Просвещение

Пьянки с мертвецами, бусы из покойников и падальщики: 5 необычных погребальных ритуалов народов мира

Роман Федоров Роман Федоров
Royal Cheese вспоминает самые интересные погребальные ритуалы различных народов.

Человек всегда находил интересные способы прощаться с умершими. Под влиянием религий, законов и веры в потустороннее люди из века в век изобретали занимательные погребальные ритуалы. Многие из них дошли до наших дней. Оставить родственника на съедение птицам? Пожалуйста. Сделать из него бусы? Тоже. А может, поколениями ухаживать, кормить, мыть и одевать изображение усопшего? Хорошая идея! В новой статье Royal Cheese читай о самых интересных практиках захоронения народов мира.

Небесное захоронение

Среди буддистов Тибета живет вера в перерождение. Тысячелетиями они считают, что умирает только физическая оболочка, но не душа. Однако, прежде чем упорхнуть в потусторонний мир, душа должна полностью избавиться от тела. В результате покойников расчленяют и оставляют в горах на волю стихий и стервятников. Этот ритуал называется «небесным захоронением». Для его реализации даже появилась своеобразная профессия — оператор погребения. В обязанности таких людей входит расчленение и доставка трупа, кормление грифов останками и чтение молитв. Традиция столь популярна, что занимающиеся этим своеобразным ремеслом сетуют на утомление:

«К концу дня я полностью истощен, но заниматься этим — мой выбор. Я считаю, что погребение в небесах — важная часть тибетских традиций».

Скормить мертвеца грифам — последняя милость для усопшего. Так он быстрее перенесет реинкарнацию. Тибетцы пронесли свои ритуалы сквозь столетия.  Даже среди молодых «небесное захоронение» рассматривается как приоритетный вариант похорон.

Похороны-представления

В Гане люди подходят к похоронам творчески. Помимо танцев, песнопений и крепких напитков, среди африканцев с недавних пор стали популярными стилизованные гробы. Каждый такой саркофаг отражает личность усопшего. Рыбаков хоронят в гробах в форме рыб, начальников засовывают в львов, а успешным бизнесменам сооружают самолеты — символ успеха. Иногда доходит до абсурда: ценителю крысиного мяса сооружают гроб в виде исполинского грызуна, верующего человека отправляют на упокой в большой Библии, а любителей пенного могут запросто похоронить в огромной бутылке (берем на заметку).  Нововведение пришлось по душе местным жителям, и они стали наперебой заказывать такие гробы для любимых людей.

Пьянка с покойником

Аборигены из поселения Бенге (что на Филиппинах) имеют интересный обычай, предшествующий захоронению. Когда среди жителей селения кто-то умирает, его наряжают в лучшие одежды, завязывают глаза и садят у входа в дом на срок в восемь дней. При этом он наряжается в лучшие одежды. Иногда в одну руку покойнику дают сигаретку, а в другую — чарку с чем-нибудь горячительным. Так каждый желающий может проститься с усопшим. В ходе таких визитов люди не отказывают себе в удовольствии составить мертвецу компанию. Для аборигенов Бенге смерть — это повод пригубить крепкого, выкурить самокрутку и последний шанс поболтать: вспомнить лучшее и извиниться за худшее. Каждый справляется с горем по-своему. После этого заказывается панихида от лица старосты деревни. В ходе нее перечисляются знаменательные моменты из биографии покойника. Очень любовное прощание, не находишь?

Бусы из родственника

В Южной Корее бытует интересная практика, в ходе которой умерших превращают в лазурные камешки. В 2012 году превратить своего родственника в красивое украшение стоило $900. При этом отношение к праху у южнокорейцев негативное: они считают урны с сожженными членами семьи «жуткими» и неприглядными. Другое дело — бусы. Вот что говорит об этом кореец Баэ Чже-юл:

«Ты не чувствуешь, что эти бусы жуткие или страшные. На самом деле, в них есть святость и тепло. На них очень приятно смотреть».

В Южной Корее популярно конфуцианство. Согласно этому учению, людей хоронили в земле, а могилы навещали десятилетиями. Ранее считалось, что тело — это нечто, что идет с человеком в загробную жизнь. Поэтому ампутации, надрезы и кремации считались нежелательными — как покойнику быть в потустороннем мире без руки или ноги? Но все изменилось в 2000 году. Тогда густонаселенная страна приняла закон в отношении погребений: умерших теперь нужно было выкапывать спустя 60 лет после захоронения. Это было обусловлено недостатком места на кладбищах. Южнокорейцы предпочли бусы. В итоге одна традиция сменила другую. Прагматично.

Симулякр родного человека

Живущие на Крайнем Севере России ненцы имели ряд необычных ритуалов до и после захоронения. К примеру, если смерть заставала человека в одних портках — так его и хоронили. После этого в месте погребения на скорую руку сооружался гроб. В него клали успошего и ряд вещей, которые могли пригодиться ему в загробной жизни. Туда помещали топоры, чайники, ведра, ножи, миски и прочий скарб. Перед этим предметы портили. Это делалось, потому что в потустороннем мире в представлении ненцев все наоборот. Около гроба забивались олени — по этой же причине. Их мясо ели сырым либо варили тут же на костре. После свершения всех ритуалов могилу было категорически запрещено поправлять, чинить и как-либо трогать. Это считалось за вмешательство в загробную жизнь усопшего.

Если умирал глава семьи, спустя 7-10 лет изготавливалась «нгытарма» — изображение умершего. Портрет кормили, одевали и заботились о нем. Уход длился на протяжении нескольких поколений. Нарты, на которых спал умерший, тоже не выбрасывались. Их опрокидывали и держали в доме. Что интересно, похоронная практика не распространялась на детей:

«Как душа слабенького младенца из земли выберется?»

Загрузить еще