Сетевой этикет: как правильно общаться в интернете
Веками общество невольно формировало правила общения с людьми. Сегодня как личный, так и деловой диалог по большей части перешел в интернет. Однако не все задумываются о том, правильно ли ведут его. Собеседники порой удивляют своей бестактностью и грубостью, которая сильно заметна в самом обычном сообщении. Что такое сетевой этикет, — разбирается Royal Cheese.
Вежливость в сети
Если человек аккуратно ест в большой компании, учтив со старшими и уступает им место, то его смело можно назвать вежливым. В интернете этого недостаточно, сегодня необходимо учитывать негласные правила переписки, чтобы произвести хорошее впечатление на малознакомого человека. Дать однозначное определение сетевому этикету — трудно. В большинстве случаев — это общепринятые правила хорошего тона среди пользователей.
Цифровой этикет помогает выстраивать общение, не раздражая собеседника, без интонации, мимики или невербальных сигналов. Это касается переписок со знакомыми, бизнес-партнерами и работодателями, а также сетевого поведения в комментариях.
Электронная почта и СМС-ки
Некоторое время после того, как интернет превратился в общедоступный продукт, сетевой этикет касался только электронной почты. С ее помощью люди вели как деловые, так и личные беседы. Во время переписки важно помнить: по ту сторону экрана сидит такой же человек. Поэтому элементы этикета «реальной» жизни нужно проецировать на интернет-общение.
Довольно простые правила помогут избежать мелких недоразумений и крупных ссор. Электронное письмо плохо сочетается с атрибутами обычного сообщения. Это значит, что начинаться оно должно с банального обращения, а заканчиваться вежливым прощанием. Письмо должно быть средней величины. Длинное объяснение ситуации достаточно быстро утомит собеседника, а слишком короткое не позволит ясно выразить мысль. Одна тема для одного послания — негласное правило. Не следует объединять несколько идей в одно. Разграниченность позволит человеку лучше воспринять информацию.
Обычные СМС-ки в отличие от почты не требуют строгой стилистики. У них одна единственная цель — быстро и понятно донести информацию. Если только ты не пишешь сообщение другу, который обязательно поймет суть, непонятных сокращений, аббревиатур и опечаток лучше избегать. Это может спровоцировать недопонимание. Все же, несмотря на простоту, элементарные правила вежливости — неотъемлемый аспект. Например, не писать в нерабочее время или не обрывать беседу в разгар обсуждения. Поскольку СМС — это в первую очередь способ для неформального общения, для официальных приглашений его лучше не использовать.
Базовые правила
Вопрос сетевой вежливости волнует общество достаточно давно. Для того, чтобы понять какие правила — неотъемлемы, а какие можно и опустить, исследователи провели опрос в 2017 году. В нем приняло участие 200 человек от 20 до 50 лет. Участники рассказали о том, что именно их раздражает, а каким принципам они следуют сами. Ответы позволили сформировать представление об основных правилах, а также о различии между перепиской по электронной почте и неформальным диалогом. К базовым правилам сетевого этикета деловой переписки относят:
- приветствовать в начале и ставить подпись в конце;
- проверять на опечатки;
- без надобности не прикреплять тяжелые документы;
- не присылать рабочие документы в мессенджерах;
- указывать тему сообщения.
Иногда деловые переписки ведутся в обычных мессенджерах. Конечно, здесь первый пункт не слишком уместен, однако всеми остальными правилами лучше не пренебрегать. Помимо этого, нужно помнить о таких вещах, как:
- быть вежливым;
- не переходить сразу на «ты» с незнакомым человеком;
- не использовать мат;
- не спамить;
- не флудить;
- во время спора не переходить на личности;
- не злоупотреблять смайликами.
По сути, цифровой этикет строится на взаимоуважении, вежливости, а также соответствует особенностям интернет-среды. К сожалению, многие пользователи забывают про правила. Складывается впечатление, что интернет-среда, в особенности, комментарии — формат, который предполагает фамильярность и вседозволенность. В сообщениях клиенты или работники редко себе позволяют вольности. Конечно, в каждой организации свои негласные правила, которые диктуются атмосферой и внутренней политикой. Так, больше всего ссор, негатива и грубостей находится в обсуждениях под постами и фотографиями.
Разновидность общения в комментариях можно распределить по трем разным категориям. Первая — психологическая. Группа подразумевает базовые нормы общения и использование смайлов. Технические критерии включают использование строк конкретной длины, транслит, размер сообщения. Конечно, эта группа не пользуется большой популярностью, поскольку относится только к серьезным письмам. Административные критерии — это нормы цитирования, флейм и реклама.
Общаясь в комментариях и на форумах, в первую очередь нужно руководствоваться здравым смыслом. Возможно, прежде чем вступить в диалог, следует ознакомиться с правилами конкретного группового чата. Их нарушение не только обидит участников, но и приведет к бану. Администраторы, владельцы коммерческих аккаунтов или блогеры чаще всего тщательно следят за потоком сообщений и избавляются от спама, флуда или же необоснованных оскорблений. Такие подписчики не несут никакой пользы или значимости. Их цель — начать спор ради спора.
Конечно, нормы сетевого этикета — то, что меняется в зависимости от ситуации. Точно как и в жизни. Некоторые работодатели или клиенты сразу выстраивают атмосферу неформального общения, другие пишут более официально и негласно требуют этого от участников.