От Штирлица до Харламова: 6 прототипов героев отечественных фильмов
Кинематограф стал главным элементом просвещения в нашей среде. Актеры закладывают образы, которым потом подражают целые поколения, мы раскрываем новые истории после просмотра фильмов. Но откуда берутся все образы, которыми орудуют на съемочной площадке режиссеры, и насколько правдивы истории, показанные на экране? Все они берутся из реальных событий, и за каждым героем стоит прототип. Даже если фильм фантастичен до безобразия, его корни прорастают из правды. Ведь не просто так Годар говорил, что кино — это правда 24 раза в секунду. Ищем, куда уходят те самые корни персонажей отечественных фильмов и кто их реальные прототипы.
1. «Легенда №17» — кукольный Харламов
Фильм «Легенда №17» повествует тебе о судьбе легендарного хоккеиста Валерия Харламова. Режиссер Николай Лебедев не стал переворачивать с ног на голову реальные события и снял художественный фильм, где сохранил имена и образы всех главных действующих лиц. Поэтому искать прототип тебе в этом случае не нужно.
На образ Харламова было потрачено очень много сил и времени — сходство Данилы Козловского с его прототипом отмечают даже родственники легенды советского хоккея. Съемочная группа также работала над внешними атрибутами, которые выделяли Харламова. Представь: Козловский играл в реальной куртке героя и носил кулон, сделанный по подобию настоящего. Для полной синхронизации оставалось надеть нижнее белье спортсмена.
К сожалению, режиссеры малость заигрались в «Найди 5 отличий» и забыли проработать факты. Вышло так, что комментатор Озеров перепутал, в каких матчах говорить свою культовую фразу:
«Такой хоккей нам не нужен!»
Вместо восьмого матча серии против Канады ты можешь услышать ее в первом. Что кардинально меняет ее значение, ведь 8-ой матч — решающий. В этом случае перл Озерова теряет свою драматичность. Да и сам Харламов периодически забивал не тем и не столько. В общем, по итогу ты увидишь на экране только внешнее сходство персонажа с прототипом.
2. Петька — герой анекдотов про Чапаева
Старый советский фильм «Чапаев» 1934 года о судьбе знаменитого начальника дивизии Василия Чапаева — классика отечественного кинематографа. Работу над фильмом вели братья Васильевы. Их главным помощником был знаменитый архитектор, режиссер и генералиссимус Иосиф Сталин. В фильм он лично ввел любовную линию и женского персонажа Анку-пулеметчицу. Сделал он это для того, чтобы показать значимость женщины в системе СССР. Уверен, что все феминистки первой половины 20-го века были без ума от Сталина.
Анка — полностью выдуманный персонаж, Чапаев — историческая личность, а вот Петька — прототип. Списан образ был с Петра Исаева. В реальности он был командиром связи батальона, а не простым подручным. Связисты в ту пору были ценными кадрами, ведь они владели информацией о том, как управлять рацией. Так что функция правой руки Чапаева — не его масть. Да и в анекдотах ему доставалась роль простака. В общем, Исаев может смело корить режиссеров за проработку образа своего героя.
Кстати, фильм очень понравился Сталину. Настолько, что его крутили в советских кинотеатрах несколько лет подряд. Хорошая пропаганда не должна сбавлять обороты.
3. Никитин из «Дурака»
Фильм «Дурак» Юрия Быкова полюбился российской публике за то, что он передает быт реалий страны. История главного героя Никитина утрирована, но от этого не перестает быть сильной и запоминающейся. Режиссер переписал своего героя с другого персонажа фильма — Бориса Сотникова из «Восхождения». Быковский Никитин также идеен, как и его прототип. Их характеры схожи, оба обладают стойкостью и решительностью. Обоих максимализм приводит к одному концу. Конец догматичен христианским заповедям: будь смиренным, бьют в правую щеку — подставь левую. Никитин и Сотников ради высокой цели не поддались давлению общества.
К тому же их способы творить добро схожи: они не добивались правосудия окольными путями, не выгораживали себя. Они шли прямо в лоб. Поэтому эти персонажи нашли народную любовь и запомнились людям, ведь мало кто способен так открыто бороться с системой. Ты сейчас видишь такую же реакцию у тех, кто переживает за оппозиционные силы России, а может, и сам испытываешь те же чувства.
4. Откуда взялся культовый Штирлиц
Культовый политический детектив Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны», снятый по романам Юлиана Семенова, вдохновил советских мальчишек. Каждый мнил себя шпионом в любой уличной игре. Каждому хотелось почувствовать себя в шкуре Штирлица. И конечно же, каждый назубок знал, что будет после фразы:
«Штирлиц, а вас я попрошу остаться».
Конечно, каждый хотел знать, откуда же взялся образ неуловимого советского шпиона. Семенов, автор произведений, сделал собирательный образ из архивных данных. Основным героем в документах был Всеволод Владимиров. Оценить сходство Штирлица и его прототипа сложно, потому что мало кто видел второго. К тому же ведутся споры о реальном прототипе. Однако есть небольшая загвоздка в образе культового шпиона. В Третьем рейхе не любили курильщиков, а солдатам СС было строго запрещено баловаться сигаретами. Но Штирлиц активно тянул папиросы в «17 мгновений весны».
5. Генерал Иволгин — национальная особенность
Генерал Иволгин из «Особенностей национальной охоты» может иметь миллионы прототипов по России. Уверен, что у тебя в подъезде есть свой полководец рюмочных войск. Алексей Булдаков хорошо вжился в образ, и его героя полюбила вся страна. Российская комедия давно разлетелась на афоризмы. С каждого третьего стола можно услышать тост:
«Друзья! Падает тот, кто бежит. Кто лежит, тот не падает. За бегущих!»
Но все-таки Иволгина писали с конкретного лица — генерала Александра Лебедя. Он был видной фигурой, поэтому режиссер фильма Александр Рогожкин позаимствовал у него образ. Кстати, Лебедь сильно обиделся на создателей картины, ведь она показалась ему оскорбительной пародией. Однако судьба свела генерала с Булдаковым, который играл его. С тех пор проблема больше не обсуждалась, а актер и военный крепко дружили.
6. Тренер Столешников
Очень неожиданный прототип есть у Юрия Столешникова, героя фильма «Тренер». Козловский отчасти предсказал будущее. Персонаж его картины сам нашел себе прототипа. Им стал нападающий сборной России Федор Смолов. Дело в том, что фильм вышел раньше, чем случились события в жизни. По сюжету драмы Столешников мажет пенальти в ответственном матче международного уровня. Вся общественность страны обращается против него, и тот психологически ломается. А теперь представь, что позже то же самое случается — но уже без подачи режиссера.
В поединке против Хорватии на ЧМ 2018 Федор Смолов пошел по пути персонажа фильма. Не забил пенальти, команда проиграла, и общественность отвернулась от нападающего, которого до старта Мундиаля считала надеждой страны. Позже Федор поплыл. С ним произошел ряд скандалов, а сейчас его карьера сильно буксует. Что ждет Смолова дальше? Покажет время, но если «Тренер» предсказывает всю его карьеру, то скоро футболист уйдет из большого спорта.