Просвещение

Святые гениталии: как в христианстве появились изображения пенисов и вагин

Алина Исаева Алина Исаева
Зачем паломники покупали фигурки с крылатыми фаллосами и кто рисовал непристойности в часословах.

История может иногда поражать своей парадоксальностью. Казалось бы, даже самые бесспорные факты и убеждения рассыпаются в прах, стоит нам копнуть чуть глубже. Как ты уже догадался, речь пойдет о христианстве и его странностях: когда-то оно очень сильно отличалось от своего современного варианта. Настолько сильно, что сегодня нам это кажется абсурдным, смешным и похабным.

Неприличные скульптуры


В Средневековье на территории всей Западной Европы, а также Чехии и Словакии здания украшали странными фигурами. Непропорциональные лупоглазые уродцы были явно женского пола и исполняли что-то жутковатое: уцепившись обеими руками за свои огромные вульвы, растягивали их в разные стороны. Подобные фигурки получили название шила-на-гиг (ирл. Sheela na Gig) и «‎украшали» фасады замков, башен, светских построек и… церквей. Больше всего их сохранилось в Великобритании и Ирландии — путешествуя по этим странам, на них легко наткнуться, стоит лишь повнимательнее посмотреть. Особенно удивляет наличие столь непристойного декора в убранстве храмов. Шила-на-гиг создавались с IX по XVI века, и об их назначении спорят до сих пор. Разберем несколько версий.

Версия первая: логичная
Предполагается, что фигуры шила-на-гиг призваны отпугивать злых духов. Неслучайно они размещались преимущественно над окнами, дверьми и воротами — ведь демоны могли попытаться пробраться в церковь через них. Чуть позже, когда пуританская мораль взяла свое, шила-на-гиг сдали свой почетный пост горгульям.

Версия вторая: спорная
Другие версии предназначения этих странных фигур связывают их возникновение с традициями язычества. Сторонники данной теории утверждают, что изваяния изображали некое могущественное божество плодородия, с которым ранняя христианская церковь должна была мириться из-за его популярности среди простых людей. Сомнения вызывает лишь тот факт, что церковь вообще способна «‎примириться» с чем-то, что не согласуется с ее целями.

Версия третья: тоже вполне логичная
Эта версия была высказана специалистом по ирландским фигурам Энтони Вейр и историком-искусствоведом Джимом Джарменом. Они заявляют, что фигуры шила-на-гиг иллюстрировали церковную мораль в отношении одного из семи смертных грехов — похоти. Учитывая то, что эротические и эксгибиционистские сцены не единожды встречались в церквях, — и по сей день на старинных храмах сохранились изображения мужчин, женщин и чудовищ, демонстрирующих половые органы и совершающих сексуальные действия. Версия выглядит стройной и логичной, пока не возникает вполне резонный вопрос: почему именно похоть и где остальные 6 грехов?

Маргиналии

Современного человека слово «‎маргиналии» сразу отсылает к чему-то непристойном и мерзкому, однако на деле так называются безобидные заметки и рисунки, оставленные на полях книг. В переводе с латинского marginalis означает «находящийся на краю». Маргиналии известных читателей могут поднять стоимость книги в миллионы раз и сделать из нее бесценный исторический памятник. А маргиналии средневековых монахов, которые иллюстрировали свои книги совершенно сюрреалистичными и абсурдными картинками, — отдельный вид искусства, из которого столетия спустя сделали мемы.

Во многих европейских рукописях XIII-XV веков сакральные тексты молитв и жития святых сопровождались абсолютно вандалистскими картинками: монах, который собирает с дерева фаллосы, перевернувшийся трубач с оголенным задом, из ануса которого торчит длинная труба, пенисы с крыльями и голые женщины верхом на них, испражняющиеся люди. На фоне подобных картинок «‎приличные» маргиналии — проповедующие лисы и зайцы в одеяниях епископов — выглядят более-менее адекватно.

Как и в случае с эротическими скульптурами, нет точного ответа на вопрос: зачем создавались эти картинки. Звероподобных демонов и проповедующих животных еще можно объяснить: протестанты и католики изображали друг друга уродами, таким образом пытаясь высмеять и оскорбить идейных соперников. Этакий суровый средневековый дисс. Но вот найти объяснение куче фаллических и анальных сюжетов, которыми изобилует почти любая страница, оказалось сложнее. Никакой привязки к событиям повествования книги зачастую нет. Самая логичная версия, до которой додумались лингвисты и историки: монахи таким образом просто развлекались. Написание и копирование книг до изобретения печатного станка было занятием трудоемким и очень долгим — разумеется, им хотелось чем-то себя занять.

Х….е сувениры


В Европе археологи часто находят паломнические значки: плоские металлические фигурки, которые продавались в местах религиозного поклонения. Но иногда среди вполне логичных изображений святых они находят совершенно неожиданные значки: фаллосы с ножками и бубенцами, вульву в паломнической шляпе с четками и посохом… И снова ученым пришлось ломать голову над тем, что же это такое.

С древности люди придавали гениталиям сакральное значение. Фаллические культы известны с палеолита и характерны для большинства языческих стран и древних культур: Индия, Египет, Греция, Рим. Они обожествляли пенис (а иногда и вагину), наделяя его мистическими свойствами. Символизм, зашифрованный в образах гениталий, интуитивно понятен каждому: дихотомия «‎мужского и женского» начал, плодородие, деторождение, продолжение рода.

С приходом христианства в Средневековье языческие культы фаллоса были разрушены, однако их отдельные следы были еще очень свежи. Примером тому может служить история с почитанием святого Футена на юго-востоке Франции. В XV-XVI веках в городе Оранж находился храм, где хранили деревянный фаллос, некогда отломленный от статуи святого Футена. Женщины возносили святому молитвы о продолжении рода и просили «‎силы» для своих мужей, затем окропляли фаллос вином.

Однако вернемся к фигуркам. В поисках ответа на вопрос, что же символизировали эти непристойные безделушки, мнения ученых снова разделились. Одни считают, что подобные поделки приобретались в качестве талисманов, приносящих удачу и здоровое потомство, — это были отголоски языческой культуры и следствие никогда не угасающего в народе спроса на мистику (люди и в XXI веке покупают бусики от сглаза). Другие с ними спорят, обращая внимание на явную пародийность некоторых фигурок: три хвостатых пениса, несущих коронованную вульву с посохом, явно не были мистическим символом плодородия. Скорее, это были шуточные сувениры: они высмеивали паломников, искавших случайных связей в незнакомых городах по дороге к священному месту. Вот такое оно — средневековое христианство.

Загрузить еще