одном экземпляре и в одном месте в стране. Можно сказать, что это символизирует непостоянство того, что нас окружает. Событие важно и тем, что его главным организатором выступил крупный ТЦ, это говорит о том, что даже сообщества в сфере бизнеса осознают проблему и принимают на себя ответственность за распространение информации.
Подобную инициативу взял на себя арт-объект «Кракен», установленный на набережной рядом с парком «Зарядье». Массивная фигура осьминога дизайнера Михаила Цатуряна превратилась в стойкое напоминание горожанам об угрозе экологической катастрофы, опираясь на Большое тихоокеанское мусорное пятно. Согласно задумке, животное, подобно мусору, утягивает корабли на дно океана.
Безусловно, работы современных художников не гарантируют то, что каждый проходящий мимо человек моментально перестанет мусорить и начнет заботиться о природе, но, по крайней мере, их творчество даст шанс на то, что хотя бы 1 из 10 остановится и посмотрит внимательно на ту катастрофу, которой способствует практически каждый житель планеты. К подобной практике прибегают энтузиасты по всей стране, обращая внимание на самые разные проблемы: загрязнение морей и воздуха, таяние ледников, истребление редких видов животных, вырубку лесов.