Просвещение

Тайны, разоблаченные рентгеном: 12 скрытых изображений на известных полотнах

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Рентген способен выявить скрытые детали под видимой поверхностью картин. Иногда это кардинально меняет представление об известных шедеврах.

Ученые используют разные технологии для реставрации и изучения известных полотен. Благодаря рентгенографии можно увидеть глубокие слои краски, недоступные обычному глазу. Иногда под привычным изображением скрываются неожиданные детали или целые работы, от идеи которых художники позже отказались.

Кроме того, можно не только разглядеть четкие контуры этих утерянных шедевров, но и воссоздать их в цвете при помощи специальных программ или искусственного интеллекта.

1. Найденный портрет Рембрандта

«Старый человек в военном костюме» — узнаваемое произведение Рембрандта. Оно было создано в 1630-1631 годах и изображает пожилого мужчину в шляпе с пером. Это лицо появляется и на других картинах голландского художника, хотя никто так и не выяснил имени этого человека.

В 2015 году работниками музея Гетти в США было проведено подробное исследование полотна. Благодаря обработке рентгеновскими лучами под его поверхностью они обнаружили более ранний портрет.

На нем нарисован другой мужчина с русыми волосами в изумрудном одеянии. Как и старик, он повернут в три четверти к зрителю. Но это изображение было нанесено под углом 180 градусов к видимому слою. Вероятно, это одна из попыток художника создать «трони» — разновидность эмоционального портрета. В таких работах он часто использовал собственную мимику и черты лица.

Кроме того, специалисты восстановили цвета скрытой картины. На сегодняшний день это самая детальная и достоверная подобная реконструкция. Ученые продолжают работу, чтобы более точно определить оттенки красок.

2. Еще две Моны Лизы под поверхностью


Шедевр Леонардо да Винчи считается самым известным произведением живописи в мире. Также с ним связано немало загадок. Например, до сих пор ходят споры о личности загадочной девушки, изображенной на портрете.

В 2016 году ученым, возможно, удалось раскрыть некоторые тайны этого полотна. Исследователь Паскаль Котт сделал серию спектральных снимков «Моны Лизы». Под слоем краски он обнаружил два самостоятельных портрета, отличных от видимого сейчас. По его мнению, один из них — это изображение настоящей Лизы, не похожей на окончательный вариант. А вот второй может быть лицом Девы Марии.

Однако не все искусствоведы согласились с выводами Котта. Многие считают, что он просто увидел несколько этапов работы Леонардо. Известно, что художник часто менял композиции своих картин и их детали. А над своим главным портретом он и вовсе трудился около 10 лет. За это время, скорее всего, полотно претерпело множество переделок. Именно этот процесс зафиксировали снимки.

Помимо этого, портрет неоднократно реставрировали. Это тоже могло отразиться на его красочных слоях.

3. Купидон вместо пустой стены

На картине Иоганна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» изображена молодая дама с посланием в руке. 300 лет никто не мог разгадать, какие именно строки читает эта героиня. Ее фигура казалась одинокой и печальной на фоне пустой стены позади.

Но совсем недавно специалистам наконец удалось раскрыть эту тайну, скрытую под слоями краски. Так, в 2021 году Берлинская картинная галерея опубликовала на своем сайте обновленную версию полотна. На стене за девушкой теперь изображена огромная картина купидона, обнаруженная с помощью рентгеновского излучения.

Присутствие купидона на полотне предполагали с 1979 года. Правда, тогда считалось, что он был дорисован в композицию неизвестным художником, а потом закрашен. Но в 2017 году исследователи начали реставрацию шедевра. Они смогли доказать, что эту деталь изначально создал сам Вермеер. Несколько десятилетий «Девушка» существовала в неизменном виде, пока некто не скрыл пухлого ангела стеной.

Купидон — римский бог любви, которого часто изображают в виде крылатого мальчика. Его силуэт на картине намекает, что письмо девушке было адресовано ее избранником. А общее настроение приобретает ноты привязанности, тоски и желания.

Открытие также показывает, как менялся стиль художника. «Девушку» можно назвать одним из первых экспериментов Вермеера с простыми жизненными сюжетами.

4. Закрашенная роскошь Лавуазье

Портрет Лавуазье и его жены Мари-Анны был написан французским художником Жаком Луи Давидом в 1788 году. Современники описывали эту пару как строгую и прогрессивную. И на полотне отражена эта приверженность науке: мы видим листы с записями и колбы на столе. Сам Лавуазье происходил из очень состоятельной семьи, получил хорошее образование и стал известным химиком. Жена помогала ему с переводами и зарисовками экспериментов.

Под рентгеновскими лучами на картине были обнаружены детали, которые полностью меняют представление о ее героях. Супруги были не только учеными, но и представителями аристократии. То есть богачами, любящими роскошь.

Так, изначально Мари-Анна должна была предстать перед зрителями в огромной шляпе с бантом и цветами. Вероятно, это «шапо а-ля Тарар», популярный летом и осенью 1787 года фасон. Также богатый деревянный стол с бронзовыми вставками художник прикрыл скромной красной скатертью. А химические приборы добавил позже.

Скорее всего, такие правки были внесены из-за политических веяний. Портрет был создан накануне Великой французской революции. Чтобы не провоцировать публику, Жак Луи Давид сделал акцент на интеллектуальности пары, а не на их достатке. Впрочем, его усилия не оправдались: Лавуазье был казнен в 1794 году.

5. Композиция под натюрмортом Пикассо

«Натюрморт» Пабло Пикассо входит в серию работ линейного стиля. Этот период творчества художника охватывает один год: с конца 1921 по конец 1922 года. Всего он создал более 40 подобных картин. Их отличительная особенность — плоские цветовые поля, линии и сетки различной ширины.

Проведенное исследование показало, что первоначально Пикассо планировал совсем другую композицию на этом холсте. Было обнаружено изображение, нанесенное под углом 90 градусов к конечному. Сюжет представляет собой домашний натюрморт с кувшином, кружкой и прямоугольным предметом, возможно, газетой. Характерные формы сверху и снизу предполагают, что сцена была установлена на столе или сиденье стула. При этом набросок выполнен в более реалистичном стиле.

На этот рисунок, вероятно, повлияли интерьеры дома и мастерской Пикассо на улице Боэти в Париже. Они послужили сюжетом для многих его картин и набросков.

Необычным является то, что художник полностью закрасил первую картину белой грунтовой краской. В других работах он часто наносил новые мазки прямо поверх предыдущих, совмещая их или оставляя отдельные детали видимыми.

6. Бывшая возлюбленная под слоем краски

После того, как Амедео Модильяни и его возлюбленная Беатрис Гастингс расстались, итальянский художник решил полностью стереть воспоминания о ней. Он нарисовал образ другой женщины поверх ее портрета. Это полотно известно как «Портрет девушки» и было написано в 1917 году.

Картина хранится в галерее Тейт. Несколько лет назад работники музея изучили экспонат с использование рентгена. Лучи выявили совсем другую женщину под покровом привычного изображения. На снимках видно полупрозрачный силуэт в полный рост.

Куратор выставки предположила, что это могла быть Беатрис. Скорее всего, художник просто закрасил ее фигуру после того, как их бурный роман закончился в 1916 году. С догадкой согласились и специалисты по творчеству Модильяни. В этот период художник часто изображал Гастингс, используя разные цвета и приемы. Скорее всего, на этом холсте именно она.

Исследователи не остановились на достигнутом. Они решили воссоздать первоначальную картину при помощи искусственного интеллекта. Проект NeoMasters представил реконструкцию первой версии портрета в 2021 году. Она напечатана на 3D-принтере в цвете. Специальная текстура имитирует покрытие краской. Хотя этот вариант нельзя считать полностью правдивым, это интересная попытка спасти утраченный шедевр.

7. Скрытые фигуры Таннера

Генри Оссава Таннер стал первым афроамериканским художником с международной репутацией. Сегодня его работы представлены во многих ведущих мировых музеях. Генри жил и творил во Франции, куда ему пришлось эмигрировать из-за цвета кожи. К 1900 году он добился признания как ведущий европейский создатель красочных религиозных сцен.

«Христос и его Мать, изучающие Священное Писание» как раз представляет собой пример такого сюжета. На этом полотне изображены Дева Мария и Иисус, склонившиеся над длинным свитком и внимательно рассматривающие его содержание. В одеянии женщины и на заднем фоне можно заметить глубокий оттенок синего цвета, который стал визитной карточкой живописца.

Рентгеновский снимок картины выявил сюрприз. Изначально холст располагался горизонтально, а не вертикально. На нем были намечены две идущие фигуры на фоне простирающегося вдаль пейзажа. Оба человека завернуты в развевающиеся балахоны. Ранее их никто не видел.

По какой-то причине Таннер забросил этот сюжет. Он решил отдать предпочтение привычной для себя религиозной зарисовке. Возможно, он посчитал этот вариант более прибыльным для себя на тот момент.

8. Собака на картине Томаса Гейнсборо


На картине «Мальчик в голубом» 1770 года британский живописец Томас Гейнсборо изобразил мальчика в изысканной дорогой одежде. На самом деле ему позировал обычный ребенок из небогатой семьи — сын мелкого торговца. Зато портрет получился живым и лучезарным. Однако и у него есть своя загадка.

Со временем краски на полотне потускнели. В середине 1990-х годов его оправили на реставрацию. В том числе было проведено рентгеновское исследование. К удивлению, возле ног ребенка специалисты разглядели пушистую собаку. Можно определить даже породу щенка: английский водяной спаниель.

Позже Гейнсборо закрасил животное. На его месте появились камни. Он наложил несколько слоев краски на эту область, так что лапы пса превратились в булыжники.

Неясно, почему художник избавился от пушистого друга. Некоторые считают, что он хотел улучшить композицию и придать ей больше аристократизма. Также возможно, что живописец стремился уйти от сравнений со своим конкурентом, Ван Дейком. Тот часто рисовал богатых детей в обнимку с собаками.

9. Детали портрета Евы Гонсалес

«Портрет Евы Гонсалес» — это своеобразная «матрешка» кисти Эдуарда Мане, созданная в 1870 году. На нем изображена художница, которая сидит на стуле и рисует вазу с цветами на холсте. И хотя саму вазу на картине не видно, похожие цветы лежат у ног героини. Ева была ученицей Мане. Она не достигла таких успехов, как ее наставник, но некоторые ее работы получили всеобщее признание.

Рентгенография показала, что детали полотна были сильно изменены. Так, у ног героини сначала лежал горшок с кистями. Как считают специалисты, он был закрашен из-за стремления Мане к минимализму и простоте в своих работах. Также он исправил прическу, позу и платье Евы.

Похожие изменения являются визитной карточкой известного художника. Он мог соскабливать и накладывать новые и новые слои краски по многу раз. Таким образом он стремился сделать полотна идеальными. При этом он выдавал такие приемы за спонтанные решения.

10. Борцы под натюрмортом Ван Гога

«Натюрморт с луговыми цветами и розами» Ван Гога был написан в конце 1880-х годов. Специалисты долгое время сомневались в его подлинности. Стиль работы и размер холста не были похожи на другие полотна художника. В итоге экспонат сначала признали подделкой, а потом все же отправили на экспертизу.

Рентгенография подтвердила, что натюрморт подлинный. Кроме того, было раскрыто, что под ним находится совсем другая работа автора. Сначала он изобразил битву борцов. Два полуобнаженных мужчины нарисованы под углом 90 градусов ко второму изображению. Это довольно раннее произведение, поэтому здесь художник использует нетипичные для него кисти и приемы.

В одном из своих писем к брату Тео живописец упоминал, что написал борцов и что остался доволен конечным результатом. Это расценивается как самое важное подтверждение оригинальности картины.

Как выяснили специалисты, позже художник нарисовал натюрморт прямо поверх портрета. Обилие деталей, нехарактерных для Ван Гога, объясняется просто: от стремился полностью перекрыть свою первую работу.

11. Исчезнувшая женщина на шедевре Курбе


Настоящая любовная трагедия была раскрыта рентгеновскими лучами в 2015 году на автопортрете Гюстава Курбе «Раненый». В привычном варианте мы можем видеть, как художник на этом полотне лежит полуживой, а его грудь обагрена кровью после роковой дуэли.

А начиналась задумка совсем с другого. Сначала живописец изобразил на этом холсте женщину в пол оборота. Но эту идею он не довел до конца. Позже здесь появился уже он сам, но не один. На рентгеновских сканах Курбе мирно дремлет под деревом в обнимку со свей возлюбленной. Можно различить четкий силуэт Виржини Бине. Ее голова лежит на груди мужчины, а тот обнимает ее за плечи. В этом варианте картина просуществовала 10 лет, с 1844 по 1854 год.

Но в итоге девушка аккуратно исчезла с полотна. А сам герой теперь изображен раненым и полуживым. Это выглядит странным, ведь Курбе часто подчеркивал, что на автопортретах отражает только правду.

Скорее всего, творец решил скрыть Бине на своей работе в отместку за неудавшийся роман. Как раз в это время пара рассталась. К тому же, женщина родила сына, которого живописец никак не хотел признавать. Поэтому в этот раз он отошел от реализма и отразил на картине свои любовные страдания.

12. Перевернутый портрет кисти Дега

Французский художник Эдгар Дега жил с 1834 по 1917 год и написал одни из самых красивых произведений в стиле импрессионизма. Как и многие его коллеги, он часто использовал старые холсты повторно, нанося несколько изображений поверх друг друга.

Первое рентгеновское исследование картин Дега было проведено с работой «Женский портрет», написанной в 1876-1880 годах маслом. Ученые обнаружили явные признаки другого произведения под видимым слоем. Оно было нанесено на холст вверх ногами по отношению к окончательному варианту.

Скрытой работой оказался портрет Эммы Добиньи. Его контуры удалось определить очень четко. Эта дама часто выступала как модель для Дега. Специалисты считают, что художник закрасил свой первоначальный рисунок из-за неудавшихся ушей женщины. Они были непропорциональны ее лицу.

Хотя рентген не позволяет уточнить цвет изображения, портрет Эммы был раскрашен с помощью специальной программы. Теперь мы можем узнать, как выглядело когда-то это полотно.

Читай также:

Загрузить еще