Двухколесный «бум»: как изменилось значение велосипедов в 2020 году
Большинство из нас помнят тот день, когда учились балансировать на своем первом велосипеде, как медленно, но верно старались кататься без страховочных колес. Этот общий столетний опыт стал самой настоящей историей. Во время пандемии многим пришлось заново пережить эти чувства. Так что же случилось с велосипедной индустрией во время локдауна? Разбирается Royal Cheese.
Что изменилось?
Приход Covid-19 стимулировал повышение спроса на велосипеды и рост их продаж. Использование общественного транспорта стало вызывать всеобщее беспокойство. Физическая активность и внимательное отношение к своему здоровью привели людей, в частности жителей Европы, к использованию самого мобильного транспорта — велосипеда.
Поставщики старательно пытались угнаться за покупателями и удовлетворить спрос, в то время как внешний облик городов стал меняться, а компании пытались спрогнозировать, как долго продлится приобретенная популярность велосипедов. Развитие промышленности, которая активно расцветала еще до пандемии, значительно ускорилось.
До пандемии миллионы людей пользовались двухколесным транспортом, чтобы добираться до работы, до ближайшей кофейни или для спортивных занятий. Однако с началом периода самоизоляции и активного продвижения философии «Stay at home» повседневная жизнь замедлилась, а роль велосипедов изменилась. Компания People for Bikes провела исследование и выяснила, что каждый десятый американец в первый раз за год с момента начала эпидемии ездил на велосипеде. А по данным Rails-to-Trails Conservancy, некоммерческой организации, которая занимается превращением заброшенных железнодорожных линий в дорожки для пеших и велосипедных прогулок, с марта 2020 года количество велосипедистов в США увеличилось в три раза по сравнению с 2019 годом.
В обычное время основным препятствием для езды было беспокойство за обслуживание транспорта: где найти свободную минутку, когда и так слишком много дел, где хранить велосипед и как его чинить. Все изменила пандемия — и у людей внезапно появилось время на все эти заботы.
Вознаграждение
Во многих странах и регионах закрылись тренажерные залы и бассейны — это могло стать одной из причин повышенного спроса. Другая причина — стимулирование со стороны государства. В некоторых странах за покупку новых велосипедов, за их техническое обслуживание вознаграждали. Например, Италия выделила 210 миллионов евро на программу возврата средств. В ее рамках жители, которые купили велосипед, имеют право на получение ваучера на 500 евро.
Из-за жестких изоляционных мер и новых рамок социальной дистанции магазины велосипедов внезапно стали важной услугой. Благодаря повышенному спросу государства были вынуждены поставить их в один ряд с продуктовыми и не подвергать закрытию. Однако процесс продажи велосипедов находится в прямой зависимости от производственной цепочки, которая изменилась с пандемией: доставка по всему миру стала работать с перебоями, поэтому некоторые запчасти приходится ждать очень долго.
Как долго это продлится?
«Велосипедный бум» — это такая же логичная реакция рынка на пандемию, как, например, обеды на свежем воздухе и повышенный спрос на конкретные лекарства. Однако останутся ли велосипедные дорожки, вознаграждения и государственные стимулы навсегда? People for Bikes изучает эти временные изменения, произошедшие в городах и странах в результате Covid-19, и пытается ответить на вопрос: станет ли тенденция долгосрочной?
Власти Парижа открыли сотни километров велосипедных дорожек по всему городу, а в Лондоне новая велодорожка проходит вдоль Гайд-парка. Такая доступность — хороший стимул для потенциальных велосипедистов. Более того, это снижает трафик и количество выбросов и загрязнений. Учитывая все это, розничные продавцы не могли удовлетворить спрос, что заставило людей покупать подержанные велосипеды, ремонтировать старые или даже копить на дорогие модели.
Несмотря на потребительскую поддержку велосипедного бизнеса и внешнюю устойчивость тенденции, некоторые бизнесмены остаются скептически настроенными. Они задаются вопросом: есть ли смысл инвестировать в велосипеды в долгосрочной перспективе, учитывая все экономические проблемы.
Естественно, расширение количества велосипедных дорожек и развитие индустрии зависит не только от производительности и доступности запчастей. Есть еще один очень важный аспект, которому не уделено столько внимания: одновременный рост электромобилей — феномен, способный полностью изменить представление о транспорте.
Пока что старый добрый двухколесный транспорт переживает ренессанс. Велосипеды — идеальный способ передвижения, который соответствует принципу социального дистанцирования. Они стали отличной альтернативой спортзалам, метро и позволили взглянуть на любимый город по-новому. В целом изоляция принесла в наши жизни не только минусы, но и плюсы: улицы стали тише, воздух — чище. А со страхом заразиться вирусом в общественном транспорте помогла бороться индустрия велосипедов.
А что происходит в России?
Границы и фитнес-клубы закрыты. Один из самых доступных способов компенсировать потерянные возможности и взбодриться — приобрести велосипед. Правда, в отличие от стран ЕС, в России магазины велотранспорта не получили государственную поддержку и были закрыты на период жестких ограничительных мер. Но на эту потребность быстро откликнулись онлайн-продавцы.
Это первый «бум»?
Нет. В начале 1970-х Америка пережила свой первый «велосипедный бум». Продажи настолько выросли, что запасы в магазинах мгновенно заканчивались, а потенциальным покупателем приходилось заносить свои имена в список ожидания. Этот успех был связан с благосостоянием бэби-бумеров, с растущими экологическими проблемами и одержимостью своим здоровьем.
В 1970-х американские велозащитники предполагали, что Штаты переплюнут Нидерланды и сделают велосипеды своей визитной карточкой. Продажи росли очень быстро. Езда на велосипеде за покупками, во время беременности, велосипедная прогулка с любимым человеком — все это звучит очень по-голландски, но тогда это стало стандартом и для американцев.
В отчете Bank of America говорится, что продажи велосипедов росли на уровне 6 миллионов в год до начала «бума». В 1971-м увеличились на 22% — до 9 миллионов, затем достигли 14 миллионов в 1972-м. В следующем году этот показатель увеличился еще до 15,3 миллионов. И, по словам представителей банка, большая часть прироста произошла за счет продажи велосипедов для взрослых.
«Бум» был сельским и развлекательным, а также городским и практичным. Высокопоставленные политики активно поддерживали строительство велодорожек.
Велосипеды используются каждый день по всему миру — как в самых богатых странах, так и в медленно развивающихся. Даже в сегодняшнюю эпоху высоких технологий их производство опережает производство автомобилей. Поскольку степень загрязнения воздуха растет, как и стоимость ископаемого топлива, езда на велосипеде часто оказывается наиболее гибким и экологически безопасным способом передвижения.
А смог бы ты пересесть с автомобиля и общественного транспорта на велосипед?