Просвещение

Канон или рерайт: чем отличаются священные писания и кто их создал

К К К К
Тысяча и один пророк в битве за правду.

Человечество веками ищет идеальную модель мира. Религия идёт во главе парада, ведь её влияние на людей даже в XXI веке превосходит все остальные социальные институты. Однако мирного сосуществования приверженцы разных конфессий достигли не в полной мере. Споры о том, кто неверные, а кто праведники, ведутся до сих пор. Аргументы, естественно, берутся из священных авраамических писаний: Библия — в христианстве, Коран — в исламе и Танах — в иудаизме. Мусульмане считают, что они единственные правильно толкуют слово божье, христиане контратакуют их своими аргументами, а иудеи думают, что они богоизбранные. Откуда же такая путаница, если основа одна?

Кто первый, тот и прав


Неразбериха возникает из-за того, что каждая конфессия хочет оставить за собой право называться каноничной. Авраамические писания опираются на схожие догматы и имеют практически тех же персонажей. Выходит, что у них должно быть общее начало. Ведь невозможно, чтобы три похожих текста появились отдельно друг от друга.

История говорит, что первой книгой был иудейский Танах. В 1314 году до нашей эры пророк Моше поднялся на гору Синай и провёл беседу с господом. Через 40 дней он спустился, держа в руках скрижали с десятью заповедями. Они легли в первую часть книги — Тору. Следующие 40 лет гонимые иудеи бродили по пустыне, а Моше всё записывал божьи откровения. Из них он сделал бестселлер своего времени, который до сих пор неплохо продаётся.

Танах состоит из трёх разделов: Торы, Невиима и Ктувима. Это аж 24 книги, которые учат жить праведно и рассказывают о сотворении мира и путешествии израильтян на Землю Обетованную. Однако сегодня Танах служит только базой для всех трёх религий. Иудеев не устроило то, что в книге не обозначена их богоизбранность, и они написали Талмуд, где указали, кто есть кто. В новом писании они переиначили Тору, ловко указав, что, помимо скрижалей с заповедями, Моше были даны ещё и устные знания, которые расширяют уже известную информацию. Так как Талмуд писался сразу несколькими авторами, то в нём есть противоречия. Например, в книге говорится о том, что евреи добровольно приняли Тору, ниспосланную богом. По другой версии (тоже талмудической) народ вынужден был взять слово уже из-за страха. Ведь господь наклонил скалу, под которой стояли люди. 

Биография божьего сына


С приходом Христа у иудаизма появился серьёзный соперник за право называться главенствующей религией. Пророк из Назарета появился на свет от бога, который непорочным зачатием наделил плодом простую смертную Марию. Эта версия убедила миллионы людей поверить в то, что Иисус — действительно сын всевышнего.

Статус Христа помог ему найти сподвижников, апостолов, чтобы вместе сеять зачатки новой религии — христианства, основанного на других понятиях, местами сильно противоречащих иудаизму. За это пророка и распяли. Иисус отвергал многие заветы Торы, что устраивало тех, кто не был согласен с богоизбранностью иудеев согласно Талмуду. Деяния Христа легли в основу Библии, которая делилась на Ветхий и Новый заветы — последний особо почитается христианами, ведь в нём раскрываются основные понятия религии и жизнеописание Иисуса — центральной фигуры. Если в иудаизме бог проявлялся в двух ипостасях — физической и духовной, — то в христианстве он уже представляет собой триединство, или Троицу: отец, сын и святой дух. Ветхий завет сюжетно повторяет Танах и дополняется некоторыми неканоничными догматами. Библейский текст притягивал сподвижников ещё и потому, что в нём бог игнорировал национальность и социальное положение. Это сильно помогло распространиться учению по всему миру.

Новый завет, как и Талмуд, писался разными авторами, что снова привело к очередным неточностям. Так, в Евангелии от Иоанна, Иоанн Креститель узнаёт Иисуса после крещения. В Евангелии от Матфея — нет. И подобных несостыковок в тексте много, но различные трактовки писания так или иначе сглаживают их. Книги Нового Завета были канонизированы христианской церковью на Вселенских Соборах. Проблемы возникли только с двумя. На Востоке Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, считали слишком мистической книгой, а на Западе сомневаются в авторстве одного из Посланий Павла. В иудаизме же не признают Иисуса как пророка, а Новый завет, по мнению иудеев, не правдивая книга.

Новый пророк — новое писание


Но новое учение устраивало не всех, и на место одного пророка пришёл другой. В 571 году в Мекке родился религиозный деятель Мухаммад, который впоследствии перевернёт представление о вере на востоке. Он рос в семье торговцев и часто сопровождал дядю в поездках по работе. В исламе запрещено изображать мессию (иконы в принципе есть только у христиан), однако есть предположения о его внешности. У него была густая борода, длинные ресницы, светлая кожа и широкие плечи. Говорил он красноречиво, а некоторые фразы повторял трижды. Видимо, хотел, чтобы его слова точно запомнили.

Мессия при жизни побеседовал с ангелом Джибрилем, который продиктовал ему Коран. Передача Священного писания осуществлялась 23 года, а первое откровение пророк получил в возрасте сорока лет. Мухаммад наряду с Исой (Иисусом) и Мусой (Мошей, Моисеем) проповедовал слово божье, которое записали его сподвижники.

Заметь, что имена пророков вновь сходятся. Мусульмане объясняют это тем, что господь уже пытался донести до человечества своё слово, однако заветы Исы и Мусы исказились и устарели, и только Мухаммад смог сохранить их истинное значение. Он не отвергал Тору, но считал, что иудеи скрывают ту её часть, где они представлялись в невыгодном для себя свете. Новый завет, по его мнению, тоже имел свои огрехи: например, попытки приравнять Христа к богу. Поэтому появился Коран, который систематизировал насущные для мусульман вопросы. Около четверти книги — описания жизни различных пророков, которые по большей части совпадают с библейскими. Кстати, в конце сказания о пророках говорится, что новых ждать не следует. Место занято навеки.

Учения Мухаммада, как и остальные, не стали непоколебимыми. Уже после его смерти мусульмане поделились на две группы: шиитов и суннитов. Первые считают, что руководить общиной могут только потомки пророка, вторые оспаривают это мнение. Кстати, потомок Мухаммада в 43-ем поколении — король Иордании, Абдалла II — суннит.

Авраамические писания имеют одну основу, но пророки истолковывали их по-разному. Какое из них истинное и каноничное — вопрос исключительно веры, как и само существование бога.

Загрузить еще