Место встречи — кладбище: почему викторианцы были так одержимы могильниками
Могильники довольно редко становятся прекрасным местом для вечернего или послеобеденного променада. Но когда речь заходит о викторианских местах упокоения, они действительно могут вызывать чувство восхищения. Royal Cheese разбирается, в чем причина одержимости эстетикой кладбища.
Увековечивая память
В викторианской Англии люди превратили смерть в самый настоящий ритуал. Черную траурную одежду носили достаточно долго после потери родного человека и официальных похорон — продолжительность полностью зависела от степени близости. Из волос умершего делали украшения, а тело помещали в центр на семейной фотосессии. Шторы плотно задергивали, а дверной звонок отключали.
Отношение к смерти людей той эпохи было воплощено в публичном трауре по принцу Альберту в 1861 году. Главным утешением королевы Виктории, помимо чтения Библии, было длинное стихотворение Альфреда Теннисона «Память», написанное в 1849-м. В нем автор исследует различные формы горя, которое испытывает человек. Ответная реакция Виктории на произведение — это пример того самого викторианского подхода и отношения, когда смерть близкого оплакивают и увековечивают на долгие годы, а не просто считают его потерянным и ушедшим. Этот взгляд нашел отражение в образе кладбищ того времени.
С середины 19 века их начали строить вокруг Лондона, чтобы бороться с проблемой нехватки мест для захоронения. Погосты были переполнены, а гробы складывались штабелями. Кремация тогда была огромной редкостью и считалась неприемлемой для христианских обычаев. Возможно, самым известным из основанных тогда стало кладбище Хайгейт, открывшееся в 1839 году. Это было место упокоения многих известных личностей, таких как Джордж Элиот, Кристина Россетти и почти все члены семьи Диккенса.
Другое кладбище построили в 1854 году в Бруквуде, графство Суррей, после того как эпидемия холеры охватила всю страну и нужно было срочно найти новое место для захоронения умерших. Его обслуживала лондонская железная дорога Некрополис, по ней из Ватерлоо ходили поезда, которые перевозили скорбящих с гробами. Дорога подчеркнула природу смерти, траура и их роль в викторианском обществе. Вагоны, залы ожидания, бывшие к тому же похоронным бюро, разделялись для среднего, низшего и высшего классов.
Место для свиданий
Захоронения стали для семей погибших некой священной обителью. Там они могли размышлять о своих потерях и обо всем пережитом. «Свидание» живых с мертвыми оказалось одной из самых известных и популярных сцен в литературе Викторианской эпохи, когда сирота Филипп Пиррип, или просто Пип, сидит возле могилы семьи на первых страницах книги Чарльза Диккенса «Большие надежды». Герой объясняет, как его родные были изображены на надгробиях:
«По форме букв на могиле отца я почему-то решил, что он был плотный и широкоплечий, смуглый, с черными курчавыми волосами. Надпись «А также Джорджиана, супруга вышереченного» вызывала в моем детском воображении образ матери — хилой, веснушчатой женщины».
Посещение места захоронения мертвых — поворотный момент для будущего Пипа. Он удивлен появлением Мэгвича, который просит помощи у мальчика. Испуганная покорность ребенка меняет ход его жизни. Эта тенденция помещать важные события в пространство среди могил стала широко распространена в художественной литературе. В «Женщине в белом» Уилки Коллинза именно на погосте происходит встреча между героем и одноименной дамой:
«В тусклом, мерцающем вечернем свете эта женщина и я — мы встретились снова, над чужой могилой, мертвые лежали вокруг, пустынные холмы обступали нас со всех сторон».
Кладбища, где можно поразмышлять о собственном будущем и прошлом, служат плодотворными декорациями для действия.
Смерть — не конец
Окончание жизни не было последней точкой для большинства викторианцев, а наоборот, служило началом нового пути. Убеждение в воскрешении и вознесении душ на небеса поддерживало скорбящих и сопровождалось растущим интересом к сеансам спиритизма как способу контактировать с родными даже после наступившей смерти. Впоследствии кладбища стали основой историй о привидениях.
Правда, иногда там происходили куда более странные вещи. В 1869 году тело Элизабет Сиддал было эксгумировано на Хайгейте. Это сделали для того, чтобы найти рукописи ее стихов, которые похоронили вместе с телом. Сейчас они находятся в Британской библиотеке.
Самые живописные кладбища
Монастырское кладбище Уитби. Если мертвые и способны наслаждаться живописным видом, то делают они это именно здесь. Нужно преодолеть около 200 ступеней, чтобы пройти на могильник, располагающийся на вершине утеса, откуда открывается вид на город и море. Представь, насколько завораживающе там смотрится закат. Хотя церковь прекрасна в любое время.
Кладбище Глазго. Некрополь — одна из основных достопримечательностей населенного пункта. Это буквально город мертвых, откуда можно посмотреть на собор и огромную статую Джона Нокса, которая глядит вниз.
Кладбище Арнос Вейл. Самое привлекательное викторианское кладбище за пределами Лондона в Бристоле. Оно было спроектировано в греческом стиле архитектором Чарльзом Андервудом. Сразу после открытия место оказалось довольно популярным для похорон.
Сад скрещенных костей. Crossbones, располагающийся на Юнион-стрит в Лондоне, считался могильником секс-работников, а позже стал локацией для упокоения низших слоев общества. Сейчас он превратился в довольно странный, но в то же время волшебный сад. Его создали в знак уважения к изгоям, которые там захоронены. Это созерцательная среда для всех, кто захочет провести здесь время. Волонтеры тратят много ресурсов на то, чтобы сад регулярно открывался для публики.
Кладбища, начиная с Викторианской эпохи, были для англичан местом, где сходятся самые разные человеческие заботы и переживания: грусть, потеря, история, трагедия и неуверенность в будущем. Но все же литературные встречи в таких пространствах стали маленькой надеждой для персонажей: там у них появляется возможность перейти от утраты к светлой жизни.