Скромное очарование гопников: о чем с нами говорит гоп-арт
Гопниками принято называть представителей не самых успешных слоев общества. Их обиталище — дно социума, одеяние — спортивный костюм с тремя полосками, кепка и кроссовки, а незаменимым атрибутом являются семечки и конфликты с окружающими. Однако в начале нулевых в Санкт-Петербурге Кирилл Шаманов создал целое культурное движение под названием гоп-арт, которое добавило термину «гопник» иной смысл.
Отец создатель
В Санкт-Петербурге в конце 19 века появилось два понятия — «гопота» и «гопник», оба слова возникли от сокращения термина «Городское общество призора». Организация занималась перевоспитанием детей из неблагополучных семей. Из-за отсутствия внимания со стороны родителей, большую часть времени они были предоставлены сами себе, уровень их образования и культуры находились на крайне низком уровне. С раннего возраста дети вступали или организовывали криминальные группировки, действующие на небольшом радиусе. Центральное здание ГОПа располагалось недалеко от Лиговского проспекта, здесь выросло множество несовершеннолетних преступников. Так, в лексиконе жителей Питера появилось слово «гопник», то есть воспитанник ГОПа.
Термин нашел свое место в словарях, а появление Интернета способствовало превращению гопников в культ. Кроме того, со временем российские каналы стали посвящать субкультуре целые передачи, например, сериал «Реальные пацаны». Сегодня всему обществу ясно, что гопники в России превратились в повсеместное явление и встали в одну строку вместе с плохими дорогами и дураками.
В начале 2000-х на художественной сцене появился Николай Небылица, именно он впервые применил термин «гоп-арт» к своим полотнам. Однако именно художник, фронтмен группы «Таджик-арт» Кирилл Шаманов приобрел статус отца основателя концепции. Детские и юношеские годы Кирилла пришлись на 90-е. Долгое время он был частью типичных гопников, употреблял наркотики и в целом вел асоциальный образ жизни. Именно искусство помогло ему справиться с зависимостью и прийти в норму. Так, Кирилл решил посвятить творчество той части общества, под влияние которой попал. Художник в интервью говорит:
«Искусство дает необходимый адреналин, который помогает справиться с наркоманией, а боль за ошибки молодости не дает расслабляться. С другой стороны, гопническое «я» помогает выживать в урбанистических джунглях»
Так, течение, сформированное в сырой и достаточно унылой атмосфере Петербурга, как бы специально выводит стиль жизни гопников на новый уровень, добавляя в него эстетическую основу.
Мост, соединяющий слои
Главными представителями течения гоп-арт являются не «пацаны района» с бутылкой, а образованные люди, поскольку гопники в большинстве случаев не только не имеют никакого представления об искусстве в целом, но и не владеют необходимыми навыками для самовыражения. Участники проекта выступают в роли связующего моста между «пацанами» и миром современного искусства. Конечно, последователи Шаманова вынуждены использовать достаточно примитивный художественный язык, чтобы посыл дошел так, как было задумано.
Гоп-арт далеко не первый проявил желание общества окунуться в неизведанные социальные классы. Часто представители богемных буржуа, пресытившись высоким творчеством, обращают внимание на обыденное искусство. Так появляется тяга к образам маргиналов и их стилю жизни. Существует также и обратный эффект, ведь главная цель — показать искусство всем слоям общества и попытаться приобщить людей к культуре.
Также можно провести параллель с движением народников времен царской России. Конечно, есть определенные различия, но нельзя полностью исключать то, что тогда интеллигенция относилась к сельчанам так, как сейчас высшее общество относится к представителям «гопоты». Сближение разных слоев общества — своего рода диалог, который состоится только если люди сами проявят желание рассмотреть разные аспекты жизни страны. Художники, которые вышли из-под крыла Кирилла Шаманова, вхожи и соединяют оба мира: высокой интеллигенции и гопоты. Кроме того, Шаманов вышел за пределы живописи и сделал большой шаг — выпустил книгу под названием «Дурные дети Перестройки», состоящей из автобиографических новелл, которые посвящают общество в жизнь того самого социального дна. Отрывок из манифеста гоп-арт гласит:
«Вечные насильственные попытки привить «неотесанному народу» культурные ценности натыкаются на стену непонимания и отторжение, однако если не смотреть предвзято, то выясняется множество интересных вещей»
А что сегодня?
К сожалению, сегодня проект заморожен, за все время проведено всего 4 выставки: Ростове-на-Дону, в Москве, Санкт-Петербурге и Перми. Однако даже за столь короткий срок направление привлекло массу последователей. На последней презентации в 2012 году, название которой говорит само за себя — «От души», были представлены 20 художников. Здесь была выставлена работа «Парадняк» о москвичах и группе «ПВХ» Григория Ющенко, графика на постфеминистские темы Маши Ша, а также работы Филиппа Пищика, Алики Устиновой, и других художников со всей страны. По окончании выставки зрителям была представлена ретроспектива группы Tadjiks-Art, участником которой является сам Кирилл Шаманов.