Билан головного мозга: что не так с поп-музыкой в России
Но главным направлением в музыке среди масс всегда была поп-музыка. Она звучит по радио, застревает в головах своими простыми мотивами, строки запоминаются и внезапно возникают в процессе общения. Но сегодня поп-музыка стала какой-то пластмассовой. Ей не хочется подпевать — её хочется выключить. А ведь так было не всегда. Почему это произошло?
Кислотное прошлое
Помнишь, как хорошо было в наше время? Такую фразу можно начать говорить в любом возрасте. Это значит, что тебе есть с чем сравнивать. И нам действительно есть. Популярная музыка конца 90-х — начала 00-х была просто невероятной во всех смыслах! Там были свои заметные персонажи, которые запоминались. Вспомни, например, Шуру или Витаса (кто-то правда верил, что у него растут жабры на шее!). А сколько разговоров было об ориентации группы Тату. Тогда люди были всё-таки более впечатлительные.
Главной причиной этого музыкального бума было, конечно же, становление нового государства после развала СССР, чувство свободы, открывшиеся двери на Запад и желание сделать что-то новое, что придёт на смену советской эстраде. Но теперь это развитие остановилось. Но мы же могли!
Серая современность
Ты молодой исполнитель в 2019 году. Чтобы записать музыку, тебе не нужно ни дорогостоящее оборудование, ни даже музыкальные инструменты. Ты можешь пойти в любую студию, которых появляется всё больше, или просто сделать всё на своём ноутбуке. Чтобы услышать качественную музыку, чтобы понять, что такое стиль, тебе не нужно покупать кассеты, CD, MP3 — у тебя есть интернет. А чтобы заработать, ты можешь использовать стриминговые сервисы, которые платят исполнителям за прослушивание их композиций. Тебе даже не нужен продюсер! Но почему-то при существовании всех этих тепличных условий качественную поп-музыку (именно популярную в массах), которую хочется послушать, делают единицы. Даже те, у кого есть солидный бюджет и влиятельный дядя за спиной.
Почему же всё так плохо?
Ctrl + C — Ctrl + V
Зачем менять то, что и так работает? Примерно так можно описать сложившуюся ситуацию. Россия сейчас переживает тяжёлый момент: группу Серебро покинули Катя Кищук и Оля Серябкина. Многие до сих пор не смирились с этой потерей, но только не их продюсер Макс Фадеев. Уже готов новый состав. И сколько было проделано подобных трюков с группами Блестящие, ВИА Гра и прочими. Всё потому, что продавать женскую сексуальность куда проще, чем музыку. Найти красивых исполнителец намного проще, чем талантливых. Поэтому русская поп-культура продолжает больше показывать не сколько саму музыку, сколько шоу, гипнотизируя глубокими вырезами и короткими платьями. Для успешного примера подобного подхода можно привести K-pop. Тут тоже все красивые, нарядные, танцуют, но у них миллионы слушателей и музыка их сделана на высоком уровне. С этим могут согласиться даже те, кто этот жанр отвергает.
Все люди как люди, а ты суперзвезда
Другой важной причиной можно считать скоротечность жизни современного артиста. Я не о «live fast, die young». Так получилось, что для того, чтобы стать богатым и знаменитым, молодому музыканту достаточно буквально одной песни. Если это будет хит, который соберёт тысячи прослушиваний на стриминговых платформах, то всё — ты звезда! Ты дашь несколько концертов, может, съездишь в тур, а после достижения этого результата не у всех хватает мотивации, чтобы продолжать делать хиты или хотя бы просто заниматься музыкой дальше.
Молодым везде дорога (закрыта)
В 2002 году на российском телевидении стартовала «Фабрика звёзд» — музыкальный проект, выращивающий новых исполнителей. За 15 лет существования проекта «Фабрика» насчитала аж 10 сезонов. Фабрика есть, а где звёзды? Полина Гагарина, Юлия Савичева — да. Стас Пьеха? Что-то мне подсказывает, что у него и так всё бы получилось. Группа Корни распалась, а один из её участников, Павел Артемьев, делает хорошую, но непопулярную музыку. Артисты исполнили пару песен и пропали. И такое случается со многими — не все к этому готовы. Когда музыкант попадает на лейбл или к влиятельному продюсеру, творческий процесс немного меняется: ты поп-артист, ты обязан делать деньги. Не хочешь? Можешь вернуться обратно в гараж к своим друзьям-музыкантам.
А мне норм
О вкусах не спорят — это понятно. НО. Есть же что-то объективно бездарное. Когда ты ешь пересоленный или кислый суп, ты обязан сказать это повару и предупредить людей, которые хотят попробовать это блюдо. К сожалению, не все слушатели в нашей стране готовы тратить время на поиски новой музыки, новых жанров и талантов. Проще нажать на «популярное» и приготовиться к сомнительному наслаждению, которое за тебя подготовили музыкальные сервисы. Прививать людям что-то новое всегда тяжело, а вирусные треки будут продолжать липнуть к слушателям без какого-либо участия. Поэтому молодые и талантливые так и останутся неизвестными и бедными.
Что будет дальше?
Война за слушателей не проиграна! У нас есть хорошая музыка. Появляются новые таланты, новые форматы. У нашей независимой музыки становится всё больше поклонников. Ещё недавно о певице Монеточке знали немногие, а сегодня она уже с ноги выносит дверь в российский шоу-бизнес, её песни звучат из машин, на вечеринках, с экранов телевизоров, у твоего мрачного соседа. В «Вечернем Урганте» выступают новые исполнители, и таких становится всё больше: Shortparis и Антоха MC на Первом канале! Так что мы можем рассчитывать на то, что когда-то в маршрутках (а может, это уже будут электромаршрутки) зазвучит неопоп, ретровэйв и инди-рок.