Просвещение

Музыка громче, глаза закрыты: как выглядели балы в России

Антон Подрезов Антон Подрезов
В чем заключается развратность вальса и как Петр I заставлял людей развлекаться.

Мужчины говорят о политике, женщины утягивают фигуру, кто-то упал в обморок, остальные вальсируют. То, что по описанию похоже на вечер встречи выпускников, 200 лет назад было типичным способом провести свободное время в элитном обществе — так выглядели балы. Давай внимательнее посмотрим на их особенности в истории российской культуры.

Пустите Петра на танцпол


У России, как известно, особый путь. И на этом пути было не до танцев в париках и всех этих иностранных менуэтов. Поэтому до 18 века о балах у нас знали только по рассказам гостивших в Европе и сумевших попасть на подобные мероприятия. Свои элитные собрания у нас случались, но выглядели они совсем иначе. Все изменилось при Петре Великом: царь-реформатор решил сблизить российскую и европейскую культуру, в том числе с помощью заимствования традиции проведения балов. Первое время называлось это немного иначе — петровские ассамблеи. Петр предложил знатным вельможам в добровольном порядке развесить объявления о том, когда они будут у себя проводить ассамблею, и начать приглашать гостей. Разумеется, добровольный статус был достаточно условным, и радушных хозяев назначали принудительно. Также особые люди следили за поддержанием веселья:

«Коли Ягужинский [«король всех балов», назначенный Петром для соблюдения регламента] приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало все, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумен», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью».

Провинившихся на ассамблее ждала «казнь» в виде 1,5-литрового «кубка Большого орла», который должен был осушить виновник. Понятно, что это было равносильно самоубийству. Вчерашним боярам такие западные новинки были не по душе, потому что все эти откровенные танцы, наличие женщин и сближающая расслабляющая обстановка напрягали гостей, и те предпочитали сидеть на месте и глазеть друг на друга, пока их не заставят тусить специально назначенные для этого экстраверты по типу Ягужинского. До этого массовые собрания людей из высших слоев общества происходили разве что на большие религиозные праздники, а программа там была менее свободная. Петр принимал во внимание религиозные особенности общества и распорядился не назначать балы и ассамблеи в дни поста, чтобы не вызывать лишние разговоры о безбожности своих мероприятий.

Эволюция танца


Именно танцы вызывали большие вопросы у петровских бумеров. Особенно сильно смущал их вальс — трудно представить, что этот танец, который сейчас танцуют даже школьники, казался раньше жутко развратным. Но до него еще нужно было дойти.

Балы обычно открывались общим танцем. В первое время гостей на балу встречал менуэт — грациозный танец, где женщина изображала всю свою легкость, несмотря на удушающие корсеты, исполняла грациозные мелкие шажки и упражнялась в искусстве делать реверансы (поклонами в то время можно было сказать очень многое). Менуэт был мини-представлением, которое было больше обращено на грациозность женской половины гостей. Полонез, который постепенно сместил менуэт с поста танца-открытия, предполагал более равное участие в подвижном мероприятии представителей обоих полов. В общем виде он чем-то похож на «ручеек», которым обычно развлекают детей на утренниках, но по более строгим правилам. Здесь пары танцующих совершают шествие по залу, приветствуя гостей поклонами и реверансами. Но это не просто небольшой хоровод по сцене в стиле «эй, подруга, пошли по кругу», а танец, в котором нужно следить за каждым шагом (носок, носок, стопа), а после совершения обхода еще и танцевать по определенным фигурам.

Потом дело доходило до главного разврата — вальса. Что в нем такого особенного? Не было до этого времени в наших традициях подобных танцев один-на-один. А тут мужчина с малознакомой дамой на таком близком расстоянии, на котором они, возможно, никогда больше не будут. Вокруг толпа таких же танцоров, то есть, казалось бы, эта публичность скрывает возможность излишней откровенности, но они заняты друг другом, так что эти двое остаются в своем ограниченном пространстве на глазах у публики. А еще эти пошлые движения по кругу, которые в прямом смысле могут вскружить голову партнерше, которой и так не хватает воздуха от жесткого корсета. Что если ей станет нехорошо в руках у незнакомого мужчины? В обществе того времени любая подобная мелочь может быть истолкована как непристойная, а честь, имевшую очень большой вес, не хотелось бы вот так потерять в простом танце. Если же кавалер отважится дважды за вечер «кружить» чью-то даму, то здесь точно без скандала не обойдется. Вот по этим сложным причинам вальс тяжело принимали.

Во время подобных танцев можно было и поговорить с партнером о чем-то сокровенном, ведь представить милую беседу тет-а-тет незамужних дамы и кавалера вне танца было невозможно и попросту неприлично. Для таких бесед существовала мазурка — танец, более предполагающий неформальное общение. Он требовал хорошей хореографической подготовки, ведь в одной из вариаций гостям приходилось друг за другом воплощать определенные сложные заученные фигуры из танца, но этот элемент игры в то же время раскрепощал танцующих. Была еще определенная пикантность у этого танца: иногда выбор пары происходил вслепую путем определенного жребия, или распорядитель бала мог подвести к даме двух танцоров, и та не глядя выбирала партнера по описанным качествам. Вот как об этом писал Лев Толстой:

«По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне».

Не все так однозначно


Не стоит думать о том, что это однозначно великолепные мероприятия, на которых вы все говорите о высоком и красиво танцуете. Еще раз упомяну утягивающие корсеты, сложные парики и необъятные платья. Особенно сложно было женщинам: ты должна помнить тысячу деталей и правил поведения, особенно если это твой первый бал. Чуть неверный поклон, взгляд не туда — и ползала уже шепчет о твоей начавшейся интрижке с кем-то, а другая называет la courtisane. Твои навыки в танце должны быть отточены, а все движения — плавными, и при этом тебе очень трудно дышать. Помещения особо не проветривались, потому что их освещали с помощью свечей, так что сквозняк ни к чему, а сами эти свечи в процессе горения лишь нагревали воздух. Парфюм в то время нес лишь одно предназначение — спрятать неприятные запахи от недостаточной гигиены, а значит, запахи были еще более резкими.

У мужчины тоже была сложная доля. Ему нужно было следить сразу за тремя видами чести: защищать свою, случайно не задеть честь чужой дамы нечаянным словом или поступком, а еще можно было задеть честь государства в ходе споров о политических взглядах и иных предпочтениях. Кроме всего этого простой офицер всегда имел риск влюбиться в прекрасную замужнюю незнакомку, потом писать ей полжизни письма и в конце концов умереть от сифилиса где-нибудь по дороге в Омск. Превратности эпохи.

Эти мероприятия были для очень стойких и упорных людей. Само приглашение обычно отправлялось за неделю, а то и за месяц. Получивший его должен за несколько дней до и несколько после поблагодарить хозяина за приглашение и за само мероприятие. Начало обычно было назначено на 22-00, когда заканчивались театральные представления в городе, и это могло продолжаться до раннего утра. Не всегда бал сопровождался заветными танцами, потому что если это было более официальное мероприятие и основная масса гостей была зрелого возраста, то им эти танцы были не особо нужны, тогда это становилось похоже на раут — вечер для общения на важные темы в непринужденной обстановке (брюзжание при свечах). На радость молодого поколения существовали «детские балы» — они проводились для юных господ, чтобы те могли избавиться от смущения и привыкали вести себя в обществе. Такие балы были гораздо менее официальные, поэтому на них любили бывать студенты и молодые курсанты, которые живут лишь романтическими представлениями о балах, — прям как мы в наше время.

Загрузить еще