Просвещение

Секреты счастья и благополучия в турецкой культуре: кейиф, кисмет, сайгы

Маша Фадеева Маша Фадеева
Жители Турции чтят традиции, философски относятся к жизни и доверяют судьбе. Расскажем, как быть счастливым по-турецки.

В турецкой культуре понимание счастья и благополучия отличается от традиционной западно-европейской модели. Здесь в формировании спецефических особенностей турецкой ментальности огромную роль играют культурно-исторические факторы.

В статье мы рассмотрим основные особенности турецкой культуры и расскажем, что лежит в основе счастья с точки зрения коренного жителя Турции.

Турецкая культура: уровень счастья


По данным ежегодного исследования Global Happiness, более половины населения Турции заявили, что они счастливы. Конечно, как и жителям любой страны, туркам приходится сталкиваться с личными и бытовыми проблемами, трудностями на работе и другими невзгодами. 

И все же это не мешает им сохранять доброжелательное отношение к окружающим и наслаждаться жизнью. Все дело в особом отношении турков к действительности, которое основывается на нескольких концепциях и лежит в основе турецкой культуры.

Счастье по-турецки

Счастье по-турецки в широком смысле звучит как «mutluluk», причем речь идет именно о ментальном и эмоциональном устойчивом ощущении благополучия. Есть еще один распространенный вариант — «saadet», но он употребляется в определенных случаях, например, при пожелании счастья и благоденствия другим.

Что же лежит в основе счастья жителей Турции и делает их счастливыми, и в чем заключается секрет счастья по-турецки — расскажем ниже, выделив некоторые особенности турецкой ментальности. 

Культура Турции: 6 факторов, влияющих на уровень счастья

Турки отличаются своей щедростью и гостеприимностью, особенным отношением к чести и личному достоинству, добропорядочностью, верой в судьбу и умением расслабляться. Все эти особенности турецкой культуры и ментальности влияют на уровень счастья каждого коренного жителя Турции.

1. Доброжелательность как социальная ценность


Научные исследования подтверждают, что благотворительность и щедрость помогают людям стать счастливее и почувствовать удовлетворение от жизни. Наверное, в этом и есть один из ключей турецкого счастья, который лежит в основе восприятия мира жителей этой восточной страны. Общая система поддержки и доверительное отношение к людям — одна из особенностей турецкой культуры и менталитета.

Жители Турции общительны и приветливы, доброжелательно относятся к окружающим и всегда готовы предложить необходимую помощь тем, кто в этом нуждается. Турки очень сплоченные, легко устанавливают контакт с людьми и крепко держатся за социальные связи.

Сочувственное отношение к людям у турков считается естественным, а поддержка и соучастие — бескорыстны и не предусматривают вознаграждения. Например, на религиозные праздники в стране принято оказывать благотворительную помощь нуждающимся в денежной или любой другой форме.

Незнакомый человек, находясь в Турции, всегда может рассчитывать на понимание и поддержку. Известное турецкое гостеприимство, которое отмечает каждый турист, является одним из культурных обычаев.

В турецкой культуре считается, что достойно принять незнакомого гостя — долг хозяина. Поэтому, оказавшись дома у турецкой семьи, человека всегда усадят за стол, напоят чаем и угостят сладостями. А вот отказ от приглашения на семейный ужин или угощения из скромности или вежливости может расцениваться как проявление неуважения к хозяину и вызвать негативную реакцию. 

2. Чувство стыда и личное достоинство


Поведение людей в турецком социуме регулируется общественным мнением, поэтому в своих поступках человек руководствуется концепцией айип (турецкое ayıp — в переводе «позор, стыд»). Все, что выходит за грани общепринятого, считается неприемлемым, и турки стараются вести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Например, девушкам не принято громко смеяться в компании незнакомых мужчин или сидеть, закинув ногу на ногу. 

Любое проявление неуважения, оскорбление и обман становятся поводом для публичного осуждения. При этом совсем не важно, что чувствует и думает сам человек в подобной ситуации. Если поступок по каким-либо причинам может вызвать неодобрение, значит нужно выбрать другое решение, чтобы не оскорбить окружающих.

Айип заставляет турков беспрекословно соблюдать законы и общественные нормы, поддерживать хорошие отношения с близкими и незнакомцами и не нарушать рамки приличия. 

3. Самое важное — сохранить честь


Честь и добропорядочность являются фундаментальными понятиями турецкого менталитета. В своих действиях и поступках человек руководствуется идеей намуса. Namus можно перевести как «достоинство, чистота, непорочность».

Турки верят, что честь — это особое достояние, которое дается каждому человеку один раз при рождении. Намус нужно хранить на протяжении всей жизни, оберегать и отстаивать. Если человек оступился и потерял достоинство, его невозможно восстановить или обрести заново, искупив грехи. 

Добропорядочность турецких женщин предполагает целомудрие до брака и сохранение верности мужу на протяжении всей супружеской жизни. От чести женщины зависит репутация мужчины в семье. Поэтому мужчина обязан нести двойную ответственность — поступать в соответствии с честью в собственных действиях и оберегать женщину от такого поведения, которое может бросить тень на его положение в обществе. 

В ситуациях, когда репутация мужчины ставится под угрозу, турки могут немедленно проявить агрессию. Если незнакомый мужчина слишком долго рассматривает чужую женщину, фамильярничает или не соблюдает дистанцию при разговоре, то все это может быть расценено как оскорбление. Даже невинное прикосновение рукой воспринимается как намек на близость и нередко приводит к дракам.

С утратой чести человек теряет положение в социуме и уже никогда не сможет заслужить уважение общества. Нередко это становится причиной самоубийства. Турки с пониманием относятся к людям, которые отстаивают свое достоинство, даже если защищая честь, человеку пришлось пойти на убийство. В этом случае преступника не осуждают, а, наоборот, стараются поддержать и ободрить.

4. Как регулируются межличностные отношения


Социальные и семейные отношения в турецком обществе построены на строгой иерархии, которая складывается в прочную сеть статусов, позиций и ролей. Эта структура поддерживается понятием сайгы (турецкое saygı — «уважение, почитание»). Так, младшим принято с почтением относиться к старшим, а женщины обязаны уважать мужчин. 

В целом, в семейных отношениях властвует патриархат: отец является главой семьи и представителем ее социального положения в обществе. Поэтому поведение всех членов членов семьи сказывается на репутации мужчины, и наоборот — социальный статус отца влияет на то, как окружающие будут относиться к его родным. 

Сайгы, в отличие от намуса — ценность социальная, ее можно приобрести, повысить или потерять. Чем выше положение мужчины в обществе, тем больше уважения оказывается ему и его родственникам. 

Еще одно турецкое понятие, которое регулирует общественные отношения — шереф (seref — «признание, престиж»). Шереф зависит от занимаемой человеком должности, рода занятий, уровня дохода и профессиональных успехов. В каждой сфере занятий престиж определяется по-разному. Например, врач может повысить свой шереф, доказывая профессионализм, а предприниматель — повышая уровень доходов. 

При этом подчиненные должны оказывать уважение к тем, кто стоит выше них, а начальники, в свою очередь, обязаны покровительствовать и заботиться о своих подчиненных. Если руководитель не использовал возможность помочь и защитить своих сотрудников, он может потерять шереф, а значит — лишиться уважения и утратить положение в обществе.

Изначально шерефом могли обладать только мужчины, так как женщин к общественной и политической жизни обычно не допускали. Однако сейчас женщины тоже имеют возможность занимать должности в государственном управлении, а значит, и обладать шерефом. 

5. Созерцание и полезное ничегонеделание


Жителям западных стран, где успешная карьера, материальное богатство и профессиональные достижения являются мерилами благополучия, сложно воспринимать праздное отношение турков к жизни. Туристы, наблюдая за местными жителями, которые курят кальяны на террасах кафе и пьют кофе, считают турков ленивыми бездельниками. 

На самом деле любовь к спокойному времяпрепровождению лежит в основе турецкой культуры. Лучше всего такое отношение к жизни выражается словом кейиф (keyif) которое мы можем отчасти перевести как «кайф». Дословно же оно переводится как «удовольствие, спокойствие, безмятежность». 

Кейиф означает время приятного безделья, когда не нужно никуда спешить и думать о предстоящих хлопотах. Сосредоточенно смотреть в стену, перебирая четки, прогуливаться вдоль морского побережья, сидеть с друзьями за чашкой чая и коробочкой рахат-лукума — все это кейиф. 

Такой способ провести вечер совсем не означает «ничегонеделание». Наоборот, кейиф позволяет людям остаться наедине с собой, замедлиться, отрешиться от внешней суеты и погрузиться в мысленное созерцание. Он наполнен глубоким, даже философским смыслом и направлен на самопознание и самоопределение. 

На формирование кейифа как способа восприятия жизни повлияли многие факторы: жаркий климат и особенности географии, политическая и экономическая ситуация в стране. По данным международного исследования, 13,5% взрослого населения от 15 до 64 лет Турции остаются безработными. По сравнению, например, с Россией, где уровень безработицы составляет 4,6%, это довольно высокий показатель. 

Многим жителям Турции приходится заниматься тяжелым физическим трудом, в то же время больше всего в стране востребованы официанты, пекари, токари, продавцы, операторы швейных машин, инженеры и обслуживающий персонал в отелях.

Неудивительно, что при изнуряющей работе и неблагоприятных финансовых условиях туркам необходимо время для того, чтобы просто расслабиться и отдохнуть. Какой бы сложной ни представлялась жизнь, турки предпочитают относиться к ней с мудрым спокойствием и наслаждаться моментом. 

6. Фаталистичность: все свершается по воле высшего провидения


Официально Турция является светским государством, но религия имеет огромное значение в жизни этого народа и определяет восприятие картины мира. Турки верят, что все происходящие с человеком заранее предопределено и зависит от воли Аллаха. Даже трагичные ситуации случаются потому, что так было задумано богом, а значит, для чего-то нужно. 

Турки стараются не придавать значения бытовым мелочам вроде отключения электричества, поломки машины или опоздания на встречу. Неприятности не могут поколебать их уверенность или расстроить, ведь главное — не впадать в уныние и благодарить судьбу за все, что с нами происходит.  

Фаталистическое принятие действительности выражается емким словом кисмет (kısmet). Оно заимствовано из арабского языка и буквально означает «счастье, судьба, воля случая». В разговорах с турками кисмет также можно перевести как «ну, посмотрим, может быть».

Обычно, так отвечают в ситуациях, когда человек хочет снять с себя ответственность за исход дела и не связывать себя обстоятельствами. Условно «может получиться, а может и нет: все зависит от судьбы…». 

Такие качества, как безусловное принятие действительности и умение отпускать проблемы, помогают туркам сохранять спокойствие и позитивный настрой в любой ситуации.

Читай также:

Загрузить еще