Мнения

Как подростки становятся стрелками и почему проблема приобрела всеобщий масштаб

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Массовые расстрелы со стороны подростков — не редкость. Почему это происходит и как можно предотвратить, — рассказывает Royal Cheese.

Утром 11 мая в школе в Казани 19-летний парень открыл огонь по ученикам и учителям. Его вскоре задержали, а в городе ввели режим контртеррористической операции. Трудно посочувствовать тому, кто решил так жестоко расправиться с беззащитными и ни в чем не повинными людьми. Будь то стрельба в Перми или в Колорадо, это травмирующее событие как для отдельных лиц, так и для всего общества, которое требует расследования, понимания причин и профилактики.

Страшная эпидемия общества


Принято считать, что подобные события чаще всего происходят в Соединенных Штатах, на самом деле, ни один город или общество не может гарантировать безопасность от массовых школьных расстрелов. Термины «school shooting» и «mass shootings» раньше были неразрывно связаны с западным миром, сейчас они распространены повсюду. Под ними подразумевают нападение на учебное заведение с применением огнестрельного оружия, а те случаи, которые привели более чем к четырем смертям, классифицируют как «массовый расстрел».

Произвести подсчет всех перестрелок и случаев насилия в стенах школ достаточно сложно, поскольку разные организации предоставляют разное определение стрельбе в школах. В некоторых случаях ситуация приобретает официальный статус самоубийства, в других — преступники используют не огнестрельное оружие, что также не попадает в статистику. Телекомпания CNN произвела собственный подсчет и предоставила такие данные: в период с 2009 года по 2018 год на территории Америки произошло не менее 288 случаев стрельбы в школах. Вне всяких сомнений, подобные методы расправы практиковались и до этого: нападение индейцев на школу в 1764 году, стрельба в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния — 1840 год. 

Однако отправной точкой для подсчетов принято считать расстрел средней школы «Колумбайн» в Колорадо в 1999 году, в ходе которого погибло 12 учеников, 1 взрослый, еще 23 человека были тяжело ранены, а нападавшие покончили с собой. Произошедшее тогда считалось самой страшной трагедией в школе в истории США и вызвало общенациональные дебаты о контроле над оружием и школьной безопасности, а также серьезное расследование, чтобы определить мотивацию молодых парней. Двое парней Эрик Харрис и Дилан Клиболд не выбирали жертв специально, их главной целью было причинение боли и страдания как можно большему количеству людей. Существует предположение, что совершенное ими самоубийство говорит о принадлежности к группе социальных изгоев «Мафия в плащах», участники которой были увлечены готической культурой. Самое распространенное объяснение мотивации — это месть за издевательства со стороны одноклассников.

После случившегося многие школы ввели правило «нулевой терпимости» по отношению к деструктивному поведению и угрозам со стороны учащихся. Стрельба в школах — реальность и очень страшная тенденция, которая уже давно вышла за рамки Соединенных Штатов, и стала трагичной частью общества и в других странах, в частности и в России.

Российские подражатели и обиженные подростки


На территории России первое событие, которое впоследствии стало проявлением «school shooting», произошло в 2014 году в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы. С того момента было зафиксировано приблизительно 22 случая с применением оружия в школах.  

Первый шутинг устроил учащийся 10 класса по имени Сергей. Мальчик преуспевал в учебе и отличался особой заинтересованностью точными науками, спортом, любил кино, обладал спокойным и неконфликтным темпераментом, споры и дискуссии для него были чем-то бессмысленным и неинтересным. Такую характеристику предоставил суду адвокат Сергея, что подтвердили все, кто знал подростка. Никто не ожидал, что 3 февраля мальчик при входе в школу достанет оружие и сразу приступит к угрозам охраннику, а после, ученикам и учителям. Накануне Сергей выкрал у отца ключи от сейфа, где тот хранил ружье для охоты, написал стихотворение на английском языке, которое позже посчитали предсмертным, и сделал рассылку сообщения со следующим содержанием: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Сдаться полиции его уговорил отец. В ходе судебного процесса Сергей заявил, что хотел просто поговорить с однокашниками и покончить с собой. Его признали невменяемым и, соответственно, виновным.

Хотя холодное оружие не всегда включают в официальную статистику, его применение не меняет сути происходящего. Трагическую поножовщину в Перми признали связанной с массовым убийством в «Колумбайн». Это произошло 15 января 2018 года. Два подростка 15 лет с ножами напали на учеников 4 класса школы № 127 во время урока труда. Выжившие после случившегося говорили, что нападавшие Александр и Лев были ярыми фанатами Эрика и Дилана из «Колумбайн». На личных страницах в социальных сетях они выкладывали материалы, посвященные трагедии 1999 года, много времени уделяли расследованию их поступков и хронологии событий. Аналогично им пермяки изначально хотели взорвать школу самодельными взрывными устройствами. Других причин ни родные, ни свидетели не обозначили.

Эти события — не единственный пример использования холодного оружия. Так, школьник из Улан-Удэ напал на учительницу и одноклассников с топором. Антон пришел в школу № 5 в маске, коктейлем Молотова и бытовым оружием. Действовать он начал, как только зашел в класс: бросил воспламеняющуюся смесь, следом напал на учителя литературы. Ранив 7 человек, мальчик попытался покончить с собой: ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, однако остался жив.

Оценки Антона не были удовлетворительными, однако никто из его окружения не замечал проявления агрессии: в драках не участвовал, не издевался над другими, в целом, был спокойным учеником. Однако подросток дружил с компанией ребят, которая была заинтересована в нацистском движении. Возможно именно эти взгляды и убеждения были главной движущей силой и мотивацией. 

В том же году осенью произошла стрельба в Керченском политехническом колледже, за которой последовал взрыв самодельного устройства. В результате погиб 21 человек, событие взяло свое «первенство» по количеству жертв в России. После совершения преступления восемнадцатилетний студент колледжа Владислав Росляков покончил с собой в помещении библиотеки.

Из очевидных причин, которые могли бы толкнуть его на такой поступок, были издевательства со стороны сверстников. За некоторое время до событий Владислав приобрел помповое ружье Hatsan Escort и прошел полноценный курс по его использованию и технике безопасности. Из-за использования огнестрела и взрывного устройства следствие посчитало его очередным фанатом преступников из Америки, кроме того, экспертиза выяснила, что его внешний вид являлся подражанием изображению Эрика Харриса в кинофильмах и других материалах. 

Стрельба и нападения со стороны подростков и учащихся способствовали широкому обсуждению уровня безопасности в учебных организациях. После первого шутинга по всей Московской области прошла волна проверок со стороны прокуратуры, в ходе которых были обнаружены многочисленные нарушения общих правил: отсутствие пропускной системы, просроченные договоры с охранными организациями, неисправные тревожные кнопки. Корни проблемы кроются не только в безопасности школ и охране, но и в психологических причинах, из-за которых подростки идут на такую жестокость.

Неизвестные мотивы


Судебные процессы и вынесение приговора стрелкам-подросткам длятся дольше, чем разбирательства со взрослыми преступниками. Каждый из осужденных обязан пройти психологическое обследование, в ходе которого устанавливается главная мотивация. Часто их не оглашают публично, а заседания в большинстве случаев закрыты и строго конфиденциальны. Ближайшее окружение преступника только предполагает о возможных причинах и помогает следствию сформировать полноценное представление о психическом и эмоциональном состоянии стрелка. 

Большинство нападений — следствие конфликтов в семье и личного негативного отношения к одноклассникам и учителям. Журналисты и специалисты выяснили, что акты нападения по всему миру схожи в одном: ученики планируют нападение, но не слишком тщательно, так стрельба становится беспорядочной и хаотичной, а не прицельной. Поэтому составление общего психологического портрета преступника невозможно. Некоторые из них родились и выросли в полных, достаточно обеспеченных семьях, другие — из малообеспеченного слоя общества, третьи имели психические расстройства, последние вовсе были здоровы и не имели никаких признаков скрытой жестокости. 

После трагедии в Колорадо Секретная служба США с помощью департамента образования начали изучать психологический аспект происшествий и составлять психологический портрет, который позволит специалистам в ходе консультирования выявить уязвимых перед агрессией и жестокостью учеников, предотвратить стрельбу. В 2004 году организации предоставили отчет, в котором рассмотрели более 30 случаев расстрела в школах за 20 век. Вот, что они выяснили:

  • проявление насилия не является импульсивным и внезапным, его можно предугадать, если тщательно наблюдать за учениками с привлечением психологов;
  • минимум один одноклассник или друг из постороннего окружения предупреждены о том, что произойдет нападение;
  • стрелки в течение длительного времени боролись с трудностями, травмирующими событиями бытового и личного характера;
  • главной причиной проявления жестокости являются издевательства, буллинг и угрозы;
  • некоторые преступники имели доступ к оружию до нападения.

Некоторые специалисты отмечают, что несмотря на то, что психологические проблемы у нападавшего — не редкость, это не основная причина действий, но определенный фактор риска. Депрессия, симптомы ранней шизофрении или тревожных расстройств снижают способность ученика адекватно справляться с трудностями. Многие, хотя и не все преступники, имеют детские травмы: психологическое или эмоциональное насилие, алкогольные зависимости у родителей, потеря близких родственников. Например, стрелок из Паркленда во Флориде за год до нападения потерял приемных родителей.

Чувство одиночества, жизнь изгоем в школе и в семье, насмешки и жестокость тоже могут сыграть свою роль. Исследование показало, что почти три четверти школьных стрелков так или иначе подвергались буллингу в школе и дома. Все это приводит к маргинализации детей. У них нет «якоря», плотной связи со взрослыми или друзьями, нападающие плохо относятся в первую очередь к самому себе, не понимают, чего они хотят от жизни и винят в этом остальных. Отчаяние со временем превращается в страшную силу: гнев, который становится главным катализатором и мотиватором жестокости.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы исключить или отстранить от занятий потенциальную угрозу, а в оказании необходимой помощи и усилении безопасности школ. Именно это поможет специалистам предотвратить будущие нападения.

Загрузить еще