Просвещение

Как развивалась культура бардов в России

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Откуда пошла традиция собираться у костра и почему авторские песни такие грустные.

Наверное, ты замечал, что при прослушивании песен Высоцкого в сердце возникает едва уловимая грусть. Вроде мелодия и текст не меланхоличные, а на тоску все равно пробирает. В творчестве бардов есть что-то неуловимое, что заставляет тебя ностальгировать. Их музыка пахнет костром, а стихи горькие на вкус. Пытаемся отследить истоки возникновения культуры бардов и понять, какой магией окутаны их произведения.

Как положение в стране повлияло на бардов


Бардовская песня появилась в СССР на рубеже 40-50-х годов прошлого века. Исполнитель сам писал музыку и текст, поэтому течение стало также называться «авторская песня». Свои истоки она берет в корнях русской культуры. Самое интересное, что обращались певцы к темам трудной судьбы, горести любви и одиночества. Позитивные строки все равно сопровождались заунывной или тревожной музыкой. Возникает ощущение, что все барды жили в сером мире. Они делали акцент на том, что их действительно волновало, и шли отдельно от современников. Поэтому это андеграундная тусовка.

Любое произведение барда — страница из дневника эпохи. Личная записная книжка человека. Поэтому их трудно называть певцами. Скорее поэтами, чьи выступления носили закрытый характер. Здесь творцы делились переживаниями. И занимались этим все, кто хоть немного умел обращаться с гитарой. Неудивительно, что критики в статьях 50-х годов разносили авторскую песню за непрофессионализм. Однако никто из представителей советской субкультуры и не метил на большую сцену. Локальные выступления среди единомышленников вполне удовлетворяли их спрос. Знаменитый песенник Юлий Ким говорил:

«И неудивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения»

А в этом голосе звучали нотки отчаяния. Тотальный контроль, послевоенная разруха и печаль вводили людей в то состояние, которым пропитаны произведения бардов. Теперь ты понимаешь, почему их песни такие грустные. Островок правды и свободы на фоне серого мира.

Авторская песня как саундтрек эпохи

Барды собирались группами, и именно при них появилось выражение домашней тусовки — «квартирник». В тихой компании и уютной атмосфере они передавали друг другу свои настроения и мысли. Также популярным стал походный вариант — у костра в лесу. Поэтому авторскую песню часто называют туристской.

Примечателен один момент, который случился в 1967 году. Группа студентов отправилась в поход, и по пути они увидели перевернувшуюся лодку с детьми. Старшекурсник Валерий Грушин бросился им на помощь, но сам утонул. В его честь с тех пор проводится Грушинский музыкальный фестиваль.

Впоследствии бардов стало много. Творчество начало пользоваться спросом, мелодия эпохи родилась в народе. Их произведения становились саундтреками к фильмам, например, песня Нади из «Иронии судьбы» — яркий и классический пример бардовской песни. Локальная тусовка разрослась. Барды выходили из квартир и уже сами задавали критикам тон. Но государство продолжало бороться с авторской песней — однако это только подпитывало бардов.

Первая волна развития началась в 60-х годах. Вместе с поэтами-шестидесятниками стала совершенствоваться и бардовская песня. В это время неофициальная культура превращалась в массовую. Начали творить Высоцкий, Дольский и Вера Матвеева. Неудивительно и то, что в 2011 году сняли фильм о самом прославленном песеннике. Жалко, что качество подкачало. Тем не менее интерес к закулисной жизни бардов у людей был.


Когда мастера искусства поняли, что народ полюбил авторскую песню, бардам выдалась возможность давать концерты и принимать участие в звуковом сопровождении фильмов. «Звезда пленительного счастья» и «Вертикаль» с песнями Окуджавы и Высоцкого влюбили в себя не только режиссерской составляющей, но и саундтреками. Концерты были неофициальными, но у бардов появилась возможность играть открыто. Такие выступления породили своего рода контрабанду. Смекалистые слушатели записывали концерты, а потом делали копии и продавали их знакомым. Так, из советских магнитофонов начали играть авторские песни.

Массовость достигла своего предела во второй волне развития. Представь, что чувствовала публика, когда слышала песни бардов на советских радиостанциях. Это же настоящая культурная революция! Люди получили то, что любили. Однако произошло это больше из-за недосмотра властей. Официально никто и не признавал «голос народа». Бардовская песня хоть и была популярна, но не получила всех лавров. Возможно, это логично и правильно. Согласись, что андеграундная тусовка не вяжется с понятием эстрады.

Настоящих бардов больше нет

Когда распался Советский Союз, некоторые барды сменили направленность своего творчества. Яркий пример — Вилли Токарев. Во времена СССР он был представителем бардовской культуры, однако переехал в США — а вернулся уже в Россию. Но мотивы авторской песни променял на блатные.

Некоторым бардам досталась слава народных артистов России. Это также не сочетается с изначальным понятием андеграундной культуры песенников. Они шли против устоев государства, искали способы самовыражения в серой среде. Поэтому их песни и пропитаны печалью.

Тот же Окуджава, который и не отошел от стиля песен, стал получать много плюшек от государства. Занимал высокие должности в правительстве и точно перестал быть человеком, которого притесняет власть. Конечно, критиковал за это Булата мало кто — в СССР он был слишком знаковой фигурой для народа.

Сейчас барды выглядят уныло на фоне прошлых лет. Новые представители течения не появляются, а старые движутся в сторону эстрады. Посмотри на Олега Митяева, который стал заслуженным артистом России, а ведь раньше барды не искали призвания. Сегодня атмосфера вечера авторской песни сохраняется на квартирниках. Нередко поклонники устраивают памятные вечера в честь своих любимых исполнителей. Вся культура утекла в поминки и ностальгию.

Сегодня бардовская песня далека от понятия какого-то жанра, и являлась она культурным ответвлением, закрытой группой, которая нашла поддержку в обществе. Были барды и за рубежом. В те же годы, что и в Советском Союзе, появились песенники во Франции, Италии и странах Латинской Америки. Принципы их существования были теми же, что и у нас. Они также выполняли функцию народного голоса. Видимо, основными причинами появления этой культуры были нестабильность во всем мире и глобальные перемены в обществе.

Загрузить еще