Просвещение

Творчество в массы: крупнейшие центры современного искусства в России

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как проводятся современные выставки и что они из себя представляют.

Из нашей повседневности потихоньку ушли музеи. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь в культурном плане Россия законсервирована. Вспомни, когда ты последний раз ходил на выставку. Уверен, что тебе не хочется провтыкать полтора часа, не понимая смысла увиденного. Ведь глядя на многие арт-объекты на экране мобильного, ты невольно прокручиваешь фразу: «‎Н***я не понял, но очень интересно». Мы не посещаем центры современного искусства, потому что боимся потратить впустую время. Однако достойные ЦСИ устроены так, что тебе не придется чесать репу в ожидании озарения. У каждой выставки есть куратор, который объясняет цели и задумки художников. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь с пропагандой творчества, в России развивается культурная среда. Рассказываем о самых значимых центрах современного искусства страны и их создателях.

«‎Гараж» — успех одного миллиардера

Начнем со столичного «‎Гаража». Пусть в твоей голове не всплывают образы подворотен. Московский музей только в начале своего пути был андеграундным местом. В 2008 году организаторы заняли старый Бахметьевский автобусный гараж. Кстати, о родоначальниках. Это не история успеха гениальных творцов, здесь все проще: Роман Абрамович вместе с супругой Дарьей Жуковой основали проект и стали его продвигать. Поэтому уже в 2014 году из автобусного парка музей был перевезен в Парк Горького, в бывшее помещение ресторана «‎Времена года». А в освободившемся гараже, кстати, появилось новое арт-пространство — «‎Еврейский музей и центр толерантности». Видимо, это место пропитано творческой атмосферой.

У «‎Гаража» же начались светлые дни. На новой площадке есть кинотеатр, несколько выставочных залов, библиотека. Кураторы не только руководят выставками, но и проводят лекции об экологии и других важных для человечества тенденциях. Допустим, сейчас у них проходит выставка «‎Грядущий мир: экология как новая политика». В ее рамках в музее размещают свои работы заграничные художники. Их цель — объяснить гостям, что человек — часть экосистемы, а не король пищевой цепочки. Иван Дорн в партнерстве с «‎Гаражом» записал серию экоманифестов. Его обращения стали не только сильным рычагом воздействия на сознание зрителя, но и отличной рекламой музея для непосвященных.

К слову, пиар ему не особо нужен, ведь для любого творца честь разместить свои работы в этом арт-пространстве. Здесь проводились перформансы Марины Абрамович — знаменитой сербской художницы. Она лично приезжала в Москву отбирать участников, которые будут повторять ее шедевры. В общем, «‎Гараж» вышел за пределы андеграунда и при этом не потерял своего шарма и качества выставляемых работ. Он является одним из лучших музеев современного искусства в стране, который ежегодно посещают почти 900 тысяч человек.

«‎Типография»: борьба с невежеством в провинции

Типография — это небольшое арт-пространство в Краснодаре, которое продвигает любовь к искусству в провинции с 2012 года. Представь, насколько сложно делать такую работу, находясь далеко от культурного центра. Для тебя не будет секретом, что провинциальная публика менее искушенная и заинтересованная. Поэтому в местном ЦСИ пошли по пути наименьшего сопротивления: организаторы основали детскую лабораторию. Здесь с малых лет прививают любовь к искусству в игровой форме.

Для продвинутой, но малочисленной зрелой аудитории проводятся масштабные проекты. Самой громкой летней выставкой стала Blocked Content, посвященная свободе информации в жизни человека и за ее пределами. Blocked Content разворачивается в двух измерениях: в пространстве выставочного зала и в дополненной реальности приложения Recycle Group.

Также есть системные мероприятия по поддержанию экологии, допустим, своп-вечеринки. Здесь участники обмениваются вещами, которые не используют. Таким образом кураторы мотивируют людей к осознанному потреблению. Возьми на заметку, ведь многие жители города начали организовывать подобные мероприятия самостоятельно.

Кстати, недавно «‎Типография» начала совместную работу с парком «‎Краснодар». В амфитеатре одного из самых лучших парков России кураторы проводят кинопоказы знаковых мировых режиссеров. Этим летом прошел кинофестиваль «‎Юность». На подходе второй — «‎Хотите как в Париже?», где ты можешь насладиться хорошим фильмом под теплым южным небом.

Культурный центр расширяется и этим летом запустил много новых проектов. Тебе может показаться, что жизнь ЦСИ безоблачна. Однако в начале августа 2019 года «‎Типографи» вынужденно переехала из центра Краснодара вглубь города, потому что для команды вдвое повысили арендную ставку. С таким положением трудно мириться, особенно когда не имеешь спонсоров.

MAKARONKA — на смену 16th LINE

Все дальше отправляемся в провинцию. В Ростове-на-Дону тоже борются с невежеством. После закрытия культовой местной арт-галереи 16th LINE главным культурным центром стала MAKARONKA. Это свободное творческое пространство с устоявшейся аудиторией. Галерея 16th LINE  занимала место в культурной части города, имела два этажа для выставок. Здесь находились работы Дали и Пикассо. В 2014 году центр закрылся. Но Ростов горевал недолго, а для арт-пространства MAKARONKA настал звездный час. Это — единственное место в Ростове-на-Дону, которое объединило сразу несколько важных культурных направлений: театр, кино, музыку и современное искусство. Здесь тебя может удивить и даже шокировать экспериментальный Театр 18+. Также арт-пространство дает развиваться молодым художникам и предоставляет им мастерские и выставочные площадки. Естественно, ты должен быть талантлив, чтобы привлечь внимание. Также кураторы устраивают мастер-классы и лекции на актуальные для современного человека темы. Это место знакомо тем, кто следит за развитием современного искусства в России. 

Театр 18+ возник в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой. Кураторы проекта выбирают нетривиальные работы, так что для тебя опыт в MAKARONKA приятно удивит.

«‎Ни одна ростовская галерея до сих пор не участвовала в западных арт-ярмарках, мы же пытаемся заявляться практически везде, где позволяют время, финансы и вообще условия участия. На всех ярмарках показываем, кстати, разных художников и разные произведения. При этом ни разу не слышали такой оценки: мол, ну сразу видно — провинциальный город», — заявляет Самойлов.

Тем не менее к успеху 16th LINE еще нужно стремиться. Легендарное пространство все еще чтут олдовые любители современного искусства.

Воронежский центр современного искусства, или глоток творчества в регионе

ВЦСИ — культовое место для Воронежа. Это один из успешнейших культурных центров российских регионов, существующий с 2004 года. В 2013 году группа местных художников получила пространство от администрации города. Однако никакой финансовой помощи организаторы не получают. Все остальные моменты ребята брали на себя сами. В условиях практически полной независимости они проводят лекции, выставки, образовательные программы и кинопоказы. В общем, все те вещи, которые присущи центрам современных искусств. За 6 лет ВЦСИ полюбился творческой части воронежцев, которым подобные площадки необходимы как глоток свежего воздуха.

В воронежском культурном центре выставляются работы австрийских, немецких, британских и других зарубежных художников. Также организаторы предоставляют возможность для роста ребятам, которые еще не добились значимых успехов. Если бы их можно было сравнить с каким-либо персонажем, то они были бы Иисусом. А что? Несут просветительскую миссию, независимы от обстоятельств и еще помогают всем, кому могут.

Кстати, конец у ВЦСИ похожий. Буквально недавно они закрылись. Жизнь любого центра современного искусства в России висит на волоске, поэтому неудивительно, что трудности становятся критическим ударом. Последней выставкой стал проект «‎Безопасное пространство» о совместном существовании людей в обществе. Потеря центра искусства сильно ударит по культурной среде города:

«‎ВЦСИ как пространство дало возможность выставлять мне и многим другим художникам некоммерческое искусство, искусство ради искусства, а не ради денег. И в отличие от музейных площадок, в ВЦСИ можно было делать что-то новое, спорное, ещё никем не принятое, а не уже хорошо зарекомендовавшее себя. Многие художники именно в ВЦСИ сделали свои первые выставки», — Евгения Ножкина, резидент ВЦСИ.

«‎Площадь мира» — крупнейший региональный центр современного искусства

«‎Площадь мира» — это крупнейший в Сибири музейный центр. Скорее всего, он либо твой ровесник, либо старше тебя — дата основания 1987 год. Его по праву можно считать лучшим региональным музеем современного искусства. Ежегодно его посещают более 400 тысяч человек. Это вдвое меньше, чем у московского «‎Гаража», при том что «‎Площадь мира» родом из Красноярска. Изначально это был местный филиал музея имени Ленина. Кстати, это последний из созданных в Союзе музеев Ленина. В общем, история у него богатая.

К современному искусству здесь обратились в 1995 году, когда провели Красноярскую музейную биеннале. С тех пор фестиваль проводится каждые два года. Он направлен на развитие современного искусства не только в регионе, но и в России. Здесь свои работы выставляют художники со всей страны. В основном «‎Площадь мира» делает упор на творцов, которые уделяют в своих работах большое внимание истории и войне. Однако не нужно путать это с выставкой старых дырявых шлемов времен ВОВ. Здесь художники воссоздают сюрреалистичные картины и подходят к освещению реальных событий творчески. Допустим, сейчас тебя может порадовать выставка «‎Музей революции», где тебя ждет советская изнанка. Особенно разнообразны выставки во время биеннале.

Будь уверен, что такой масштабный проект не умрет в ближайшее время. Ведь он спонсируется, а недавно его полностью отремонтировали. Внешний вид центра современных искусств отсылает к классическому советскому брутализму на европейский манер.

Центр современного искусства им. Сергея Курёхина — памятник великому троллю

Сложилось так, что Петербург — культурная столица нашей страны, поэтому без представительства из города на Неве не обойтись. В 2004 году здесь появился ЦСИ им. Сергея Курехина. Великого тролля, музыкального таланта и актера. Музей не порочит имя культурного революционера СССР. Основная цель у центра не просветительская, а объединяющая. По факту организаторы ищут таланты и дают им возможность развиваться.

«‎Основная цель — объединить талантливых представителей современного искусства, выступающих вне рамок мэйнстрима поп-культуры, и предоставить им возможность презентации совместного и индивидуального творчества».

Также кураторы музея работают над популяризацией современного искусства в России. В 2010 году они учредили премию Сергея Курехина с целью расширения рамок влияния. С первой же церемонии стало ясно, что это правильный шаг. Ведь многие талантливые художники проявили активность и были удостоены премии за эти 9 лет, а их работы признаны выдающимися среди членов жюри из области современного искусства. Согласись, что это неплохая мотивация вести работу не в стол.

В России есть место искусству, и нужно вести работу над популяризацией его в массах. Не только с целью культурного просвещения. Современные художники нередко выражают своими работами протесты против устоявшихся правил, которые двигают общество назад. Если мы и дальше не будем обращать внимание на современное творчество, то все понимание об искусстве будет упираться в строчку «‎На выставке Ван Гога я главный экспонат». Долой невежественное отношение к окружающим нас вещам.

Загрузить еще