Как клиповое мышление формирует новое восприятие реальности и чем оно может быть полезно
Количество потребляемой человеком информации постоянно растет. Это влияет на ее восприятие. Формируется новый тип мышления — клиповый. Его противопоставляют линейному и обычно приписывают людям последних двух поколений.
Часто это явление преподносят как вредное и ведущее к деградации ума. Но на самом деле оно может иметь и положительное влияние на нашу жизнь.
Что такое клиповое мышление
Понятие «клиповое мышление» произошло от английского слова «clip» (стричь, бежать). Оно характеризуется фрагментарностью и отрывочностью восприятия информации. Это быстрое перескакивание с одной мысли и образа на другой. Подобно сменяющимся картинкам и звукам в видеоклипах, внимание человека постоянно скользит между объектами, не останавливаясь на чем-то определенном долго.
Одним из первых данное явление описал футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна», изданной в 1980 году. Он использует термин «клиповая культура» и подразумевает под ним бесконечное мелькание информационных отрезков. Ученый тогда предположил, что в будущем подобная подача будет комфортной. Ведь у людей в итоге сложится соответствующий склад ума.
Кстати, в «Третьей волне» Тоффлер не касался психологии, а описывал именно культурный процесс. Сам термин «клиповое мышление» в том смысле, в которым мы его сейчас употребляем, ввел российский философ Федор Гиренок.
Ряд специалистов считает, что это не новый тип ума, а возврат к естественным процессам в психике человека. Например, культуролог Маршалл Маклюэн еще в 1960-х годах писал, что разум людей стремится к дотекстовому состоянию. Ученые предполагают, что в будущем линейная последовательность знаков перестанет быть базовой частью культуры. По тенденциям, которые происходят в мире, мы можем сказать, что это очень похоже на существующую уже сейчас ситуацию.
Как появился новый тип мышления
Новый образ мышления связан с формой подачи информации в СМИ, сформировавшейся в 1990-х годах. Кричащие заголовки, обилие сенсационных поводов, цветные афиши и фото. А также яркие мельтешащие рекламные ролики и музыкальные клипы. Все они предполагают короткий формат. И часто форма становится важнее, чем содержание.
В итоге человеческому мозгу пришлось адаптироваться к новым реалиям. Он стал фиксировать внимание лишь на отдельных «вспышках», фильтруя и игнорируя все остальное как информационный шум.
Ученые выделяют несколько причин возникновения клипового мышления:
- рост информационного потока, что вызвано развитием технологий;
- потребность быстро получать новости и актуальные данные;
- разнообразие доступных сведений;
- расширение форм подачи информации;
- открытость и возможность диалога в разных сферах жизни.
С появлением социальных сетей явление достигло своего пика. Например, в Youtube больше всего распространены ролики длиной до 15 минут. Сверхпопулярными стали и совсем короткие форматы, как вайны — моменты из жизни длиной от 2 до 20 секунд и TikTok-видео. В Инстаграме существует ограничение по объему текстовых постов — 2 200 знаков (запрещенная на территории РФ организация).
Также появилось понятие «восьми секунд». Именно за этот промежуток времени пользователь, просматривающий ленту, оценивает, интересен ему контент или нет. Причем отвергнутая информация практически мгновенно стирается из памяти.
Как клиповость мешает человеку
Считается, что новый тип мышления ведет к рассеянности. Люди привыкают воспринимать мир через яркие бессвязные образы. Им становится сложно концентрировать внимание на одной теме дольше 10-15 минут, а также погружаться в структурированные подробные тексты и работать с ними. Теряется интерес к чтению книг и просмотру длинных фильмов. Такой человек не может выполнять рутинные задачи или работу, где требуется усидчивость. Обычно эти проблемы также связывают с зависимостью от соцсетей.
Кроме того, такая привычка мозга мешает учиться: все данные воспринимаются поверхностно, отсутствует системность. Нарушается способность анализировать и выстраивать логические цепочки. Все знания носят обрывочный и фрагментарный характер.
Больше всего это вредит детям. Они не способны выделить и запомнить смысл прочитанного, быстро забывают новые сведения. На выполнение домашней работы уходит много времени, потому что они постоянно на что-то отвлекаются. В итоге страдает успеваемость в школе. Поэтому многие родители ограждают детей от Интернета. Известно, что Стив Джобс контролировал количество электронных устройств, которыми пользовались его дети, ограничивал к ним доступ и стремился сформировать у них последовательное, а не клиповое мышление.
Выдвигаются предположения, что привычка думать яркими образами делает человека чересчур внушаемым. Достаточно показать ему пару таких примеров, чтобы убедить в любой точке зрения. Этим часто пользуются маркетологи, предлагая товары и услуги через цепляющие картинки и короткие форматы. Потребители не успевают проанализировать информацию, но готовы принять решение, основываясь на эмоциях.
В чем польза клипового мышления
Многие психологи и культурологи ругают клиповое мышление, говоря только о его негативных последствиях. Но оно может быть и полезно человеку.
1. Защита от перегрузок
Так, клиповое мышление защищает мозг от перегрузок. Люди учатся воспринимать информацию избирательно, фильтруя ее и отсекая то, что их не интересует. В итоге голова освобождается от лишних мыслей, есть время и силы для более важных дел.
2. Развитие навыка многозадачности
Также тренируется многозадачность. Для многих не составляет труда, например, одновременно слушать музыку, общаться в сети и решать рабочие задачи. Ум становится более гибким, и подобные навыки потом будет легко применить в профессиональной сфере. Такие люди успешно трудятся на должностях личных помощников, менеджеров и администраторов.
3. Ускорение всех реакций
Кроме того, клиповое мышление ускоряет все реакции. Научившись быстро сканировать информацию, человек легче отвечает на любые стимулы. В сложных и стрессовых ситуациях он находит оперативные, а также неожиданные и креативные решения.
4. Развитие концептуального мышления
Благодаря огромному потоку информации и фрагментарности ее получения формируется не только клиповость, но и концептуальность. Некоторые ученые отмечают, что аналитические способности в этих условиях не стираются. Наоборот, они переходят на более высокий уровень обобщения. Человек способен выявлять глубокие смыслы и проводить сложные параллели. Это активирует воображение и является основой для творчества.
Профессия маркетолога, пиарщика, большинства деятелей искусства и многих других сегодня не представляются возможными без концептуального подхода, а значит, в том числе, и без клипового восприятия реальности, что становится данностью.
В целом клиповое мышление нужно воспринимать как механизм адаптации. Это ответ нашего организма на агрессивную цифровую среду. Большинство психологов согласны между собой в том, что не стоит очернять это явление и говорить о нем лишь в отрицательном ключе.
Новые форматы подачи информации
С одной стороны, клиповая культура ведет к упрощению форматов в СМИ и социальных сетях. Один ролик в TikTok, пост или «история» в большинстве других соцсетей могут вместить всего одну мысль.
С другой стороны, в этих условиях на первый план выходит качество информации. Конкуренция в Интернет-пространстве невероятно высока, в том числе из-за подобных ограничений и рамок. Чтобы привлечь читателей и зрителей, сведения должны быть актуальными и полезными. Важна также экспертная подача и глубина владения материалом.
Компании, которые используют комплекс тем и форматов, как правило, выигрывают. Например, газета The New York Times пишет новости и вдумчивые статьи, освещая множество важных вопросов: политика, культура, бизнес и еда. На сегодня она является самым читаемым изданием мира. В то же время компания ведет и другие соцсети под ником @nytimes для тех, кого привлекает именно такой формат контента.
Новый тип мышления предполагает быстрое восприятие огромного количества информации. Исходя из этого, у некоторых пользователей соцсетей формируется своеобразный фрагментарный подход к знаниям — «узнать все обо всем». Такой энциклопедичный метод активно используется в блогах и пабликах. Например, популярны интервью и статьи политолога Екатерины Шульман или научного журналиста Аси Казанцевой, где они простым языком объясняют научные термины и рассказывают о предпосылках формирования различных явлений.
Кроме того, развитая мультизадачность людей привела к распространению продуктов, которые можно потреблять в фоновом режиме. Так, востребованными стали стриминговые сериалы, подкасты и аудиокниги. Они могут быть нацелены на самую разную аудиторию и могут быть посвящены какой угодно теме — каждый обязательно найдет что-то свое.
Человек смотрит и слушает их, занимаясь своими делами, привыкает к получению информации из нескольких источников и, соответственно, одновременному задействованию нескольких каналов восприятия. Главное — не перегружать себя излишне и давать самому себе время на отдых, поскольку нервная система при постоянных перегрузках (многоканальное восприятие требует гораздо больше энергии и сил, важно учитывать это) может дать сильный сбой.