Просвещение

От Штирлица до Харламова: 6 прототипов героев отечественных фильмов

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Где искать настоящего генерала Иволгина и как все-таки спалился знаменитый Штирлиц.

Кинематограф стал главным элементом просвещения в нашей среде. Актеры закладывают образы, которым потом подражают целые поколения, мы раскрываем новые истории после просмотра фильмов. Но откуда берутся все образы, которыми орудуют на съемочной площадке режиссеры, и насколько правдивы истории, показанные на экране? Все они берутся из реальных событий, и за каждым героем стоит прототип. Даже если фильм фантастичен до безобразия, его корни прорастают из правды. Ведь не просто так Годар говорил, что кино — это правда 24 раза в секунду. Ищем, куда уходят те самые корни персонажей отечественных фильмов и кто их реальные прототипы.

1. «‎Легенда №17» — кукольный Харламов


Фильм «‎Легенда №17» повествует тебе о судьбе легендарного хоккеиста Валерия Харламова. Режиссер Николай Лебедев не стал переворачивать с ног на голову реальные события и снял художественный фильм, где сохранил имена и образы всех главных действующих лиц. Поэтому искать прототип тебе в этом случае не нужно.

На образ Харламова было потрачено очень много сил и времени — сходство Данилы Козловского с его прототипом отмечают даже родственники легенды советского хоккея. Съемочная группа также работала над внешними атрибутами, которые выделяли Харламова. Представь: Козловский играл в реальной куртке героя и носил кулон, сделанный по подобию настоящего. Для полной синхронизации оставалось надеть нижнее белье спортсмена.

К сожалению, режиссеры малость заигрались в «‎Найди 5 отличий» и забыли проработать факты. Вышло так, что комментатор Озеров перепутал, в каких матчах говорить свою культовую фразу:

«‎Такой хоккей нам не нужен!»

Вместо восьмого матча серии против Канады ты можешь услышать ее в первом. Что кардинально меняет ее значение, ведь 8-ой матч — решающий. В этом случае перл Озерова теряет свою драматичность. Да и сам Харламов периодически забивал не тем и не столько. В общем, по итогу ты увидишь на экране только внешнее сходство персонажа с прототипом.

2. Петька — герой анекдотов про Чапаева

Старый советский фильм «‎Чапаев» 1934 года о судьбе знаменитого начальника дивизии Василия Чапаева — классика отечественного кинематографа. Работу над фильмом вели братья Васильевы. Их главным помощником был знаменитый архитектор, режиссер и генералиссимус Иосиф Сталин. В фильм он лично ввел любовную линию и женского персонажа Анку-пулеметчицу. Сделал он это для того, чтобы показать значимость женщины в системе СССР. Уверен, что все феминистки первой половины 20-го века были без ума от Сталина.

Анка — полностью выдуманный персонаж, Чапаев — историческая личность, а вот Петька — прототип. Списан образ был с Петра Исаева. В реальности он был командиром связи батальона, а не простым подручным. Связисты в ту пору были ценными кадрами, ведь они владели информацией о том, как управлять рацией. Так что функция правой руки Чапаева — не его масть. Да и в анекдотах ему доставалась роль простака. В общем, Исаев может смело корить режиссеров за проработку образа своего героя.

Кстати, фильм очень понравился Сталину. Настолько, что его крутили в советских кинотеатрах несколько лет подряд. Хорошая пропаганда не должна сбавлять обороты.

3. Никитин из «‎Дурака»


Фильм «‎Дурак» Юрия Быкова полюбился российской публике за то, что он передает быт реалий страны. История главного героя Никитина утрирована, но от этого не перестает быть сильной и запоминающейся. Режиссер переписал своего героя с другого персонажа фильма — Бориса Сотникова из «‎Восхождения». Быковский Никитин также идеен, как и его прототип. Их характеры схожи, оба обладают стойкостью и решительностью. Обоих максимализм приводит к одному концу. Конец догматичен христианским заповедям: будь смиренным, бьют в правую щеку — подставь левую. Никитин и Сотников ради высокой цели не поддались давлению общества.

К тому же их способы творить добро схожи: они не добивались правосудия окольными путями, не выгораживали себя. Они шли прямо в лоб. Поэтому эти персонажи нашли народную любовь и запомнились людям, ведь мало кто способен так открыто бороться с системой. Ты сейчас видишь такую же реакцию у тех, кто переживает за оппозиционные силы России, а может, и сам испытываешь те же чувства.

4. Откуда взялся культовый Штирлиц

Культовый политический детектив Татьяны Лиозновой «‎17 мгновений весны», снятый по романам Юлиана Семенова, вдохновил советских мальчишек. Каждый мнил себя шпионом в любой уличной игре. Каждому хотелось почувствовать себя в шкуре Штирлица. И конечно же, каждый назубок знал, что будет после фразы:

«‎Штирлиц, а вас я попрошу остаться».

Конечно, каждый хотел знать, откуда же взялся образ неуловимого советского шпиона. Семенов, автор произведений, сделал собирательный образ из архивных данных. Основным героем в документах был Всеволод Владимиров. Оценить сходство Штирлица и его прототипа сложно, потому что мало кто видел второго. К тому же ведутся споры о реальном прототипе. Однако есть небольшая загвоздка в образе культового шпиона. В Третьем рейхе не любили курильщиков, а солдатам СС было строго запрещено баловаться сигаретами. Но Штирлиц активно тянул папиросы в «‎17 мгновений весны».

5. Генерал Иволгин — национальная особенность


Генерал Иволгин из «‎Особенностей национальной охоты» может иметь миллионы прототипов по России. Уверен, что у тебя в подъезде есть свой полководец рюмочных войск. Алексей Булдаков хорошо вжился в образ, и его героя полюбила вся страна. Российская комедия давно разлетелась на афоризмы. С каждого третьего стола можно услышать тост:

«‎Друзья! Падает тот, кто бежит. Кто лежит, тот не падает. За бегущих!»

Но все-таки Иволгина писали с конкретного лица — генерала Александра Лебедя. Он был видной фигурой, поэтому режиссер фильма Александр Рогожкин позаимствовал у него образ. Кстати, Лебедь сильно обиделся на создателей картины, ведь она показалась ему оскорбительной пародией. Однако судьба свела генерала с Булдаковым, который играл его. С тех пор проблема больше не обсуждалась, а актер и военный крепко дружили.

6. Тренер Столешников

Очень неожиданный прототип есть у Юрия Столешникова, героя фильма «‎Тренер». Козловский отчасти предсказал будущее. Персонаж его картины сам нашел себе прототипа. Им стал нападающий сборной России Федор Смолов. Дело в том, что фильм вышел раньше, чем случились события в жизни. По сюжету драмы Столешников мажет пенальти в ответственном матче международного уровня. Вся общественность страны обращается против него, и тот психологически ломается. А теперь представь, что позже то же самое случается — но уже без подачи режиссера.

В поединке против Хорватии на ЧМ 2018 Федор Смолов пошел по пути персонажа фильма. Не забил пенальти, команда проиграла, и общественность отвернулась от нападающего, которого до старта Мундиаля считала надеждой страны. Позже Федор поплыл. С ним произошел ряд скандалов, а сейчас его карьера сильно буксует. Что ждет Смолова дальше? Покажет время, но если «‎Тренер» предсказывает всю его карьеру, то скоро футболист уйдет из большого спорта.

Загрузить еще