Прощай, немытая: писатели-эмигранты, жизнь которых удалась и не очень
«Литература изгнания» — это словосочетание слышал каждый хотя бы раз в жизни. Все мы знаем известных мировых авторов, которые предпочли расстаться с неблагодарным отечеством: Эрих Мария Ремарк, братья Манн, Стефан Цвейг, Владимир Набоков, Иван Бунин. Однако список русских писателей-изгнанников не исчерпывается парочкой фамилий, которые сможет перечислить любой смышленый школьник. Изучаем историю русской литературной эмиграции и судьбы тех, кому пришлось покинуть родину в поисках счастья.
Зинаида Гиппиус. Декаданс и Муссолини
Наш список открывает звезда Серебряного века, русская поэтесса, писательница и критикесса Зинаида Гиппиус, одна из основоположниц русского символизма. Судьба ее печальна. Она родилась в 1869 году в обрусевшей семье немецких дворян. Подвижная, активная и любознательная Зинаида любила читать и с детства писала стихотворения. В 1881-м году ее отец, Николай Гиппиус, трагически скончался от туберкулеза — это нанесло юной Зинаиде страшную травму.
В Петербурге 1880-х супруги вели активную литературную жизнь, общались с издателями, молодыми поэтами и писателями. Они жили небогато, но вполне счастливо. Ближе к концу XIX-ого столетия поэзия Гиппиус привлекла внимание серьезных критиков. Она опубликовала стихотворение «Посвящение», где были строки:
«Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет».
Заявление поэтессы о том, что можно любить самого себя, как божество, произвело философский фурор в мире литературной критики и сделало Гиппиус «декадентской мадонной». В своей поэзии и прозе она нередко выбирала самые провокационные темы: чувственность и секс, «революция духа», критика религиозных догматов. Некоторое время она подчеркивала свое творчество соответствующим провокационным имиджем — Гиппиус любила наряжаться в мужские костюмы, курила сигары. Их с мужем петербургская квартира в доме Мурузи стала центром притяжения литераторов и юных талантов. Супруги внесли огромный вклад в культуру Серебряного века, но революция разрушила все, что им удалось с таким трудом создать.
Февральский переворот 1917 года Мережковский и Гиппиус поначалу встретили восторженно, но их настроения быстро изменились. Октябрьские события, получившие впоследствии название Великой Октябрьской Революции, повергли супругов в ужас. Зинаида писала о тех страшных днях голода, крови и погромов:
«Все в ком была душа, — и это без различия классов и положений, — ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости».
Три года они жили впроголодь, обдумывая варианты бегства из страны. В конечном итоге, в 1920 году они получили разрешение на выезд из города — под чтения лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта. На дворе стоял ледяной декабрь, канун Рождества — они добирались до Белоруссии поездом, в деревянном вагоне. Оттуда перебрались в Польшу, а после — в Париж. Там они на какое-то время обрели покой и вновь почувствовали творческую свободу среди эмигрантов первой волны. Но ближе к 1930-м антирусские настроения во Франции сделали жизнь супругов невыносимой. Однако появился вариант для переезда: в то время Мережковский выступал с лекциями в Италии, где имел успех, и получил личное приглашение на постоянное место жительства от фашистского диктатора Бенито Муссолини. Испытывая сильнейшую ненависть к «красным», супруги охотно приняли приглашение и в течение 30-х нередко публично выступали с осуждениями в адрес властей СССР.
В 1941-м году Мережковский допустил роковую ошибку, заигравшись в войну с ветряной мельницей большевизма. 22 июня он обратился к жителям оккупированной Франции в радиоэфире, где прокомментировал нападение на свою родную страну и сравнил Гитлера с Жанной д’Арк, призванной спасти мир от власти дьявола (то есть, Сталина и коммунистов). Этого ему не простили ни политики, ни народ, ни коллеги по цеху. Вскоре после своей «судьбоносной» радиоречи муж Зинаиды Гиппиус умер, оставив ее в одиночестве — преданную остракизму и забытую. Зинаида, угасшая звезда русского символизма, стала персоной нон-грата во всех кругах, которые раньше мечтали о ее обществе. Она скончалась в Париже спустя четыре года после смерти мужа — в 1945-м, рядом с ней остался лишь ее преданный помощник, секретарь Злобин.
Гайто Газданов. Готовый сценарий фильма
История Гиппиус — довольно яркий, но типичный пример печальной судьбы поколения дворян, заставших революцию. Судьба писателя Гайто Газданова напоминает сюжет голливудского фильма, наполненного экшеном, драмой и мощным мотивирующим посылом — как одна из тех картин, после просмотра которой хочется взять и изменить что-то в своей жизни прямо сейчас.
Газданов родился в Санкт Петербурге в 1903 году, в семье лесовода средней руки. Его мать, утонченная выпускница высших женских курсов, дала сыну прекрасное образование, привив ему любовь к книгам и изящным искусствам. Из-за работы отца семье пришлось много путешествовать по России, и Гайто с детства полюбил поездки и приключения. В Полтаве он учился в кадетском корпусе, что, разумеется, сказалось на его воспитании и характере.
Будучи, по сути, совсем ребенком, Гайто успел вкусить «прелестей» жизни нищего ветерана-эмигранта в Турции и Болгарии. В конце-концов, он добрался до Франции, где в поисках средств к существованию работал грузчиком в порту, слесарем на автозаводе «Ситроен» и даже мойщиком паровозов. Случалось и бомжевать под открытым небом. Параллельно Газданов преподавал французский и русский языки и мечтал получить высшее образование. Удача однажды улыбнулась трудолюбивому эмигранту: его способности по достоинству оценили в Сорбонне, Гайто поступил на историко-филологическом факультет и смог посвятить себя учебе и творчеству.
В 1929 году он опубликовал свой первый серьезный роман — «Вечер у Клэр». На книгу обратили внимание многие французские критики и самые видные русские литераторы: Бунин, Горький. Спустя два года он стал членом парижского Союза молодых писателей и поэтов. Началась его литературная карьера — его признали «своим» в эмигрантском бомонде, он издавался в самой авторитетной зарубежной периодике. Несмотря на славу и известность, Газданов по ночам работал таксистом — представь, вызываешь ночью машину, чтобы уехать с вечеринки, а тебя забирает известный писатель.
Когда началась Вторая мировая война, Гайто не стал отсиживаться и мириться с засилием нацистов в городе, который стал ему родным. С 1942 года он присоединился к движению Сопротивления, помогал укрывать евреев и спасал советских военнопленных, печатался в подпольном журнале, издавал информационные бюллетени.
Через два года после окончания войны, в 1947 году Газданов наконец-то получил французское гражданство. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал на радио «Свобода»: вёл передачи, посвящённые русской литературе, под псевдонимом Георгий Черкасов. В 1971 году писатель скончался от рака легких. За всю свою жизнь он написал девять романов, 37 рассказов, книгу очерков «На французской земле», а также десятки литературно-критических эссе и рецензий. Его рукописи хранятся в библиотеке Гарвардского университета в США.
Виктор Некрасов. Фронтовик, которого не пощадили
История Некрасова — тоже весьма классический пример того, как наша страна может обойтись с человеком, который рисковал ради нее жизнью и любил всем сердцем.
Некрасов происходил из очень знатного дворянского рода Мотовиловых. Он правнук шведского барона, российского подданного, генерала Антона Вильгельма фон Эрна. Родился в 1911 году в Киеве, его отец в 1917 году скончался от инфаркта, а родного брата убили, заколов штыками по подозрению в шпионаже — за французскую речь. Однако семья Некрасовых мужественно пережила все несчастья, Виктор вырос, получил образование техника путей сообщений, и даже участвовал в строительстве Киевского железнодорожного вокзала. Поняв, что ему претит техническая работа, поступил на обучение в театральную студию при Киевском театре русской драмы. Виктор был человеком творческим, открытым, жизнерадостным и очень отважным.
Некрасов служил в Театре Красной армии, но когда началась Великая Отечественная война, попросился добровольцем на фронт. Во время службы в армии он получил образование сапера, поэтому его охотно приняли в солдатские ряды. Некрасов прошел ад самого кровавого сражения в истории человечества — Сталинградской битвы. Он воевал на самом сложном участке — на Мамаевом кургане. После освобождал Украину, родной Киев, затем Польшу. Был дважды ранен, и комиссован лишь в 1945 году — с инвалидностью. Уже после войны он написал самую важную для всей русской военной прозы повесть — «В окопах Сталинграда», про которую знаменитый писатель Владимир Лакшин сказал так:
«Из «Окопов» Некрасова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся наша честная военная проза»
За эту книгу он получил Сталинскую премию. Началась его литературная и журналистская карьера: Некрасов работал в «Литературной газете», публиковался в журнале «Новый мир». Он уже тогда не сочувствовал идеям социалистов, и явно не пылал к сталинскому режиму любовью — и его можно понять. Несколько лет спустя после смерти вождя, писатель отправился в путешествие — в 1957 году посетил Францию и Италию, в ноябре 1960 — Бельгию и Соединенные штаты, в апреле 1962 — Италию. Свои впечатления он описал в путевых заметках «По обе стороны океана. В Италии — в Америке». В этом путевом очерке много сказано о культуре и известных людях зарубежья. Однако есть моменты, которые советские чиновники сочли оскорбительными для строя. Например, описывается случай с визитом Джулио Эйнауди — крупного туринского издателя, много сделавшего для популяризации советской литературы в Италии. Виктор сопровождал его во время визита в СССР, и однажды Эйнауди захотел посетить рынок. И там решил сфотографировать «старуху, торговавшую муравьями от ревматизма». Вся компания интуристов вместе с Некрасовым вскоре после этого оказалась в отделении милиции — по подозрению в шпионаже и антисоветской деятельности.
Очерки стали главной причиной, по которой на ветерана ополчилась власть. Сначала грузинский журналист Мэлор Стуруа написал унизительную статью «Турист с тросточкой», в к которой обвинил Некрасова в «низкопоклонстве перед Западом». 21 мая 1973 года писателя исключили из КПСС — принимали в ряды партии его, к слову, прямо на фронте. КГБ приходило к нему с обысками, изымало рукописи. Писателя подвергали многочасовым допросам.
Все это вынудило Некрасова «решиться на шаг, на который он никогда бы при иных условиях не решился бы». Виктор получил разрешение на выезд из страны, и вместе с женой улетел в Цюрих. В Швейцарии он подружился с Владимиром Набоковым. По его совету переехал в Париж, где жил на съемных квартирах и быстро сблизился с эмигрантской общиной таких же «изгнанников» — Владимир Максимов предложил ему должность в «Континенте» — главном издании эмигрантов «третьей волны».
В августе 1976 года, уже после отъезда писателя из страны, по приказу Главлита из библиотек стали изыматься и все ранее вышедшие книги. Спустя три года, в 1979-м, Виктора Некрасова лишили советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». Новый, французский паспорт ему выдали в 1983 году. Через четыре года он скоропостижно скончался от рака легких, но последние годы его жизни можно назвать спокойными и в целом счастливыми.
Всех троих писателей похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Их могилы и по сей день приходят навестить соотечественники — на надгробиях можно часто найти свежие цветы и венки.