Теорема Томаса: как вымысел меняет реальность
Мысли материальны. Особенно в случае с теоремой Томаса, описавшей механизм психологического феномена, согласно которому наши фантазии становятся реальностью. В новой статье про последствия людских домыслов Royal Cheese объясняет сложные вещи простыми словами.
Возможные последствия невозможного
Этот феномен был зафиксирован социологами Уильямом и Дороти Томас в 1928 году. Ими были описаны случаи, когда восприятие ситуации вызывает действие. В своей книге «Ребенок в Америке: проблемы поведения и программы» они сделали акцент на том, что любое определение ситуации меняет наше настоящее. В результате трансформируются: бытовой уровень отношений, стереотипы, общественные ценности, политический мир и личность самого интерпретирующего.
Пример: возьмем какой-нибудь банк, процветающий, как компот на солнце. Все у него хорошо: клиенты берут кредиты, оформляют займы и ипотеки. Будущее для финансистов радужно и беды не предвещает. Но вдруг появляется популярный слух о скором разорении банка. Толпы людей в животном экстазе штурмуют свои счета. Цель одна — забрать кровно заработанные. По итогу банк действительно разоряется. При этом физических предпосылок к этому не было. И неудивительно: сердце таких предприятий — деньги кредитуемых.
Суть теоремы Томаса можно выразить следующими словами: нечто нереальное, что считается нами реальным, становится таковым впоследствии.
Факап с письмом ценой в миллиарды долларов
Хрестоматийным примером работы теоремы Томаса часто называют трагическую историю британского банка Northern Rock. В лучшие годы там работало 6400 человек, а годовой оборот компании составлял 5 миллиардов фунтов стерлингов (это очень много).
Банк концентрировался на ипотеках и не имел запасных бизнес-моделей. К середине 2000-х спрос на ипотечные облигации резко упал, но Northern Rock предриимчиво выбил кредит у Банка Англии в размере 3,2 млрд долларов. Этот факт надежно спас компанию от неминуемого пике в пучины банкротства.
В сентябре 2007 года руководитель банка опубликовал письмо, в котором призывал клиентов не разводить панику на пустом месте:
«Позвольте мне начать с того, что я приношу нашим клиентам свои искренние извинения за беспокойство и неудобства, которые мы причинили. Я знаю, многие из вас, должно быть, волновались. <…> Мы остаемся эффективно управляемой компанией и продолжаем оставаться безопасным местом для ваших вкладов и кредитов. <…> все существующие вклады в Northern Rock полностью застрахованы Банком Англии и защищены от нынешней нестабильности на финансовых рынках».
Видимо, вышло не очень. Пассивная и услужливая манера письма, делегация своих проблем каким-то третьим лицам (в представлении клиентов) возымели ужасающий эффект. За три дня вкладчики сняли 6 млрд долларов. В последующие недели с активов компании утекло еще 20 млрд. Люди выстраивались в километровые очереди, чтобы обналичить свои счета. ЧП происходили во всех отделениях банка.
В один из кризисных дней семейная пара забаррикадировала вход в здание финансовой организации. Причиной послужил отказ кассира выдать им 2 миллиона долларов — инструкция требовала предварительного оповещения. Эти события забили последний гвоздь в крышку гроба бесславно умершего Northern Rock.
Каждый пятый россиянин ненавидит Новый год
Теорема Томаса объясняет и другой популярный случай в нашей стране: каждый пятый россиянин ненавидит зимние праздники. Наши соотечественники ежегодно тратят баснословные суммы под гнетом традиции отмечать Новый год. 20% из опрошенных с ужасом ждали предстоящие гулянья. 16% были готовы отказаться от празднования под предлогом экономии. 15% не любят фейрверки, столько же — боятся за свою печень.
Схожая картина наблюдается в США. Там терпеть не могут Рождество. Американцы этот праздник воспринимают как повод к покупке подарков, которые людям совершенно не нужны. Не такие уж мы и разные.
Призраки под кроватью и подростковое бунтарство
Приведем еще пару жизненных примеров, которые хорошо иллюстрируют теорему Томаса в действии. Например, маленький ребенок может бояться монстров под кроватью — даже если их там не будет, малыш все равно будет считать опасной темноту, поскольку ему кажется, что она может что-то за собой скрывать. Даже если взрослый скажет, что никаких монстров не существует, ребенок будет бояться самого темного пространства под кроватью.
И еще один пример, уже с подростками — они не настолько внушаемые по сравнению с маленькими детьми, поэтому мы можем лучше понять, как работает этот механизм. Например, подросток усиленно занимается спортом, недолюбливает точные науки и начинает прогуливать уроки. Учителя обязательно начнут не одобрять такое поведение: парня в классе начнут считать бунтарем и злостным нарушителем установленных правил.
Одно время подросток будет бороться с этим ярлыком, а со временем он действительно начнет вести себя более вызывающе из-за накопленной агрессии и уже сам будет считать себя бунтарем, воспринимая свое поведение в разрезе навязанной ему извне точки зрения. Хотя изначально парень всего лишь был увлечен другими достижениями, более важными для него. И, конечно, никакой он не бунтарь.
Нехватка нефти и туалетной бумаги
А здесь уже мы приводим пример, аналогичный ситуации с банком: в 1973 году в Америке по тому же сценарию был зафиксирован дефицит нефти, а затем и туалетной бумаги. В момент, когда началась паника, товара было достаточно, но в скором времени, после того, как люди побежали сгребать продукцию с полок магазина, действительно образовался дефицит, поскольку запасы склада были подготовлены в стандартном размере закупаемой ежемесячно партии. Таким образом, одного слуха бывает достаточно, чтобы спровоцировать дефицит.
Возможно, и тебе приходилось сталкиваться с этим эффектом в реальной жизни, когда друзья или знакомые массово бежали запасаться гречкой или сахаром после того, как проходил слух о возможной нехватке или дефиците товара в ближайшей перспективе. Теорема Томаса как раз и объясняет эти процессы.
Один день из жизни Олега: обрати феномен в выгоду
Мизансцена. Собеседование в компании «Вантуз и ершик». Действующие лица:
- Олег, 30 лет — пытается устроиться в перспективную компанию. Хочет продавать вантузы;
- кадровик Василий — ищет лучшего продавца вантузов в мире.
Олег имеет отличное резюме и богатый опыт. Василий с интересом ждал пришествия кандидата, подходящего абсолютно по всем параметрам. Однако на встречу явился человек неуверенный. Ладошки потели, речь сбивалась, а бесконечные вопросы Василия по теме продаж ставили незадачливого соискателя в ступор. Он знал ответы, однако давались они нелегко. Результат очевидный: «Мы перезвоним вам позже». Уже в дверном проеме Олег обернется и скажет:
«Вы знаете, вообще-то я сразу понимал, что не получу эту работу…»
Этот житейский пример отлично иллюстрирует теорему Томаса. Фактически Олег имел все шансы получить работу, однако его собственные домыслы создали препятствие на этом пути. Он решил все заранее — и даже идеальное резюме не помогло ему трудоустроиться.
Обратная ситуация: Олег знает, что он сильный специалист. Он также в курсе, что компания «Вантуз и ершик» нуждается в таких. На собеседование он приходит, зная свои сильные стороны — и готовый это аргументированно доказать. В конечном счете Василий получил человека, которого видел в резюме. Все счастливы, работа получена.
Первый день в новом коллективе. Рисуем другую мизансцену:
- Олег — с ним ты уже знаком;
- Георгий — куратор Олега, тоже продавец;
- Эдуард — интриган и затейник из другого отдела.
Новоприбывшему Олегу Эдуард с ходу сообщает, что лучший продавец вантузов в компании — Георгий. Он не будет терпеть конкуренцию, а Олега он воспринимает не иначе как соперником.
В результате новичок расстроен из-за нерадушного приема. В коммуникациях с куратором эта агрессия будет всячески проявляться. Начинаются конфликты. Георгию невдомек, что на него наговорили, но он тоже не на дороге себя нашел. Результат — два человека в ссоре. Иными словами в действии теорема Томаса: выдуманный слух послужил причиной реального конфликта.
Противоядие: Эдуард осознал свою вину и понял, что пранк вышел из-под контроля. Олегу и Георгию он по очереди сообщит одну и ту же мысль: он очень сожалеет об испортившихся отношениях и желает примирения. Градус конфликта спадает, и стороны настроены более миролюбиво. И снова в действии теорема Томаса. Очередной вымысел повлиял на реальные отношения между людьми. Теперь ты знаешь, что этот феномен можно использовать как в деструктивных проявлениях, так и в конструктивных.
Выводы
Современный мир создает условия к подмене понятий. Мы живем в слишком быстром темпе, чтобы вдаваться в глубокий анализ каждого незначительного события. При этом меняется наша реальность — мы сами ее проектируем, и отсутствие сознательного контроля этот процесс не останавливает. Вглядывайся в суть вещей, ищи истоки каждого противостояния, особенно в конфликтах. Не дай вымыслам шанс сломать тебе жизнь.
Читай также: