Просвещение

«‎Макэвой посмотрел на меня и сказал: «‎Чувак, ты сумасшедший!» — как работает светский фотограф

Шаганэ Даниелян Шаганэ Даниелян
Обозвал Макэвоя, забыл дома объектив, закрыл лица самодельными масками исполнителям группы HO99O9 — светский фотограф рассказал нам о своей работе.

«Почикай фотоаппаратом, что тут сложного?», «Ой, выучи, как правильно ракурсы делать, да и хватит»… И еще тысяча подобных фраз от тех, кто не видит разницы между фотографом и фотофиксатором.

Заур Тедеев, светский фотограф, работал со звездами разной величины. В его списке «отфотографированных» — Том Харди, Джессика Честейн, Джеймс Макэвой, Квентин Тарантино. Его публиковали в журналах «Esquire», «Harper’s Bazaar», «Tatler», «Афиша Daily», «Village». Мы решили узнать у Заура о скрытой стороне работы фотографом. Что же остается за кадром? И почему он, лауреат конкурса Best of Russia, не доволен ни одной из своих работ?

От свадьбы к звездам: с чего все началось

На фотографии я начал зарабатывать еще во Владикавказе: сначала я снимал для местных изданий, затем пошли свадьбы, корпоративы, дни рождения, частные фотосессии, однако такой формат мне не особо нравился. И я начал заниматься исключительно своими проектами. Помню, что первую свою свадьбу я снял за 15 тысяч, на момент переезда в Москву брал за свадебную съемку от 40 до 50 тысяч рублей. Многие не понимают, почему такие суммы, потому что не знают, что после съемки фотограф еще сидит и обрабатывает весь отснятый материал днями и ночами.

Сумма складывается из ряда факторов: продолжительность съемки на площадке, гонорары участников съемки (стилист, визажист, стилист по волосам, ассистенты), время, затраченное на обработку материала, сроки, престиж фотографа и его востребованность. Ценник всегда разный.

Бывает, что и бесплатно снимаю. Это, как правило, собственные проекты или какой-нибудь предложенный проект, который мне нравится и который я могу положить в свое портфолио. Бывало, что настойчиво предлагали бесплатно поснимать ту или иную «модель», завлекая тем, что у нее большое будущее. Но мне это не особо интересно.

Конкуренция даже в России уже довольно высокая, много крутых фотографов со своим отточенным стилем, видением. Кто-то уже давно обосновался на рынке, поэтому работать с каждым днем становится сложнее. Но думаю, что настало время новых игроков, со свежим видением и мировоззрением. Жизнь стала слишком быстрой, и если грамотно не адаптироваться под новые веяния времени, сохраняя свой стиль, то можно быстро угаснуть.

А работа со звездами началась осенью 2018 года — с фотосъемки Тома Харди. Он прилетел в Москву в рамках промо-тура фильма «Веном». Не думал, что получится заполучить Тома на съемку, однако, вопреки моим не особо оптимистичным прогнозам, все получилось. Он был не особо разговорчив, но охотно выполнял все «указания» в процессе. Все прошло гладко и ровно, без особых проявлений эмоций. Пожали друг другу руки и попрощались. Видимо, это знаменитая английская сдержанность.

Работа для себя и вдохновения

Профессия фотографа, да и в целом это касается любой творческой деятельности, не обходится без эмоциональных качелей. Сегодня ты на подъеме, творишь налегке, все круто, все нравится, однако наступают моменты, когда понимаешь, что топчешься на месте, не развиваешься. Я человек, который не верит в творческий кризис, но бывают периоды, когда нужно переосмыслить то, что ты уже сделал и что будешь делать, — своего рода «перепрошивка», попытка взглянуть на свое творчество под иным ракурсом. Со временем начал осознавать, что фотография — это мощный инструмент трансляции мыслей, переживаний. Красивая картинка без сомнений радует глаз, но картинка ради картинки не имеет ценности.

Часто бывает, что что-то не получается, где-то не раскрыл героя съемки, где-то не до конца передал мысль, но стараюсь своевременно устранять подобного рода недоработки. На сегодняшний день точно могу сказать, что пока мне не нравится ни одна моя работа. Я крайне придирчив к себе в профессиональном плане, постоянно складывается ощущение незавершенности. Может, в каком-то смысле это и хорошо, но пока не до конца это осознал.

Что касается отношения людей к профессии фотографа, то я часто сталкивался с тем, что меня просто хотят использовать как фотофиксатора. То есть зовут снимать не потому, что у меня определенный стиль (хотя он, скорее, неопределенный) и он приглянулся, а просто как человека с фотоаппаратом. Приятного, конечно, в этом мало. За профессией фотографа стоит огромный визуальный и эмоциональный опыт, который складывался годами.

Фейлы фотографа

Забавных историй было много. Часто впопыхах забывал дома дополнительный свет или объектив. Приходилось бежать обратно, и путь до съемочной площадки превращался в марафон. Однако сегодня таких случаев все меньше, стараюсь все всегда контролировать.

Смешной случай был на съемке с Джеймсом Макэвоем. Помимо меня, было еще несколько фотографов от разных новостных агентств, и, чтобы снять его с моей любимой позиции, я лег на пол и щелкал его снизу. Макэвой посмотрел на меня и сказал: «Чувак, ты сумасшедший!» Я ответил что-то типа: «От сумасшедшего и слышу!» Ему оставалось лишь посмеяться.

Профессия фотографа, конечно же, не обходится без негативных моментов. На раннем этапе работы бывало, что и кидали, и подставляли, но я благодарен этому опыту. На стадии телефонных переговоров по речи заказчика на сегодняшний день может быть понятно, какое у него отношение к предстоящей работе и что ему на самом деле нужно. Бывало, что я заканчивал работу, запрашивал потом гонорар, и человек, получив весь материал, пропадал навсегда. Но систему выплат я давно переосмыслил, поэтому сейчас все идет по плану.

О простом, о светском

В съемках самое сложное — сохранить главную идею, адаптировавшись под конкретного человека, под его график, капризы и прихоти. Важно общаться перед, в процессе и после съемки, чтобы расположить человека к себе, дать понять, что ты хочешь сделать, чтобы он также принимал участие в процессе формирования идеи (если имеется достаточно времени) и не думал, что его «физиономия» — лишь способ для раскрутки. Все, кого я снимал: актеры, музыканты, — это моя им благодарность за тот фильм, музыку, которая произвела на меня впечатление в определенный момент моей жизни. По возможности стараюсь благодарить непосредственно на площадке, потому что это действительно важно. Это мотивирует, заряжает на покорение новых высот.

Gus Gus

Первая полноконтактная съемка у меня была с исландской электронной группой Gus Gus. Я дико переживал, боялся облажаться. Однако съемка прошла очень позитивно и на одном дыхании. Ребята вначале хотели пофотграфироваться в отеле из-за пасмурной погоды, однако интерьеры меня абсолютно не устраивали. Мне помогал друг Давид, который охотно предложил одному из участников куртку, чтобы тот не мерз, — он игриво согласился. Однако мне показалось странным, что исландец капризничает из-за плохой погоды.

Также я попросил ребят перед съемкой написать в моем скетчбуке некоторые выдержки из их песен, которые я позже отсканировал и наложил на фотографии. Это некий способ привлечь фотографируемого в процесс создания итогового снимка. Мне вообще нравится, когда объект съемки тоже предлагает какие-то идеи в процессе, съемка становится некой коллаборацией. Даниэль и Бигги охотно следовали всем рекомендациям в процессе, а также привносили что-то свое. Результатом съемки я остался доволен, ребята тоже. До сих пор можем перекинуться несколькими сообщениями, узнать, как друг у друга дела. Крутые ребята!

Относительно недавно у меня был опыт съемки с группой HO99O9, которая в своей музыке сочетает абсолютно разные жанры: панк-рэп, индастриал-хип-хоп, хорроркор. Когда я узнал, что ребята приедут в Москву, я тщательно изучил о них материал: музыку, как начали творческую деятельность, с кем дружат, кто повлиял на их музыку и так далее. Такого рода предварительное изучение будущего объекта(-ов) съемки очень помогает в ее процессе: наладить контакт, расположить героя(-ев) съемки, сгенерировать ее концепцию.

Сидя накануне съемки дома и делая раскадровку в виде скетчей, я понял, что понадобится для нее некоторый атрибут. Я быстро выскочил в магазин, купил красный шарф, нитки, иголки и кнопки, чтобы сшить две тканевые маски для ребят. Сидел весь вечер, получилось неплохо.

На следующий день, показав эскизы будущих кадров, я продемонстрировал ребятам эти две маски и сказал, что в одном кадре их нужно будет надеть. Они сначала отшучивались, скептически смотря на них, но когда надели и затем посмотрели фотографии, то один из них спросил меня: «А можно мы их заберем? Хотим исполнить одну песню в них». Я, конечно же, согласился и подарил им маски. Вся съемка прошла навеселе, мои друзья помогали мне, ассистировали. Съемкой я остался крайне доволен, потому что она стала одной из первых (имеются в виду съемки с иностранными артистами), к которой я тщательно подготовился, так как зачастую я бываю скован таймингом и условиями, приходится все делать на ходу.

Позже менеджер ребят написал мне в Инстаграме, что фотки всем понравились и они будут рады сделать что-то интересное в будущем. Это, конечно, вдохновляет.

Криса JMSN (Кристиан Беришай — настоящее имя) я снимал летом 2019 года, в рамках фестиваля Chess & Jazz в Москве. Задолго до этого момента я ходил на его концерт в ноябре 2018 года, где закинул его в копилку артистов, которых хочу поснимать. Крис круто двигается на сцене, умеет работать с публикой и полностью отдается своему делу. В результате его альбомы — в числе моих самых любимых.

Летняя атмосфера в Саду Эрмитаж (место проведения фестиваля) сама диктовала настроение и вектор съемки. Все было легко, Крис охотно выполнял все рекомендации в процессе съемки, иногда предлагал что-то свое. Поначалу он был молчалив, однако мне удалось его немного разговорить перед съемкой, а к ее концу мы уже шутили на разные темы.

С Крисом мы изредка списываемся, интересуемся делами, поздравляем друг друга с праздниками и ждем, когда он приедет в следующий раз с новым материалом.

Что касается в целом светской составляющей моих съемок, то внутренняя радость, что я буду снимать ту или иную знаменитость, давно прошла. На данном этапе мне важно общаться с ними, мне интересно, какие книги они читают, какие фильмы смотрят, как отдыхают, — я пытаюсь понять, что их сформировало как личность. Я всегда смотрю на таких людей не как на медиаикон — мне важна начинка.

Загрузить еще