Мнения

Легенда №17

Григорий Константинопольский Григорий Константинопольский
Режиссер Григорий Константинопольский рассказывает о новинках кинопроката. Смотреть кино или нет — выбирать вам.

Совершенно не могу комментировать такие фильмы…Ярчайший пример продюсерского кино… Фильм плох? Да нет,хорош. И все в нем хорошо, профессионально и красочно. Да и смотреть его интересно…

Режиссер Коля Лебедев – восхитительно профессионален…

И актеры, и съемка, и все круто, и по высшему разряду (если речь идет о качестве продукта)…Вот есть автомобили класса “люкс”, а теперь появились фильмы люкс-категории, киносупер-комфорт, бизнес-класс…. И Козловский прекрасен, и Меньшиков хорош, да и все остальные тоже… Но… А какие собственно «НО»? Разве может такое кино всерьез тронуть ??? Разве ты сопереживаешь по-настоящему кому-нибудь из героев??? Разве остается устойчивое послевкусие после такого фильма??? Нет, это киноне трогает – оно держит в напряжении — да, но это разные вещи…

И еще очень важно — что кино декларирует… А кино это— новой формации — появившееся в конце нулевых, призванное с одной стороны развлекать — собрать кассу (единственный смысл сегодняшнего бытия), а с другой (и это выходит сегодня уже на первый план) — прославлять Нашу ВеликуюРодину (то есть не просто родину, но именно что Великую – поскольку сделано исключительно за большие гос. деньги), о ком бы (о чем бы) это кино ни было…

В таком кино обязательно звучит гимн, а если его нет, то есть устойчивое ощущение, что все-таки вот-вот и заиграет…

В таких фильмах злодеи всегда шаржировано пластмассовые и все чащене русские … И все здесьусловно правдивое: сам градус существования людей пафосно завышен… «Спасибо, что живой», «В августе восьмого», и вот теперь «Легенда»… Глянцевые картинки, глянцевые герои, глянцевые злодеи,глянцевые события, глянцевая страна, глянцевая эпоха. Постановочный размах – обязателен, иначе не люкс. Продюсеры,сделав серьезные лица, называют такое кино – жанровым, но жанр здесь сродни бухгалтерским отчетам – ведь и они бывают завораживающе красивыми.

В таких фильмах может идти речь о режиссуре, как о поиске новых выразительных средств, чтоб было «про сердце», чтоб до слез ??? Нет, конечно! Да и кому они (эти средства) сегоднянужны??!!Сегодня речь идет исключительноо ремесле— такие фильмы снимаются только для того, чтобы быть в обойме (я говорю сейчас о режиссерах), иметь возможность и дальшеснимать кино с большим бюджетом, хоть исовершенно не важно о чем… А как же «нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой»???… Видимо сегодня уже не актуально… Очевидно, чтосегодня актуальна фраза из «99 франков» — «он считался профессионалом – то есть был послушным и управляемым»… Это идеальный образ сегодняшнего режиссера. На самом же деле, профессия режиссера подразумевает, что все мы реализуем собственные комплексы, и за счет фильмов избавляемся от них, пытаясь стать лучше и сделать мир лучше вокруг нас, наполнить его добром и любовью…

Вот мне интересно – какие комплексы Коля реализовывал, когда снимал этот фильм ? Что он хотел победить в себе? Что дать миру?

Кто-то из знакомых написал – «Лебедев, как и Харламов, преодолел себя и победил». Преодолелчто – авторские амбиции,ради 1 места в табелях бокс-офиса? Ради 1,5 тысяч экранов?Ради того, чтобы реализовать чужие мечты? Ради всего этого большого КОММЕРЧЕСКОГО успеха отказаться от собственного почерка? От собственных идей? От личного права (данного Богом вместе с талантом) менять мир и наполнять чужие сердца упоительной красотой, в одиночку противостоять злу и косности? Оно того стоит? «Ну, конечно, стоит!» – воскликнут иные милые люди — ведь послетакого-то грандиозного успеха, Лебедев сможет теперь вообще снять все, что захочет, и к нему еще выстроится очередь из продюсеров с бюджетами… Да выстроится – а что он дальше-то снимать будет???…

Мой учитель, Ролан Быков говорил: “конъюнктура, это не рюкзачок, который ты можешь снять, когда тебе уже наконец представилась возможность делать что ты хочешь, а горб, который прирастает к тебе навсегда, и от которого ты уже никогда не сможешь избавиться. Так и будешь делать конъюнктуру.” Помните Илью Ильича – « Ну заработаетэтот господинеще сто Обломовок. А зачем? Все думают о том Как жить, а Зачем жить – никто не хочет думать». Пишу это, так как отношусь к Лебедеву с большим уважением – ведь у него были и свой почерк, и свой особый узнаваемый стиль, которого нет в этом фильме, на мой субъективный взгляд. Но, с другой стороны, во-первых, не всем дано быть бунтарями, бойцами и безумцами, и требовать (ждать) этого от взрослогочеловека, у которого есть семья и ее надо кормить — не правильно. Каждый из нас имеет право оху@@ть от этой жизни, тем более, что сегодня личностное видение, новаторство – совсем никак не востребовано и даже считается в киносреде дурным тоном. А, во-вторых, в течении жизни мы все проходим разные трудныеэтапы. Я слышал его интервью на Коммерсант FM — Коля вкрадчивоговорил о том, с каким лицом вышел с его фильма Шойгу, и с каким лицом вышел Путин…Такая реализация комплексов?… И я честно признаюсь – завидую ему, что он так может… Я не могу. Это вот орежиссуре…

Ну, а продюсеры, понятно.. – они делают такие фильмы, конечно, только и исключительно для кассы, а патриотизм (лучше с большой буквы П) – гарантия на следующий супер гос. бюджет

Бизнес – ничего личного.Даи чиновникам различных киноведомств легче отчитаться за такие фильмы перед начальством, ведь они про сильное государство, а сила государства сегодня измеряетсяне комфортом, правами и гарантиямидля каждого Человека, а количеством забитых шайб в ворота заокеанского соперника. А что спорт —это разве плохо??? Да нет, это не плохо. Только речь не о спорте. Речь, конечно, о бизнесе. О, как мне жалко всегда, когда талантливое, своеобразное превращается просто в бизнес –в «ничего личного»… Всегда раздражает, например,в американском кинофинал неплохого фильма, где вдруг растроганная массовкарукоплещет победившим героям на фоне развивающегося звездно-полосатого флага, мы сразу перестаем верить во все это действо — так и здесь — все это неправда. Хотя в «Легенде»и соблюдена мера «приличия» прославления эпохи,и от возвышенной квасной риторики ещене тошнит–просто Коля Лебедев, правда, очень талантлив – но по сути все равно дела этоне меняет: комфорт- фильм, бизнес-класса про советский хоккей, как часть великой и прекрасной советской истории (системы), которая была настоящей и к которой не плохо бы и вернуться уже наконец (ну, нельзя не отметить некойнавязчивой ностальгии по советскому)… Примечательно, что герои такихфильмовпротивостоятэтой советской системе и даже вступают с ней в конфликт (Высоцкий, Харламов, Тарасов), но недостатки системы выглядят (подаются), как случайные и досадные недоработки, при достойной в целом поляне, как отдельные злодейские личности, но, по большому счету, советская система теперь выглядит вновь возлюбленной и единственно справедливой… И еще – интересен адресат, этих фильмов новой формации— молодежь, которая, скажем так — не знает, куда себя деть и за кем ей тянуться, которая пришла чисто культурно отдохнуть и развлечься – ей не надо помочь учитьсясамостоятельно думатьи оценивать действительность — упаси бог! Ей надо просто указать пример для подражания… То березка, то рябина, футбол-хоккей, с чего начинается родина,Юрий Гагарин, хохлома, Сталин,Валерий Харламов… — символы великого СССР (благо и гимн все тот же), какидеологический способ заполнить сегодняшнюю звенящую пустоту культа денег,прошлым Большим Стилем (конечно,всегда сильно приукрашенным).Это киноидеологическое и представители этойновой идеологии – чиновники всех мастей от Думы до ЖКХ, сотрудники всехсиловых ведомств, судьи и прокуроры – это кинодекларирует и вкусы, иценности, и мировоззрениеэтой новой российской элиты. Жаль у Харламова в этом фильме кроме тренера Тарасова нет еще и духовника — скромного и гонимого отдельными представителями советской власти, священника – ваще было бы в тренде. В общем, с точки зрения коммерческого успеха, конкурентоспособного изделия (это вам уже не жеребятина от камедиклаба, а красивоепатриотическое кино, которое побило в прокате американское), а так же с точки зрения карьеры(как кино чиновника) – это оглушительная и безусловная победа. Но, с точки зрения кино «про сердце» — лично для меня не убедительно.

Григорий Константинопольский в twitter:twitter.com/GKonstantinopol

Комментарии
Загрузить еще