Просвещение

Как соседство народов России повлияло на их музыкальное творчество

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Откуда на самом деле взялась балалайка и кому принадлежит лезгинка.

Тесное соседство народов России сильно повлияло на развитие культуры. Быт, кухня, традиции — во всем есть смешение мировоззрений разных наций. Большую роль в сближении сыграло творчество, а именно музыка. Она понятна всем, поэтому и оказалась наиболее гибким материалом, сплачивающим людей. Хозяева земель охотно обменивались с путниками из других краев инструментами и мелодиями. В результате чего появилось много гибридов. О них и поговорим.

Тюркская балалайка


Балалайка всегда считалась исконно русским инструментом, однако в нашу культуру она пришла гораздо позже, чем ты думаешь. Только в конце 17 века русские крестьяне научились бренчать на ней. А принадлежит балалайка тюркским соседям. Об этом говорит даже название: «бала» переводится как «дитя». Только вот у казахов это зовется домброй. Существуют документальные свидетельства того, что этот инструмент был изобретен именно в Казахстане. В 1989 на плато Майтобе профессор Акитаев обнаружил наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих человек в разных позах. Изображение домбры эпохи неолита. То есть ребята, которые только научились держать в руках камень, имели чувство ритма.

К нам казахское изобретение попало транзитом через татар. У них название немного видоизменилось — думбыра, — но суть ясна. Кстати, каким именно образом произошел культурный обмен, до сих пор не ясно. Некоторые историки делают ставку на времена Золотой Орды, однако первые упоминания об инструменте найдены только в 1688 году. Все это в прошлом, от которого осталась лишь звонкая музыка трехструнной балалайки.

С ней связан еще один забавный факт: царь Алексей Михайлович заставлял поголовно сжигать все инструменты: домбры, гусли, рожки. Правителя обижало то, что скоморохи сочиняли саркастичные песни, в которых доставалось и ему. На какое-то время судьба этих музыкальных инструментов оказалась под угрозой. Но ты-то знаешь, что у каждого режима есть конец. Запрет держался недолго, и смерть князя крестьяне провожали мерным бренчанием.

Современный вид балалайка обрела под влиянием музыканта Василия Андреева, который в 1883 году усовершенствовал ее, укоротив до 70 сантиметров и сменив материалы деки. Позже с его подачи изобретение выдавали всем армейцам. Так, балалайка обрела популярность, которая довольно быстро угасла. Несмотря на то что инструмент сравнительно молодой, сегодня его используют разве что на выступлениях ансамблей народных песен. Быть может, в будущем найдется новый любитель трехструнки, который вновь возродит к ней интерес.

Пропагандистские частушки

Частушки — исконно русское изобретение. Этим словом принято обозначать жанр фольклора, где основной принцип — тараторить на безумных скоростях, весело присвистывать и танцевать. Частушки неправильно считать исключительно устной формой творчества, ведь изначально их исполняли только во время хороводов, так что все немного сложнее, чем кажется. Это было целое искусство, причем с оттенком ритуализованности.

И хотя первые проточастушки появились в XVII веке, период их расцвета пришелся на XX. Кажется, что такая дикая забава могла существовать только во время крепостного права, но именно в прошлом столетии произошел пик популярности народного фольклора. О чем только не повествовали частушки, а сколько в них было символизма! Многим соседним народам пришёлся по вкусу такой формат творчества, но отдельно стоит упомянуть схожий жанр бечерац, зародившийся в Хорватии и представляющий собой сатирические шуточные двухстрочные песенки. В Сербии он был тоже очень популярен и впоследствии приобрёл альтернативную форму — врабац, использовавшийся в основном для политической пропаганды. Под этим названием создаются новые куплеты о строительстве социалистического мира и героях труда. Песенный мотив пришелся по душе жителям бывшей Югославии, душа которых вечно требует песен и плясок. Чего стоит только популярность югославского певца и композитора Горана Бреговича, который известен по всему миру. Любовь южных славян к частушкам еще раз подтверждает родство вкусов, крови и мировоззрения нас с ними. Что, если не творчество, так ярко отражает близость народов?

Славянская арфа


Гусли неизменно связывают с музыкой России. На них играли Добрыня Никитич и Садко. В сказках неоднократно описывали великолепное звучание «славянской арфы». Этот инструмент активно кочует по планете. Существует версия, что псалтыревидные гусли привезли к нам греки, наверное, вместе с христианством. В свою очередь гусли модернизировали под свой лад малочисленные народы страны. Яркий пример — чуваши, которые переименовали инструмент на свой манер, назвав его кесле. Особая популярность к новинке пришла в XX веке.

Чувашские гусли непомерно огромные. Это один из самых крупных (если не самый) народных инструментов гусельного типа. По конструкции кесле примерно соответствуют русским шлемовидным гуслям, и струн на них много — около 30 штук. Кажется, что на этой штуковине нельзя играть в одиночку, однако местные умельцы доказывают обратное.

Ксилофон по-русски

Русские очень любят дрова: ими топят печь, в их честь называют водку и на них играют. Да, если ты не знал, то одним из народных инструментов считаются дрова. Не те, которые ты колешь для бани, конечно же. Видимо, наши соотечественники так сильно впечатлились греческим ксилофоном, что на его базе создали новый инструмент. Он состоит из горизонтально соединенных веревкой струганных брусков дерева. По толщине они одинаковы, а вот в длину различны. Все как у ксилофона. Специальной палочкой ударник бил по брусьям, водил вниз и вверх — и получал звуки разной высоты. Считается, что кленовые поленья самые благозвучные. Кстати, видимо, это был настолько популярный инструмент, что на его изготовление в ход шли даже скалки для раскатки теста. Ими же, наверное, музыканты получали по шее от своих жен, когда те видели, на что был пущен кухонный прибор. Однако чего не сделаешь ради искусства.

Лезгинка — предмет горячих споров


Каждый раз когда представители различных кавказских народов начинают спор о том, кому принадлежит лезгинка, нужно срочно бежать за попкорном. Кажется, на свете нет человека, который ни разу не слышал эти узнаваемые с первых нот мотивы. А ведь изначально лезгинка не была развлечением для свадеб и музыкальным сопровождением для поездок по городу — это был «танец воинов», в котором много символов и смысла. Она издревле распространена среди кавказцев под своими национальными наименованиями. Вообще, даже отталкиваясь от названия, приходишь к выводу, что это танец горных народов Дагестана. Однако не все так просто: в период изнурительной Кавказской войны русские солдаты называли лезгинами всех местных жителей без разбора. Вот и вышло так, что и фольклору имя дали тоже мы. Тем не менее обобщать не стоит: у каждого горского народа своя разновидность этого танца, со своей музыкой и движениями. Поэтому знающие люди перед упоминанием лезгинки указывают, из какого именно региона эта вариация.

Загрузить еще