Западная дхарма: как медитации стали мейнстримом и приемом маркетологов
Западный мир сегодня воспринимает медитацию как волшебную таблетку от всех недугов. Спрос и заинтересованность привлекли маркетологов и бизнесменов. С помощью логотипов и названий, которые отсылают нас к восточной религии, они зарабатывают большие деньги.
Восток и потребительский запад
Автор популярной книги «Тысячеликий герой» еще в 49-м году сделал заявление, что все религии в современном мире — это способ пропаганды. В список входит и буддизм, который на Западе испытал деградацию. Наверняка, под этим он имел в виду сильное навязывание особенностей Востока. Действительно, любые традиции, принадлежащие другой стране, в остальном обществе со временем приобретают иной вид.
К этому приложил руку не только Запад. В Индии существуют специальные программы, которые оказывают культурное влияние в других странах. Так, культура распространилась по всему миру. Общество вычленило особенности и подстроило их под себя. Например, йога — не религиозна, но идет рука об руку с буддизмом, поэтому ее намного легче адаптировать под разные потребности. Этот принцип критиковал еще Карл Юнг в эссе «Йога и Запад». Психиатр не одобрял то, как люди используют технику, хотя в ней как таковой ничего плохого нет. Общество упускает суть: йога — часть духовных практик, а не просто утренняя зарядка. Его точка зрения применима и к медитации. Он пишет:
Он (представитель Запада) наверняка станет употреблять йогу во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Я готов сказать каждому: «Изучай йогу и ты многому научишься, но не пытайся применять ее, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы»
Однако многие с этим не согласятся. В конце концов, практически в каждой стране есть последователи тибетских учителей. Они следуют за ними по всему миру, слушают объяснения практик и выполняют их, соблюдая все предписания. Музыкант Борис Гребенщиков долгое время обучался у разных гуру в Индии и Тибете. Многие песни он посвятил религии и традициям, даже исполнял популярную мантру на свой лад. Передача сакральных знаний распространяется не только на территории Востока. Однако популярные медиа, актеры, блогеры и производители искажают их суть и часто используют в коммерческих целях. Поэтому мало тех, кто занимается медитациями по-настоящему, а не делает вид или «играет».
Отделяя медитацию
Западный человек может не подозревать о том, что коверкает учение или понимает его неправильно. Немногие обращаются к первоисточникам или долгое время находятся в поисках подходящего учителя. Люди попросту не могут докопаться до истины, поскольку первые результаты по запросу «осознанность» отправляют на сайты со статьями от The New York Times и других изданий, на форумы и блоги. Авторы дают советы, как использовать осознанность в любой ситуации: на работе, дома, в кабинете врача или даже во время готовки.
Под модернизированной осознанностью подразумевается секулярная медитация. Это западный продукт доктора медицины и буддиста Джона Кабат-Зинна. В процессе разработки метода он отделил медитацию от ароматических палочек, позы лотоса и мантр. Грубо говоря, пройдя высокий спрос и заинтересованность восточными традициями, западный мир убрал из них все лишнее, но оставил функциональный подтекст.
Это значительно облегчило понимание и сам процесс практики. Теперь людям не нужно изучать тибетские тексты, находить учителей и вникать в суть. Осознанность постепенно проникла во все сферы жизни и превратилась в продукт. В Америке в начале 2000-х в школе для детей из малообеспеченных семей ввели программу по медитации. Со временем, это действительно помогло. У некоторых повысилась успеваемость, усидчивость, посещаемость. Постепенно методику внедрили в обучение и лечение полицейских, страдающих посттравматическим расстройством. А также в тренировки спортсменов.
За дело берутся корпорации
Заинтересованность и всеобщее очарование восточными практиками привлекли внимание коммерческой сферы. Популярные люди и те, кто только начинает строить свою карьеру, постоянно заявляют о медитациях в названиях и логотипах. Так, они подсознательно воздействуют на аудиторию. Если человек ранее интересовался медитаций, то такой прием обязательно привлечет его и мотивирует на покупку услуги или продукта.
На косметической продукции и даже бутылках с водой можно обнаружить экзотические названия, символику, образы и базовые понятия. Они привлекают внимание конкретной аудитории, но не несут никакого сакрального смысла, а иногда противоречат доктринам. Разработчики тоже не смогли пройти мимо. Сегодня можно найти огромное количество так называемых «осознанных приложений». Например, Headspace: Meditation & Sleep изначально задумывалось как мобильный фитнес-тренер ментального здоровья. Со временем создатели добавили 10 небольших медитаций с голосовым сопровождением. В подобные приложения инвестируют деньги голливудские актеры, что подогревает интерес аудитории.
Интернет пестрит коучами и их курсами, которые с помощью медитации учат правильно направлять сексуальную энергию, добиваться успеха в карьере. А многочисленные сериалы показывают, как успешный нью-йоркский бизнесмен начинает свой день с позы лотоса, а после идет зарабатывать большие деньги.
Увы, это всего лишь коммерческие приемы и они не имеют ничего общего с восточной культурой. Но простые практики, которые не требуют серьезных усилий и визуализации, пользуются популярностью среди западного общества.