Мнения

Кадры решают все

Лиса Астахова Лиса Астахова
Перебравшись из Москвы в Лос-Анджелес, Лиса Астахова шлет нам корреспонденции. В этот раз — написала о кино.

Ну что, про ЛА написала, про Москву написала, про секс написала, про вечеринки написала, теперь пришло время написать о чем-то, в чем я действительно разбираюсь и люблю — о кино.

Все постоянно спрашивают, почему в России не делают хорошего кино, кино для всех. Пользуясь случаем, поделюсь своим мнением.

Наткнулась я тут на душераздирающую статью о том, что «Кинокомпания «Амедиа» планирует заполнить телевидение сериалами по сценариям из США. Недавно компания получила аккредитацию в «Гильдии сценаристов Америки» и теперь планирует снимать сериалы для российского телевидения по сценариям американских авторов».

Не смогла с первого раза даже дочитать ее до конца, сердце чуть не остановилось от того панического ужаса, который меня охватил, такого знаете, когда смотришь кино, и ты-то знаешь, что за дверью ей полный капец щас будет, а ОНА не знает еще, и ты готов просто вбежать в экран, чтобы ее остановить. Полное отчаяние, и она умирает, конечно же. А новость изумительная по сути: теперь «Амедиа» будет тратить в 10 раз больше денег, и у них все равно ничего не получится.

Они заявляют, что «нехватка сценаристов — серьезная проблема российского кино». Полная херня. В России дефицит редакторов и продюсеров, которые знают хотя бы базовую структуру сценария и имеют хороший вкус. На канал приходит сценарий, он им не нравится и они от него отказываются. И никому даже в голову не приходит, что сценарий можно редактировать, и что идеальные сценарии в Голливуде тоже не пишутся с первого раза.

Пару месяцев назад мне позвонила подруга из Москвы, хороший режиссер, с просьбой прочитать сценарий сериала, который ей предложили запускать хоть завтра на одном крайне популярном канале, и дать комментарии. Сценарий был кошмарный, но не безнадежный, я подробно расписала все мои комментарии, как и что поменять. Подруга добавила мои комментарии к своим и пришла с этим на канал. На вопрос: «Ну, а что же с бэкграундом персонажей? Есть ли их биография или просто подробное описание?», на канале ей ответили: «Мы так глубоко не копали». Когда я рассказала об этом в классе, некоторые смеялись до слез, приговаривая «счастливые люди!». То есть вот это излюбленное русское «докопаться до самой сути» почему-то напрочь не работает в кино. Ну, и потом все упирается в структуру работы, о которой работники «Амедиа», наверно, догадываются только в самых смелых снах.

Объясню на пальцах, как делается любой сериал в Америке. Тебе пришла в голову гениальная идея сериала и ты даже написал пилот. Далее процесс делится на две категории. Первая — если ты мало мальский известный состоявшийся профессионал, то ты делаешь так называемую TV Show Bible, страниц на эдак 50-80, идешь с этим на канал и продаешь им свою гениальную затею. Вторая — если ты хер с горы и никто тебя не знает, то ты идешь нанимаешь агента, через которого проходит твой сценарий, тот показывает его боссу, и они возможно берут тебя на контракт как сценариста (но только в том случае, если они уверены в успехе проекта). В агентстве они находят шоу-раннера, человека, который в общем ответственнен за все шоу и который сделал хотя бы однин сериал до этого, который пишет TV Show Bible, страниц на эдак 50-80, идет с этим на канал и продает им не свою гениальную затею. Чтобы вы понимали, как тут все серьезно, я отмечу, что это просиходит в определенное время года, а именно с июля по октябрь канал покупает 20-40 проектов. После одобрения проекта нанимается целый штаб сценаристов, которые сидят каждый день в одной комнате все вместе и переписывают сценарий в течение четырех месяцев. В течение этих же месяцев, шоу-раннер бесспрерывно вносит правки, перечеркивая все страницы красным маркером. Такая пьянка продолжается с октября по январь. В январе-марте снимаются пилоты. Канал выбирает те, которые ему нравятся (примерно половину из отснятых), и с мая по июль нанимает людей на эти проекты. После эфира трех-четырех серий половина из этих сериалов отваливается из-за низкого рейтинга и только те сериалы, которые прошли проверку временем, становятся «официально доступными» в других странах (я не говорю про торренты и другие пиратские ресурсы), потому что по закону сериал может идти в синдикат (грубо: эфир в других странах) только после 100 эпизода. Бюджет одной серии на американских каналах составляет от $500 тыс до $10 миллинов. В России за такие деньги даже полные метры не снимают, за редким исключением.

Там есть еще парочка цитат, мимо которых я не смогла пройти. «Творения американских авторов даже не будут адаптировать для русского зрителя — просто немного поправят диалоги, добавив российской современной лексики, и поменяют имена героев.

Так, Джон может превратиться в Ивана, а Лайза — в Лизу, рассказали «Известиям» в «Амедиа»». Класс, да?

Вот честно, я шутки из сериала Modern Family стала понимать только после того, как переехала в Лос-Анджелес, просто потому что в России, к примеру, нет магазина Таргет, в котором происходит один из эпизодов, что важно для сюжета, или нам абсолютно все равно едят они на День Благодарения индейку или курицу и почему, а тут целая комедия из-за этого разворачивается. Я уж не говорю про такие ситкомы, как «Теория Большого Взрыва» или «Как я встретил вашу маму», где 80% шуток строится на языковом каламбуре, и без серьезной адаптации получится просто бессвязный бред сумасшедшего. Далее «Амедиа»заявляет, что «В России нет профессиональной ассоциации, которая отбирала бы качественные кадры и отвечала за их работу», и это правда.

В Америке существуют гильдии (профсоюзы) для всех работников кинематографа: режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, световиков, помощников режиссеров и тд. Любая уважающая себя продакшн компания, снимающая кино, нанимает людей только из гильдий, потому что это гарантия качества и соблюдения рабочей этики. В контракте с членом гильдии прописываются все мельчайшие подробности схемы работы. Например, если это человек, работающий непосредственно на съемочной площадке, он не может работать больше 12-14 часов ни при каких обстоятельствах, каждые 6 часов его обязаны кормить горячей едой, утром должен быть обязательно завтрак и кофе или ты платишь штраф, после 8-го часа работы идет двойной тариф, и так далее на много-много страниц. «Амедиа»обвиняет русских сценаристов в неготовности соблюдать сроки и правила работы, а готова ли «Амедиа»к соблюдению правил со своей стороны? Не перечислить сколько раз я видела в Москве, как несчастная команда, делающая очередной говносериал, работает уже 20-30 часов без перерыва, и на все претензии продюсер говорит: «Не нравится? Сваливай, я в секунду найму другого». Уважение все-таки штука не односторонняя ни разу. Стоит ли говорить, что при таком отношении хороший продукт не может получится.

Другая причина отсутствия качественного кино — это, конечно, деньги. В Америке бюджет от 1 до 20 миллионов долларов считается низким/средним, и это, как правило, независимое кино. Фильмы с бюджетом от 20 до 150 миллионов — это кино студийное, которое полностью контролируется и финансируется одной из шести существующих студий. Здесь, кино — это такой же четко структурированный бизнес, как газ, нефть, трубы и тд. И здесь он приносит огромный доход, если ты — талантливый продюсер. В России в кино никто не вкладывается, потому что не верит, что можно получить большую прибыль, что отчасти правда: масштабы российского боксоффиса не сравнить с американскими, и у нас люди в кинотеатрах не сидят до конца титров просто из уважения. Боксоффис за выходные в Америке составляет от 20 до 200 миллионов долларов в зависимости от фильма и времени года. При этом, по статистике только 5% населения регулярно ходит в кино. Но я спешу отметить, что если российской аудитории правда нравится фильм, она может приятно вас удивить. Так, например, «Пираты Карибского Моря» в России заработали почти $27 миллионов в первый уикенд проката (уикендом считается время с вечера пятницы до утра восресения). Могу привести примеры удачных отечественных прокатных фильмов: «Высоцкий. Спасибо, что живой» заработал почти $12 миллионов в первый уикенд (а всего $28) при общем бюджете $12 миллионов, «Адмирал» в первый уикенд сделал $11 миллионов, всего — $35, «Обитаемый Остров» — $11 миллионов в первый уикенд, всего — почти $22, «Wanted» Бекмамбетова $10 миллионов в первые выходные, всего — $26. Оказывается, и в России в общем-то можно заработать неплохие деньги на кино индустрии, но сначала необходимо вложиться, финансового и вдумчиво, потому что аудиторию не обманешь.

Позже я наткнулась на недавнее интервью с маэстро Эрнстом, где он говорит: «У меня, кстати, большие претензии к отборщикам международных фестивалей» и обвиняет их в предвзятом отношении к русскому кино, утверждая, что их понятия об актуальном кино «заплесневелы», хотя бы потому что они не оценили до сих пор Алексея Балабанова. А то, что Балабанова смотрит и понимает только узкая прослойка русского населения, и что его фильмы не имеют ничего общего с актуальным кинематографом (ну, кроме «Брата»), маэстро не кажется.

Пора уже избавиться от нашего собственного стереотипа, что трагичное русское кино любят в России, да не любит его никто и не смотрит

Если следить каждую неделю за цифрами, то вполне очевидно, что в России популярным становится ровно то же самое кино, что и в Америке, потому что базовые архетипичные чувства одинаковы у всех людей, независимо от национальности или месторасположения.

А вообще мне странно, что в России, в стране, где главным хобби людей является делиться проблемами и мечтать, так редко появляется хорошее кино. Смотришь на американцев, так они прям играются с каждым проектом, работают над сценарием несколько лет, полностью погружаются в мир, который они создают, и абсолютно искренне в него верят. Кино — это же такой уникальный шанс создать свою собственную планету со своими правилами и заставить людей поверить в ее существование хотя бы на два часа или несколько сезонов.

Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к Александру Акопову: Александр Завенович, берите меня скорее на работу, пока дров не наломали!

Загрузить еще