Мнения

Это мне не подходит: почему студенты бросают университеты

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Поступление в высшее учебное заведение — ответственное дело, которое порой приносит только разочарование, стресс и неопределенность.

Большинству студенческая жизнь кажется насыщенной и увлекательной: новый период жизни, знакомства и знания. Тем не менее, некоторые молодые люди не хотят и не готовы учиться, часть из них решает отчислиться из университета. Чаще всего это минутное желание или эмоциональный порыв, но иногда начатое доводят до конца. О причинах, которые толкают на этот шаг, — рассказывает Royal Cheese.

Период отсутствия свободы 


В России только 15% учеников действительно заинтересованы в учебном процессе, все остальные борются с постоянными порывами бросить учебу по тем или иным причинам. Часть из них достаточно банальны, другие имеют более сложную основу.

Причина сознательного ухода из вуза может скрываться в школах, и в том, как учителя подготавливают детей к следующему шагу. Кажется, что в гимназиях, элитных, и самых обычных школах детей должны подготовить ко всему, в том числе и к следующему этапу жизни университету. Взрослые натаскивали на ГИА, ЕГЭ, говорили о важности портфолио и участия в городских и краевых олимпиадах, настраивали на непрерывный интеллектуальный труд и бессонные ночи.

Поступив, ученики понимают, что баллы на выпускных школьных экзаменах не говорят об уровне знаний и навыков. Они попадают в атмосферу, где с ними больше никто не носится и не идет на уступки. Здесь каждый сам за себя. Новая атмосфера давит на психику, вызывает тревогу и разочарование, которые подкрепляются стрессом и страхом огорчить родителей.

Если поинтересоваться у учащегося 10-11 классов, чего он хочет больше всего, самыми популярными ответами будут: выпуститься из скучной школы и вступить в веселую студенческую жизнь. Если задать тот же самый вопрос студенту, он скажет о том, как в вузе давит чувство несвободы, необходимости действовать и мыслить шаблонно, ведь за пределами университета его ждет высокооплачиваемая работа в офисах или государственных учреждениях. Так, учеба воспринимается как период максимальной зависимости от профессоров и их мнения, сформированного многолетней практикой системы образования. Окружающее общество создает настолько высокие ожидания от университета, что разочарование преследует первокурсников буквально с первых занятий. Кроме того, учащиеся старших классов не всегда осознанно подходят к выбору профиля и будущей профессии. Иногда он совершается под давлением родителей, в других случаях на эмоциях, или по принципу «хоть куда-нибудь». Однако уже после первого курса студенты понимают, что совершили ошибку и выбрали не ту специальность. Чаще всего это происходит из-за разочарования: обучение профессии оказалось скучным, неинтересным, а преподаватели строгими или слишком требовательными. Студент начинает понимать, что ему неприятна атмосфера университета, желание продолжать обучение и работать по специальности пропадает.

Разочароваться можно в абсолютно любой профессии, даже самой котируемой и высокооплачиваемой. В таком случае студенты порой переводятся на другую кафедру или бросают университет, чтобы сосредоточиться на саморазвитии в другой сфере. Однако есть и те разочарованные студенты, которые решаются получить диплом ради «корочки», успеваемость у них низкая, а заинтересованности и энергии нет. В такой ситуации можно убедить себя в том, что все идет так, как надо, и всю жизнь оставаться не там, где хотелось бы. Конец этой истории — депрессия, низкая самооценка и эмоциональное выгорание. Может показаться, что отчисление или повторное поступление в этой ситуации — хорошее и верное решение.

В конце концов, у молодых людей существует только общее представление о том, что получить диплом необходимо, но нет понимания, чего конкретно, кроме заветной корочки, они могут достичь. Так, они нацеливают свою учебную деятельность только на высокие оценки, а не на опыт и знания, которые действительно могут помочь в работе.

Это жизнь


Другие причины ухода из университета довольно обычны. Здесь дело даже не в разочаровании учебным процессом, а в банальных жизненных ситуациях, которые могут коснуться каждого. Самая главная причина для многих — отсутствие финансовой обеспеченности, для некоторых это основной мотив не продолжать обучение после школы. Молодые люди из малообеспеченных семей, которые все же поступили, порой вынуждены отдавать предпочтение работе, а не занятиям, чтобы прокормить себя и свою семью.

Отличники-старшекурсники, которые действительно заинтересованы в специальности, ощущают себя более компетентными, а посещение пар воспринимают как бессмысленное занятие, часть из них бросает университет и идет работать. Иногда эта стратегия приносит успех, но случается и другая ситуация: отсутствие диплома и пробелы в знаниях тормозят развитие и продвижение по карьерной лестнице, а иногда и вовсе препятствуют найму. 

Параллельно с учебой у студентов со стремительной скоростью развивается личная жизнь: первые романы, а иногда свадьбы и беременности. Для девушек именно это становится основной причиной бросить учебу. Смена образа жизни, повышенная ответственность, и новые, неизвестные ранее обязанности. При отсутствии серьезной поддержки со стороны родственников молодые мамы принимают решение отчислиться, другие берут академический отпуск, из которого выйдут через несколько лет, а может и не выйдут вовсе. Кому-то эти причины могут показаться тривиальными и не слишком убедительными, чтобы бросить обучение, тем не менее, для некоторых они достаточно весомы.

Бывшая студентка кафедры градостроительства Марина Гусач поделилась с редакцией своим опытом отчисления из университета:

«Я с детства занималась живописью, и родители решили, что архитектурный вуз мне замечательно подходит. Я не была против. Усердная подготовка началась еще с 10-го класса, однако поступить мне удалось только со второй попытки. Это было дело принципа, я хотела доказать, что могу поступить. Желание реализоваться не при чем. Буквально через полгода я осознала, что эта специальность мне не подходит. После бесчисленных попыток заставить себя учиться и парочки нервных срывов я решила взять академ. С тех пор прошло больше трех лет, я успела поработать в нескольких компаниях дизайнером и набраться опыта, которого не давали в вузе. В будущем я планирую получить образование, поскольку считаю, что это важно, но к выбору специальности подойду более ответственно».

Нестабильная психика и помощь


Студенчество часто сопряжено не только с трудностями восприятия и понимания необходимости учиться, или потребностью параллельно работать и обеспечивать себя, но и с тяжелым воздействием на психическое и эмоциональное состояние, которое и становится причиной покинуть университет.

Исследование NUS 2015 года показало, что 78% студентов испытывают проблемы с психическим здоровьем, а 33% опрошенных посещали мысли о самоубийстве. Ученые описали ситуацию как кризис психического здоровья у студентов, поскольку низкая удовлетворенность чаще встречается именно у людей от 16 до 24 лет, то есть в период активной учебы в колледжах и высших учебных заведениях. Ученики, которые совершенно не справляются с этим давлением, принимают решение отчислиться и найти счастье и стабильность в мире без пар и дисциплин. Конечно, все люди разные: некоторые поступали с уже имеющимися расстройствами, у других они усугубились из-за стресса и смены обстановки, что чаще встречается у иногородних и иностранных студентов. Давление со стороны профессоров и родителей, трудности в семье, бессонницы, постоянная зубрежка и труд приводят к полному истощению внутренних ресурсов, депрессии, а иногда и нервным срывам. 

Это привело к появлению большого числа благотворительных организаций, в особенности за рубежом, которые принимают меры для решения проблем психического здоровья и повышения благосостояния студентов. Огромное количество студентов по всему миру нуждаются в поддержке и совете специалиста. Молодым людям не хватает опыта, а иногда и сил для решения проблем, с которыми они столкнулись в университете. А обратиться за советом к родителям или профессорам воспринимается как неуместное проявление слабости. 

Например, в Великобритании увеличение числа самоубийств среди студентов побудило общество на создание программы «Шаг за шагом». Консультанты работают с учебными учреждениями и помогают им создать план реагирования, коммуникации и поддержки, чтобы помочь предотвратить психологические срывы и самоубийства.

Другие университеты предлагают специальные программы и инициативы для повышения благополучия студентов, например, Light Cafe Университета Лидса. В рамках программы студентов учат самостоятельно поднимать настроение, концентрироваться на положительных эмоциях и увеличении энергии. Существует терапия домашними животными, многочисленные кафе и зоны «Благополучия».

В России в крупных вузах созданы кабинеты психологической помощи. В основном они предназначены для работы со студентами с инвалидностью по состоянию физического или психологического здоровья, и держатся полностью на инициативе отдельных работников. Валерия Манина, кандидат психологических наук и доцент Оренбургского государственного аграрного университета уверена, что служба психологической помощи в высших учебных заведениях недостаточно развита, от чего страдает и эффективность оказываемой помощи.

В Высшей экономической школе центр психологического консультирования работает с 2003 года. К специалистам могут обратиться как студенты с вопросами и проблемами семейного или учебного характера, так и сотрудники учебного заведения. Однако обращение последних уместно только в том случае, если вопрос касается учеников и взаимодействия с ними. Кроме того, здесь проводятся занятия арт-терапией, тренинги по психологии и киноклуб. О необходимости подобных центров говорит количество обращений, которое возросло до двух тысяч в период с 2018 по 2019 года. Эта практика позволит повысить доверие к психологам среди молодежи, подверженной сильным эмоциональным переживаниям. Так, они научатся делиться своими проблемами, а не хранить все в себе, усугубляя ситуацию. 

Несмотря на то, что такие схемы уже работают в некоторых вузах, пока что не существует согласованного минимального уровня поддержки психического здоровья, которую обязаны оказывать университеты. Все дело в неоднозначности оценки психики и нежелании студентов делиться своими проблемами. Такая поддержка может предотвратить не только потерю количества студентов на курсах, но и спасти чью-то жизнь.  

Загрузить еще