Россия в Голливуде: как развивался путь отечественного кино в США
Голливуд для всего мира — показатель качества и хранитель высокобюджетного кино. Считается, что если режиссеры или актеры, представляющие самые разные страны, попали на сцену империи синематеки, то успех им гарантирован. Российские представители киноиндустрии годами появлялись на церемониях вручения «Оскар», актеры играют в американских фильмах, а некоторые сценаристы обращаются за поддержкой к крупным компаниям и режиссерам. Как отечественное кино пробирается в Голливуд, — рассказывает Royal Cheese.
Дань войне и классика
Первые ассоциации, возникающие с русским фильмом: что-то сложное, высокое, мрачный реализм или же сюрреализм. Перед глазами возникают спасающийся патруль от озверевшей толпы из фильма «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна или метафизика «Соляриса», в которую так сложно вникнуть до конца.
На протяжении десятилетий советский режим с цензурой, нетерпимостью к любому проявлению инакомыслия создавал кино по «некоммерческому пути», а уподобление Западу считалось признаком разложения советского общества. В результате жесткой культурной пропаганды и значительных отличий от Голливуда, родился арт-хаус, целью которого было отдать дань кинематографу и режиссерам, а не собрать как можно больше денег.
Возможно, именно стремление к инакомыслию и непохожести привело к тому, что советское кино получило признание среди голливудских критиков. Первыми, кто получил признание среди зарубежных коллег, стали документалисты из-за стремления осветить трагические события всего мира, в частности, русского народа. В 1943 году «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина получил премию «Оскар» за «Лучший документальный фильм». Как ни странно, производство началось с указа Сталина фронтовым операторам снимать всю хронику боя. Режиссеры жили и творили в казармах и сами познали всю тяжесть военных условий.
Следующим фильмом, который попал на сцену киноимперии, была картина 1944 года под названием «Радуга», сюжет которой основан на повести Ванды Василевской. Долгое время ходили слухи, что фильм получил премию в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Однако эту номинацию ввели только в 1948 году. И все же, картину действительно показывали в прокате Соединенных Штатов и отметили наградами от Ассоциации кинокритиков.
Однако не только исторические или литературные сюжеты пользовались спросом и вызывали восхищение иностранной аудитории. Мелодрама «Москва слезам не верит» стала не только отечественной легендой, но и подарила СССР третий «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» в конце марта 1981 года. Сам режиссер не смог присутствовать на церемонии вручения, а когда он узнал о победе, в Москве наступило 1 апреля, поэтому он посчитал это глупым розыгрышем.
До сих пор фильм считается классикой советского кино несмотря на то, что сначала критики были несколько холодны. Режиссера Меньшова осуждали за то, что он поддался упадническому русскому настроению и примитивизму. Но мнение аудитории значительно отличалось, зрители приняли его тепло, а за год до получения награды картину успело посмотреть около 90 миллионов человек. Идеология партии поддерживала идею создания уникальных работ, которые не походили на западные. Несмотря на это, нередко зарубежные кинопроизводители помогали снимать отечественное кино, и наоборот.
Участие зарубежных мастеров
Однако призрачная нить «быть похожим на США» проходит через всю историю киноиндустрии СССР, а впоследствии, и России. Режиссеры перенимали опыт друг у друга, у актеров, делились приемами и совершенствовали кинопроизводство.
Одним из первых опытов стало сотрудничество советских актеров с японским кинематографистом Акирой Куросава. В съемках картины «Дерса Узала» 1975 года участвовали Виталий Соломин и Максим Мунзук, а над сценарием, совместно с Куросава, работал Юрий Нагибин. Основой сюжета стало произведение исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Совместная работа для обеих сторон была трудной и впечатляющей. Две абсолютно разные культуры с различным менталитетом, не имеющие общего языка, создали то, что сейчас входит в группу классического кино. Идею снять фильм в СССР Акире Куросава дал советский режиссер Герасимов. Бюджет составил 4 миллиона долларов.
Японский кинематографист отличается своей педантичностью и требовательностью: на площадке перестраивались избушки, на деревья искусственно добавляли листья, для создания лучшей атмосферы. Картина не только получила «Оскар» в 1976 году, но и задала вектор развития карьеры для русских актеров: впоследствии их заметили представители киноиндустрии европейский стран.
Итальянский актер Марчелло Мастроянни также поспособствовал «продвижению» отечественного кино на международной арене, когда его номинировали на «Оскар» за роль в советско-итальянской мелодраме «Очи черные» Никиты Михалкова. Картина также получила «Золотой глобус», хотя она была выдвинута от Италии, признание повысило уровень восприятия советских работ.
Драма «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым, Сергеем Бодровым-мл. и Катрин Денев считается плодом совместного производства Франции, Болгарии, Украины, России и Испании. Тем не менее картину можно назвать «нашей», ведь за основу сценария взяли автобиографическое произведение писательницы Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни». На «Золотой глобус» и «Оскар» «Восток-Запад» выдвигался не от конкретной страны, а сразу от всех, кто принял участие. В обоих случаях работа уступила Педро Альмодовару с его «Все о моей матери».
Никита Михалков — самый настоящий рекордсмен среди отечественных кинематографистов, получивших или номинированных на голливудские награды. Российско-французская драма «Утомленные солнцем» была снята с поддержкой продюсера Мишеля Сейду и французской кинокомпании «Camera One», она принесла режиссеру заветную золотую статуэтку. Тонкий сюжет, кадры, которые сопровождает звучание чувственного танго, поразили не только аудиторию разных стран и критиков, но и драматурга Питера Флэннери из Англии. Впечатление было настолько сильным, что последний решил поставить одноименную пьесу по мотивам сюжета картины.
Современные тенденции и продолжение арт-хауса
Первой работой 21 века, получившей премию «Оскар» за короткометражный анимационный фильм стал «Старик и море». Для создателя Александра Петрова это было уже третье произведение, которое он представлял «на растерзание» членам Американской киноакадемии, в их число вошли «Коровы» и «Русалки». Только с третьей попытки режиссеру все же удалось обогнать канадских, английских, норвежских и нидерландских конкурентов.
На самом деле, современное российское кино долго не могло избавиться от печати и отголосков советского союза, в особенности 90-х годов. Медленно, но верно режиссеры отходили от военной и бандитской концепции, осваивая массовое коммерческое кино, а некоторые из них уверенно заняли свое место в кресле, на спинке которого красуется надпись «режиссер», «сценарист» или имя актера. Конечно, новый вектор развития относится не ко всем фильмам, да и далеко не каждую работу можно назвать хотя бы средней.
Один из самых любимых режиссеров, который пользуется особой популярностью за рубежом и является последователем мрачной арт-хаусной традиции Тарковского — создатель «Левиафана» Андрей Звягинцев. Практически каждая его работа была положительно отмечена критиками за рубежом, к примеру, на Каннском фестивале, несмотря на то, что соотечественники считали, что его сюжеты искажают российские реалии, изображая жизнь слишком мрачной и безысходной, а его номинация на «Оскар» послужила причиной трений внутри страны.
О Тимуре Бекмамбетове не так часто говорят в обществе, однако именно он совершил большой путь, который привел его в Голливуд. Его «Пешаварский вальс» принес ему приз на «Кинотавре», закрепил его уровень профессионализма и привлек внимание американского продюсера Роджера Кормана. Именно он сделал Тимуру предложение, от которого невозможно было отказаться: снять боевик «Гладиатрикс». Это было только началом. После в американский прокат вышли «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», а в 2008 году студия «Universal» заказала у режиссера снять «Особо опасен», в котором сыграли Морган Фриман, Джеймс МакЭвой и Анджелина Джоли. Так, он стал сотрудничать с именитыми режиссерами и сценаристами: Тимом Бертоном, Сетом Грэм-Смитом и Лью Уоллесом. В интервью с актером дубляжа, писателем и публицистом Дмитрием Пучковым, известным как «Гоблин», о начале сотрудничества с Голливудом он говорит:
«Запустили меня туда с небезызвестными «Ночными дозорами» и «Дневными». Фильм наш был воспринят там по-хорошему, по-доброму, ну и времена были другие тогда еще, и как я потом увидел, он много, на что повлиял там»
В марте этого года в международный прокат вышла картина «Никто» от российского режиссера Ильи Найшуллера. В сюжете фигурирует русская мафия, а кроме голливудских актеров, в фильме снялись Алексей Серебряков, Александр Паль, Сергей Шнуров и сам Найшуллер. «Никто» сразу попал в список самых популярных премьер, более того, возглавил его. Буквально за первые несколько дней в кинотеатрах он собрал более 6 миллионов долларов.
Точно так же и российские кинематографисты надеются, что, пытаясь обойти Голливуд, снимая такие же «голливудские» фильмы, они смогут привлечь в кинотеатры толпы зрителей. Вопрос только в том, не станет ли эта «гонка вооружений» пришельцев и супергероев угрозой для той самобытности, которой российское кино славится уже много лет.
Российский зритель воспринял работу неоднозначно, а критики считают сюжет сугубо американским, несмотря на присутствие русского колорита. Кроме того, неоднозначность восприятия «подогревает» Алексей Серебряков, которому многие не могут простить некорректное высказывание в интервью Юрию Дудю.
«Национальной идеей России является сила, наглость и хамство»
В 2022 году в российских кинотеатрах выйдет ремейк фантастической картины «Спутник», сюжет которой рассказывает о космонавте Константине Вешнякове, его содержат на секретной базе после контакта с инопланетным существом. Производством займутся Village Roadshow («Джокер»), YZ Films 9 («Мэнди») и 6th & Idaho («Бэтмен» с Робертом Паттинсоном»), а в роли продюсеров выступят Джиллиан Апфельбаум, Михаил Врубель, Александр Андрющенко, Федор Бондарчук, Илья Стюарт, Мурад Османн, а также режиссер оригинальной картины Егор Абраменко.
Успех и роль русских кинематографистов в Голливуде — важная и достаточно спорная тема. На самом деле, признания тайно жаждут многие, и только немногие добиваются успеха.