Как были устроены первые институты благородных девиц в России и за рубежом
Изолированные от родителей, друзей и реального мира, девушки чаще всего выходили из школы совершенно не приспособленными к жизни.
Рассказываем, как жили воспитанницы институтов благородных девиц и чему их там учили.
Первый институт благородных девиц в России
В России первые учебные заведения для женщин стали открываться во второй половине XVIII века. Это были закрытые пансионы, куда принимали девочек 5-8 лет. Всего обучение в стенах заведения длилось 12 лет, и девушки заканчивали его уже в юности — когда воспитанницы выпускались, им было на тот момент 17-20 лет.
Первый пансион для благородных девиц — Смольный институт в Санкт-Петербурге — был открыт при Екатерине II в 1764 году. До этого женского образования в России не было, а семьи, которые могли себе это позволить, обучали девочек на дому. В школы принимали дочерей из привилегированных семей потомственных дворян, титулованных военных, зажиточных купцов и почетных граждан.
В 1765 году при Смольном институте открылось дополнительное воспитательное учреждение для девушек из других сословий. Там дочери обычных крестьян и рабочих могли получить элементарное образование и обучались домоводству.
Екатерина решила организовать учебное заведение для девушек, чтобы воспитать новое поколение женщин, которое должно было стать основой будущего прогрессивного общества. Императрица настояла на том, чтобы школы были закрытыми. Она считала, что окружающая среда и семья негативно влияют на воспитание девушек, навязывают им пороки, так что в будущем избавиться от тлетворного влияния общества становится невозможным.
Именно поэтому в Смольном царили жесткий режим и полная изоляция от внешнего мира: девочек забирали из семьи в 5-6 лет и возвращали обратно в 18-ти летнем возрасте уже сформированными, обученными по всем канонам благородного воспитания XVIII века.
Почему девушкам сложно было жить за стенами Смольного
В Смольном институте благородных девиц, как и в других учебных заведениях для девочек того времени, сложилась почти монастырская изолированность. Перед тем, как отдать дочерей в школу, родители были обязаны подписать соглашение, что ни при каких обстоятельствах не будут требовать детей обратно, пока не закончится обучение.
По воспоминаниям бывшей институтки (именно так называли вопитаниц института) М.Н. Ковалевской, часто случалось, что после 12-ти летней разлуки родители и дети не могли узнать друг друга. Воспитанницам, чьи родители проживали в Петербурге, повезло больше. Иногда родственникам разрешалось навещать девушек, но только в стенах института и под строгим наблюдением наставницы.
Девушки находились за каменными стенами школы на протяжении всех 12-ти лет обучения. Их не отпускали домой даже на летние каникулы, а все письма и посылки от родственников проходили через руки надзирательниц.
Иногда воспитанниц отводили на прогулку в Таврический сад в сопровождении полицейского конвоя. По словам воспитанницы Смольного М.С. Угличаниновой, сад на это время закрывали от посещения другими посетителями, чтобы девочки не могли увидеться ни с кем из посторонних. Бродить по тропинкам парка разрешалось только парами.
Неудивительно, что после окончания обучения институтки были не в состоянии приспособиться к жизни вне учреждения: их представления об обыденности были максимально оторваны от реальности. При возвращении в обычную жизнь они сталкивались со множеством безрассудных страхов, которые мешали им общаться с другими людьми и строить отношения.
Чему учили юных аристократок и крестьянок
Екатерина II стремилась учить девочек по программе базовой школьной подготовки. Но после ее смерти, когда на престоле оказался Павел I, все заботы о женском образовании перешли в руки его жены Марии Федоровны. В отличие от свекрови, она придерживалась противоположных взглядов и считала, что женщина может стать полезной для общества только в роли хорошей жены, хозяйки дома и заботливой матери. Поэтому образование для девочек стало не общим, а «чисто женским».
Учебная программа всех женских институтов России того времени строилась по плану, разработанному самой Марией Федоровной. Среди предметов на первом месте стояли иностранные языки — в основном, французский, и христианская религия — закон Божий.
В старших классах девочек также обучали арифметике и геометрии, физике, географии, литературе и истории. Но знания преподавались поверхностно — ровно настолько, чтобы ученицы могли иметь о предметах общее представление. По мнению Марии Федоровны, женщине не нужны глубокие познания в этих областях, так как она все равно не сможет их использовать.
Так, на обучение иностранным языкам отводилось от 18 до 30 часов в неделю, а другим академическим предметам — всего лишь по часу. Зато обязательными были уроки музыки, танцев, домоводства, рукоделия и светских манер. В целом, за преподавательской деятельностью тьюторов строго следили, чтобы не допустить «опасных веяний» из внешнего мира.
Знание закона Ома или евклидовой геометрии никак не поможет приготовить борщ или нажарить котлет. Зато умение шить, штопать и вязать намного полезнее для будущей жены и хозяйки. Воспитанницы обязаны были самостоятельно следить за состоянием своих нарядов, а пренебрежение внешним видом наказывалось публичным позором.
Девушек учили и другим полезным в хозяйстве навыкам, но часто такие занятия были просто карикатурой на реальность. Например, из воспоминаний Елизаветы Водовозовой известно, что на уроках кулинарного мастерства на рабочих столах перед ученицами лежали уже отваренные и нарезанные овощи, разделанное мясо, готовое тесто и нужные специи. Девушки лепили котлеты и начиняли пироги, вот только к раскаленным печам и сковородкам их не допускали: вдруг обожгутся или еще хуже — испортят блюдо!
Как выстраивались порядки в закрытых школах России
1. Режим дня
Порядки в женских институтах были строгими, а режим дня — совсем как в армии. Девушки просыпались в 6 утра от громкого звонка, воспитательницы стаскивали с них одеяла и кричали: «Вставайте! Торопитесь!» Тот же звонок провозглашал, когда приходит время завтрака, обеда или ужина, когда начинается и заканчивается урок, когда наконец-то можно немного отдохнуть и когда нужно снова лечь в постель.
Учеба занимала практически все время. С 9:00 до 12:00 — уроки, потом обед, с 14:00 до 17:00 опять уроки, в 17:00 — полдник, до 18:00 — час свободного времени, с 19:00 до 20:00 вечера — время для домашней работы, в 20:00 — ужин, а после — сон.
2. Форма
Воспитанницы носили форму разного цвета по возрасту: у самых маленьких учениц платья были кофейные, потом — синие и голубые, у самых старших — белые.
3. Питание
Кормили девушек скудно. На завтрак давали молочную кашу или макароны и тонкий ломтик черного хлеба, слегка смазанный маслом, а иногда — посыпанный сыром. На обед — жидкий суп без мяса, на второе — ломтик поджаренной из этого же супа говядины, а на десерт — пирожок с вареньем. Ужин был совсем легким — кружка чая и половина сдобной булки.
В пост еда была еще менее колорийной. Утром полагались картошка с растительным маслом и жидкая овсянка, днем суп с крупой, кусочек рыбы и постный крендель. Девушкам, чьи родители жили поблизости, везло больше: родители иногда их подкармливали привезенной из дома едой.
4. Сон
В просторных помещениях Смольного всегда было холодно. Девушки мерзли, особенно по ночам: одеяла были очень тонкими, а накрываться одеждой было нельзя — за этим строго следили.
5. Религиозное воспитание
Религиозному воспитанию институток уделяли особое внимание. Девушки посещали церковь каждый день, во время поста — дважды в день. От долгих проповедей и служб некоторые ученицы часто теряли сознание.
Однако позже многие научились правдоподобно имитировать недуги, чтобы избегать посещения церкви. Например, вызывать рвоту с помощью махорки (сорт табака) или падали в обморок.
6. Развлечения
Иногда девушкам все-таки разрешали развлекаться. В Смольном проводили балы, праздники, концерты, а члены императорской семьи часто заглядывали в гости.
7. Наказания
Телесных наказаний к воспитанницам не применяли, но находили другие унизительные способы опозорить провинившихся. Например, заставляли стоять перед всем классом в незаштопанных чулках или показывали на всеобщее обозрение стоптанные башмаки.
8. Изоляция
На протяжении последующих ста лет закрытые школы были для девушек единственной возможностью получить образование.
Позже, с 1850-х годов стали открываться женские гимназии, где воспитанницам не приходилось жить в строгой изоляции от общества. Порядки в школах стали мягче, а образование — более академическим и углубленным.
Фрейлины — придворные девушки на выданье
После окончания школы некоторые из лучших выпускниц получали золотой медальон с инициалами императрицы и становились ее фрейлинами — это младшее придворное женское звание в послепетровской России, которое могли получить незамужние представительницы, чаще всего, из знатных дворянских семей.
Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь и сопровождали их по всюду — обычно они посменно дежурили при императрице, исполняя ее особые поручения. При назначении во фрейлины девушка получала украшенный бриллиантами вензель царской особы, в свиту которой она поступала. Постоянно находясь при высоком лице, девушка имела возможность удачно выйти замуж, после чего звание фрейлины с нее снималось.
Однако и после замужества она могла получать приглашение на придворные церемонии и балы. Посщать их они могли вместе с мужьями, независимо от их чина.
Что происходило в зарубежных женских институтах
Учебные заведения для женщин в Европе стали появляться еще с XIV века. Например, во Флоренции были организованы школы, где воспитывали девочек из рабочих семей. Их обучали ремесленным навыкам, чтобы они могли помогать родителям и в дальнейшем продолжить семейное дело.
В эпоху Ренессанса у европейских женщин появилась возможность получить образование наравне с мужчинами. Вот только женская роль в глазах общества того времени все еще сводилась к образу заботливой жены и хранительницы домашнего очага. Поэтому в школах и институтах девочек обучали литературе, музыке, искусству, живописи, иностранным языкам и рукоделию.
Первые закрытые пансионы в Европе
В Викторианскую эпоху именитые ученые утверждали, что мозг женщины менее развит и сложнее поддается обучению, чем мозг мужчины. Поэтому все мужское считалось нормой, а женское — отклонением, изъяном, который можно исправить удачным замужеством. Общественность считала, что женщина обязана посвящать себя мужу и семье, а образование ее только отвлекает и мешает исполнять свой истинный долг.
Закрытые пансионы для дочерей аристократов стали появляться с конца XVII века. Там воспитывали будущих жен для представителей высшего общества и правящей элиты. Впрочем, зарубежные школы того периода не сильно отличались от российских закрытых учебных заведений. Образование было сосредоточено на религиозном воспитании и обучении иностранным языкам.
1. Строгие правила
В пансионах царили такие же спартанские порядки и строгие правила, причем как в школах для бедных, так и для детей из привилегированных классов.
2. Еда
Кормили скудно — девочки почти всегда недоедали, часто болели и нередко умирали прямо в стенах школы, подхватив пневмонию в вечно холодных комнатах огромного каменного замка.
3. Телесные наказания
За провинности учениц наказывали, в том числе и телесно. Например, били по рукам жесткой плоской линейкой или оставляли без ужина.
4. Воспитание
Юным барышням стремились привить качества, присущие идеальной жене высоко почтенного мужа — скромность, покладистость, добросердечность, а также изысканность манер, утонченность вкуса и развитое чувство красоты. Поэтому девушек учили рисовать и разбираться в живописи, музицировать, танцевать, а также грамотно говорить, читать и писать на французском языке.
5. Предметы
Школьная программа была стандартизированной, а также охватывала широкую область науки — от истории и литературы до астрономии и физики. Но преподаватели не стремились особо углубляться в знания, поэтому девочки, в прочем как и в России, получали только поверхностное представление о предметах. Считалось, что для общей эрудиции этого достаточно.
6. Методы обучения
Основным методом обучения была зубрежка: воспитанниц заставляли учить наизусть огромные отрывки текстов.
Естественно, лучшие оценки на экзаменах получали обладательницы хорошей памяти.
Более поздний период
В XIX веке в Англии, Германии и Франции стали открываться закрытые школы для девочек из бедных семей, где воспитанниц учили грамоте, счету и чтению, а также ткать на станках, помогать на ферме и работать горничными. Некоторым удавалось после окончания пансиона остаться там же в должности преподавательницы или устроиться гувернанткой в богатую семью.
В середине XIX века женское движение феминисток в Европе и США добивается права получать достойное образование в высших учебных заведениях. В 60-х годах начинают появляться начальные и средние школы для девочек, где учебная программа практически не отличается от той, что действует в школах для мальчиков. Кроме разве что уроков рукоделия и домоводства.
Окончательное право на образование в Европе и США женщины получили только в 60-е годы XX века. Феминистки не только закрепили свое право поступать в университеты, но и добились включения в учебную программу курсов о женщинах.
Как развивалась сфера женского образования дальше
Гендерное неравенство было довольно сильно распространено в обществе прошлых столетий, однако революционные деятели стремились сдвинуть положение с мертвой точки и повлияли на то, чтобы женское образование постепенно начало реформироваться.
В середине XIX века во многих европейских странах, а также в США и в России появилялсь женские движения суфражисток, которые стали бороться за равноправие и свободный доступ к образованию.
1. Германия
Так, в 1847 году в Германии благодаря Луизе Отто Петерс, одной из основательниц «Всеобщего германского женского союза», немецкие девушки получили возможность посещать неполные женские школы и пансионы.
В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы для девушек всех сословий, а в 1895-1896 годах женщинам разрешили посещать лекции как вольнослушательницам в университетах Гёттинга и Берлина.
2. Франция
Во Франции в XVII веке была организована первая закрытая женская школа для девушек из бедных дворянских семей — Государственная Сен-Сирская школа. Позже в других французских городах стали открываться подобные заведения для богатых юных аристократок.
После французской буржуазной революции в 1848 году появились светские женские школы, но в период Реставрации образование девушек снова вернулось под надзор церкви. Девушки из дворянских сословий могли получить повышенное образование в женских закрытых монастырях. Аристократок воспитывали в духе благочестия и покорности мужу, обучали хорошим манерам, изящным искусствам, рукоделию, музыке, пению, поэзии.
3. Англия
В этот же период в 1850 в Англии открылась Университетская школа Северного Лондона, основанная Френсис Басс. Считается, что заведение стало первой школой для девочек, где ученицам предлагались такие же образовательные возможности, как и мальчикам.
В 1853 году появился Челтенхэмский женский колледж, где девочек учили наукам уже более основательно. Однако помимо гуманитарных, точных и естественных наук в программе оставались обязательными уроки кройки, шитья и рукоделия.
В 1840-х годах открылись Королевский колледж и Женский колледж, в который принимали девушек разных сословий. В 70-х годах девушки смогли посещать занятия в колледжах Ньюнхэм и Гиртон в окрестностях Кембриджа, а также в двух колледжах Оксфорда.
Примерно в это же время появилась Академия изящных искусств Слейда, где мальчики и девочки учились вместе, а также Лондонская медицинская школа для женщин.
4. Россия
В России в то время самым известным закрытым институтом для женщин был Смольный институт благородных девиц.
Позже, в 1860-х годах в Санкт-Петербурге открылось первое женское училище без пансиона — Мариинская гимназия. В школу принимали всех девушек, желающих получить образование вне зависимости от происхождения и достатка.
После этого заведения по образцу Мариинской гимназии стали появляться по всей стране.
Читай также: