Просвещение

Театр 18+ и реалити-шоу о самоизоляции: как работают российские центры современного искусства на карантине. Часть 1

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Сериал о жизни сотрудников музея в самоизоляции и онлайн-репетиции оперы. Мы поговорили с центрами современного искусства: чем они занимаются на карантине?

Карантин и пандемия коронавируса застали мир врасплох, но это не повод забывать о творчестве. Центры современного искусства в российской столице и регионах поддержали мировую тенденцию и продолжили работать онлайн. Мы поговорили с сотрудниками ведущих музеев и центров современной культуры нашей страны и узнали, как изменилась их работа. В этом материале на наши вопросы отвечали Лейли Асланова, куратор выставочной программы арт-центра MAKARONKA в Ростове-на-Дону, и Сергей Ковалевский, арт-директор музейного центра «Площадь мира» в Красноярске.

Как в музейном центре восприняли информацию о карантине? Много ли мероприятий пришлось отменить и перенести?

«Площадь мира»
Как и все, наверное, — с тревогой. И с сожалением о несделанном. По причине карантина пришлось отложить интереснейший фестиваль «Локальные истории», который мы готовили совместно с Фондом Михаила Прохорова. Большая выставочная программа с участием зарубежных партнеров. Мы уже фактически начали готовить оборудование для выставок, когда пришла беда…

В последний день работы музея для публики закончили монтировать выставку фотографий южно-корейского автора Чо Ин Чжына. Это изысканные черно-белые виды магического леса.

MAKARONKA
С одной стороны, видя темпы распространения вируса, мы где-то за месяц понимали, что карантинные меры не заставят ждать. И, конечно, как и для любого независимого пространства, для нас это испытание на выживание. Перенесли одну выставку, которая должна была открыться в начале апреля. В выставочном плане пока меняются даты запуска проектов. Отменились все спектакли «Театра 18+» на ближайший месяц и другие мероприятия вроде читок.

Как изменилась жизнь центра во время карантина? Вам удалось организовать работу онлайн?


«Площадь мира»
Все это стало продолжением работы музея, которую мы активно вели до карантина и будем продолжать после. [«Площадь мира» ведет активную деятельность в интернете, с ней можно ознакомится на сайте].

MAKARONKA
Большую часть работы над выставочным процессом можно вести онлайн, с театром сложнее, но даже репетиции будущей премьеры Юрия Муравицкого «Это любовь» идут онлайн, а это опера.

Расскажите о культурных мероприятиях, которые вы проводите во время карантина. Появилось ли в программе музейного центра что-то, чего не было до этого?

«Площадь мира»
Ведем «репортажи» из приостановленного музея. Из нового — остроумный и динамичный «сериал» о самоизоляции сотрудников музея в жанре реалити-шоу. Получается весело и перформативно.

Также готовим тексты, которые попросим голосового помощника «Яндекса» Алису помочь нам рассказывать о постоянной экспозиции. Готовим к запуску архив виртуальных туров по выставкам. Сняли дополнительный тур по постоянной экспозиции. Рассказываем о «жизни» музейных персонажей, когда они оказались без зрителей. Раскрываем детали экспозиций.

MAKARONKA
В инстаграме (деятельность организации признана экстремистской на территории РФ) «Макаронки» мы запустили проект #ростовскийопыт — это серия творческих заданий для наших подписчиков, которые можно выполнить не выходя из дома и из подручных средств. Таким образом для нас возникла возможность лучше познакомиться с людьми, которые составляют нашу аудиторию, осмыслить текущее положение и задуматься о городе как общем пространстве.

https://www.instagram.com/p/B-w4MzYB073/

«Театр 18+» работает над онлайн-курсом по сторителлингу, открывает ссылки на спектакли согласно своей апрельской афише и публикует видеозаписи спектаклей, которых больше нет в текущем репертуаре.

Много людей посещает ваш сайт в сети в период карантина?


«Площадь мира»
Не так важно, сколько человек посещает сайт музея, потому что уже давно сайт выступает только как презентационная площадка, — все активности и посещения переходят в соцсети музея, которые мы осваиваем максимально широко.

В каждой социальной сети производится свой разнообразный контент. Их посещаемость выросла так же, как в среднем по стране: примерно на 20% увеличились посещения и просмотры. Причина — люди сидят дома и тратят больше времени на просмотр лент, поэтому и у музея выросла аудитория. Тут важно заметить, что у нас за последние годы и так большая аудитория, наработанная и преданная, которая поддерживает нас в такой сложный момент и любит. Пытаемся сделать все, чтобы новая аудитория осталась с нами после карантина.

MAKARONKA
У выставочной истории арт-центра нет сайта, но статистика наших аккаунтов в социальных сетях подросла, а на сайте «Театра 18+» трафик поддерживают новости о трансляциях и сбор благотворительных пожертвований. Можно отметить, что расширилась география посещений, — онлайн-активностью арт-центра интересуются и люди из других городов.

На ваш взгляд, общение с искусством онлайн и в живую — это разные вещи или примерно одно и то же? Многие музеи мира очень гордятся своими виртуальными экспозициями, но есть мнение, что они все-таки лишены той иммерсивности, ради которой мы приходим в галереи.


«Площадь мира»
Конечно, непосредственное погружение в пространство и среду хорошего музея на порядок плодотворное, чем виртуальные симуляции. И понятно почему: человек смотрит телесно, вещь раскрывается в пространстве. Большое значение имеет феномен присутствия…

MAKARONKA
Мы не музей, и у нас нет тех ресурсов, которыми обладают мировые музеи с крутыми виртуальными экспозициями. У арт-центра довольно небольшая команда и ограниченные финансовые возможности, чтобы реализовать нечто подобное, впрочем, это и не наша цель. Мы видим смысл именно в нашем физическом присутствии, потому что кроме того, что представляем местную художественную сцену, мы являемся местом встреч и творческого сотрудничества для большого количества людей. Работу с пространством, материалами, контактом и живое общение человечество вроде еще не упразднило окончательно.

Какой должна быть идеальная онлайн-галерея? Что должно завлечь туда посетителя?

«Площадь мира»

В современной экспозиции задействуется множество рецепторов, и предметы вступают в близкие и удаленные связи друг с другом. Не только показ самих объектов, но и контекст и среда взаимных отражений являются сегодня продуктом музейного творчества. А чтобы смоделировать такие ансамбли впечатлений и смыслов в виртуальном пространстве, нужно потратить особые «конгениальные» творческие усилия. В идеале онлайн-версия выставочного пространства — это специальное произведение, созданное по законам мультимедийной среды.

MAKARONKA
Для арт-центра мы думаем о сайте с архивом и блогом, так как мы все-таки про оффлайн. В качестве же возможной фантазии сложно предложить, так как этот вопрос не был рассмотрен ранее.

Если говорить про второй вопрос, то это только любопытство человека и цель узнать что-то для себя. А это, смеем предположить, значит структурированное знание и уникальный опыт. Более агрессивные или маркетинговые стратегии не разделяем.

Есть ли у вас планы касательно продолжения онлайн-деятельности после завершения карантина?

«Площадь мира»
Будем стараться оставаться на достигнутом уровне креативности и увлекательности общения с аудиторией. Ведь цели нашей онлайн-активности не только в том, чтобы привести человека в музей, но и — приобщить к сложному искусству, даже когда он закрыт. Поэтому мы пока не разделяем мир на «до» и «после» вируса.

MAKARONKA
Мы ориентированы на оффлайн, но, может, по истечении данного карантинного опыта мы рассмотрим дальнейшее развитие онлайн-присутствия.

Загрузить еще