Свобода, равенство, киберфеминизм: манифесты современного мира
Мы продолжаем изучать громкие манифесты, которые наполнили нашу жизнь новыми идеями. В прошлый раз мы рассказывали о мыслях, которые влияли на мир искусства. В этой статье коснёмся тех манифестов, которые относятся к жестокому миру реальности.
Манифест 12
В 2006 году французское издание «Charlie Hebdo» публикует карикатуры на пророка Мухаммеда. Последствия этого поступка были ужасны. В адрес издания поступали угрозы, как и всем, кто перепечатывал эти изображения. В мире давно не было такого религиозного скандала. В ответ на это в том же журнале 1 марта 2006 года печатается «Манифест 12. Вместе против нового тоталитаризма», который подписали 12 человек, одним из которых был Салман Рушди — он уже подвергался угрозам со стороны радикальных исламистов за свою книгу «Сатанинские стихи». В манифесте они говорят, что радикальный исламизм — это новая тоталитарная угроза, и опасаются грядущего противоборства демократии и теократии:
«Как всякий тоталитаризм, исламизм взлелеян страхами и разочарованиями. Проповедники ненависти взращивают эти чувства, чтоб создавать батальоны обречённых, чтоб навязать нам мир неравноправия и свободоубийства. Но мы заявляем ясно и твердо: ничто, даже отчаяние, не может оправдать выбора в пользу мракобесия, тоталитаризма и ненависти».
В начале 2013 года «Charlie Hebdo» опубликовал комикс о жизни пророка. В 2015 году редакция издания «Charlie Hebdo» была расстреляна исламскими террористами.
Нет войне
В XX веке мир раз за разом содрогался от чудовищных войн — и после Второй мировой вновь оказался в шаге от катастрофы, которая могла бы стереть человечество с лица земли: атомная война. Важным высказыванием, направленным против развития ядерного оружия, стал манифест Рассела-Эйнштейна. Атаки на Хиросиму и Нагасаки, а также дальнейшие испытания подобного оружия не могли оставить в покое учёных-ядерщиков со всего мира. Этот манифест подписали 11 именитых людей из мира науки, а получил он своё название по именам того самого Альберта Эйнштейна и британского философа Бертрана Рассела. Резолюция этого документа была следующей:
«В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие, и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».
Как мы знаем, угроза ядерного апокалипсиса всё ещё висит над нашей планетой, поскольку запасов этого страшного оружия хватит, чтобы несколько раз уничтожить всё живое. Однако этот манифест послужил началом для Пагуошского движения учёных, которое являлось важной точкой для мирового диалога и дало ход многим соглашениям по вопросам ядерного оружия.
Женские вопросы
Идеи феминизма сейчас как никогда актуальны в обществе. Можно по-разному к ним относиться, но факт остается фактом: шел 2019 год, в России закон о домашнем насилии называли «разрушающим семейные ценности», а в Саудовской Аравии буквально на днях женщинам и мужчинам разрешили заходить в рестораны через один вход.
Сегодня главной площадкой для всех людей, борющихся с дискриминацией — в том числе феминисток, — остается интернет. Предтечей современного сетевого феминизма был киберфеминизм из 90-х. Интернет едва появился, но активистки уже увидели весь его потенциал и развернули борьбу с гендерными стереотипами онлайн. Тогда сеть представлялась им зоной, свободной от социальных конструктов и навязанных половых различий в стиле «женщинам —цветочки, мужчинам — гаечные ключи». В 1991 году арт-коллектив VNS Matrix опубликовал свой «Манифест Киберфеминизма», в котором они называли себя не иначе как новым вирусом:
«Мы — VNS Matrix, уничтожительницы морального кодекса, наёмницы слизи, идущие на алтарь унижения, прощупывающие внутренний храм. Мы говорим на языках, внедряясь, разрушая, рассеивая, искажая дискурс. Мы — вагины будущего».
Идея была неплохой, но на деле все оказалось куда сложнее. Далеко не все люди — даже в свободном от ограничений интернете — готовы расстаться со своими любимыми стигмами. Но киберфеминизм переродился в более понятную и удачную форму — сетевой фем-активизм.
Новая демократия?
Я сознательно не стал писать в этой статье о манифесте коммунистической партии, потому что его влияние мы испытываем до сих пор. Но я решил дополнить ее мыслями нового, достаточно популярного сейчас политического движения — либертарианства.
В 1980 году Самюэль Эдвард Конкин Третий издал свой «Новый либертарный манифест», который открывает читателю философию агоризма, жаждущую своей конечной целью видеть свободный рынок. Конкин видит этот путь в использовании серых и чёрных рынков, а также критикует любые политические изменения в обществе. Нет реформам, нет системе, нет существующему рынку.
«Вся философия либертарианства исходит из одного простого принципа: инициируемое насилие или угроза насилием (принуждение) неправильно (аморально, пагубно, плохо, совершенно непрактично, и т. п.) и недопустимо. Но ничего более. Либертарианством, развивавшимся до настоящего времени, была обнаружена проблема и определено решение: государство против рынка. Рынок — это сумма всей добровольной человеческой деятельности. Если человек действует, не принуждая других, то он является частью рынка. Таким образом экономика стала частью либертарианства».
Издание подверглось критике со стороны экономистов, которые утверждали, что некоторые его положения утопичны и вряд ли актуальны для современного рынка, но в то же время хвалят автора за важные вопросы, которые он задает современному обществу. Так что, возможно, вскоре на основании этого манифеста мы увидим современный «Капитал».
…или смерть старой?
Следующий манифест показывает нам, что не всё заканчивается на одних лишь словах. В 2011 году на территории государства свободы и равенства — США — состоялся один из самых массовых протестов в современной истории Америки. Это движение называлось «Occupy Wall Street» — они хотели занять одну из главных улиц Нью-Йорка с той целью, чтобы их услышали, а главное — это их манифест, который назывался «We are the 99%». Они противопоставляли себя тому одному проценту, который, по их мнению, владеет всеми богатствами мира, а сами они были массой демократического общества, которой приходится биться за существование и терпеть несправедливость.
Основных тезисов у них было много, ведь компания была разношёрстной: зоозащитники и экоактивисты, противники смертной казни и недовольные политикой президента Обамы. Они лишь хотели, чтобы их услышали, как и их недовольство использованием на благо корпораций, а не общества:
«Они влияют на суды, чтобы освободиться от обвинений или ответственности.
Они тратят миллионы долларов на юристов, чтобы избавиться от обязанностей по контрактам медицинского страхования.
Они продают нашу частную жизнь как товар.
В погоне за прибылью они сознательно закрывают глаза на то, что продукция с дефектами представляет угрозу жизни.
Они определяют экономическую политику и продолжают вести её, несмотря на катастрофические результаты».
Их услышали, но не там. За два года это движение распространилось не только по Америке, но и на другие страны, в общей сложности задействовав почти 1000 городов по всему миру. Сложно судить о реальных успехах этой кампании, но, возможно, современные протестные движения переплетаются с эхом этих неуслышанных призывов.
Виртуальная опасность
Один из создателей виртуальной реальности Джарон Ланье вместо простого манифеста выпустил целую книгу, которую он назвал «Вы не гаджет». Своей работой Ланье определённо может заставить тебя удалить все соцсети и надеть шапочку из фольги, чтобы твои мысли не прослушивали. Он предостерегает не только об опасности роста зависимости от интернета, но и называет его уже не утопическим островом независимости, а инструментом манипулирования, рекламы и ограничения личности:
«Программное обеспечение выражает идеи всего: от природы музыкальной ноты до природы личности. Оно же является объектом очень жёсткого процесса «фиксации». Таким образом, идеи (в сегодняшнем мире, когда человеческая деятельность всё больше управляется программным обеспечением) стали более подвержены «фиксации», чем в предыдущие эпохи. До сих пор основная часть «фиксированных» идей была не слишком плоха, но некоторые из так называемых идей 2.0 никуда не годны, и нам стоит от них отказаться, пока мы ещё можем это сделать».
Забавно, что в нашей стране этот труд получил литературную антипремию «Полный абзац». Но это больше касалось некачественного русского перевода манифеста, так что задумываться о вредоносной среде интернета всё ещё актуально.