Почему вокруг серийных убийц формируются фэндомы
Когда ты думаешь о фэндомах, первое, что приходит в голову — поклонники серии игр, фильмов, актеров или музыкантов. Тем не менее объектами обожания порой становятся самые неожиданные люди. Онлайн-сообщества, посвященные Теду Банди или Чикатило — распространены в социальных сетях. У какого-нибудь скопинского маньяка шансов устроить свою личную жизнь и жениться не меньше, чем у любого другого мужчины. В чем причина поклонения убийцам и к чему это приводит, — рассказывает Royal Cheese.
Поп-иконы
Онлайн-группы в социальных сетях — безопасное пространство для обсуждения деятельности преступников. Здесь говорят о внешнем образе, невиновности, иногда в комментариях прослеживается явная насмешка над жертвами или обсуждения сексуального влечения к серийному убийце.
Люди объединяются и романтизируют жестоких преступников на фоне поп-климата, в котором серийные убийцы предстают перед обществом в виде иконы. Например, в фильме «Красивый, плохой, злой» звезда Голливуда Зак Эфрон играет Теда Банди, который признался в зверских убийствах более 30 молодых девушек в 70-х годах. Вполне естественно, что зритель не может испытывать полного отвращения, поскольку злодея играет всеми любимый актер, у которого уже была сформирована большая фан-база. А в картине «Монстр» проститутка из Флориды Эйлин Уорнос (Шарлиз Терон), ставшая жестокой убийцей, представляется как некая феминистическая икона. Восторженные оценки зрителей и критиков изображают действительно жесткого человека в более позитивном свете. Реальность такова, что серийные убийцы стали частью культуры, заинтересованность в их жизнях, мотивах и преступлениях превратилась в многомиллионный бизнес, их имена упоминаются в фильмах, песнях и в других продуктах массовой культуры.
Однако этот факт не говорит о том, что крупная индустрия кино или шоу-бизнеса обожествляет и оправдывает их поступки, или вовсе причисляет себя к фэндому. Режиссеры и сценаристы берут на себя ответственность за информирование и изложение истории с самых разных точек зрения. Обожание, сексуальное влечение и столь ярую заинтересованность в жизни убийц объясняют куда более глубокие психологические причины, а кино, интернет и свободный доступ к любой информации помогают фанатам собственноручно найти фотографии мест преступлений и шокирующие подробности за считанные секунды.
Ты мой краш
В психологической практике есть термин «гибристофилия», который с греческого означает «совершить оскорбление против кого-то» в совокупности с сильной привязанностью и почитанием. Для более широкой публики феномен известен как синдром Бони и Клайда. Итак, это тип парафилии, модели сексуальных образов, при которой человек возбуждается, когда кто-то совершает насильственные или оскорбительные действия по отношению к другим. Чаще всего этот тип фанатизма проявляется у женщин.
Поскольку доступ к контакту с известными преступниками весьма ограничен, гибристофилия может проявляться в виде отношений, которые поддерживаются посредством отправленных или полученных писем, пока преступник находится в тюрьме, а также посредством почитания и поиска единомышленников. В некоторых случаях ситуация заходит слишком далеко, тогда фанат становится «учеником», а потом и подражателем. Несмотря на то, что явление освещается в искусстве, клиническая сторона не была изучена до конца. Одним из самых популярных объектов гибристофилии в истории является Тед Банди. Длительные судебные заседания привлекали толпы женщин. Убийца за все время пребывания в тюрьме получил сотни и тысячи любовных писем, более того, с одной из девушек он ходил на «свидания», женился и зачал ребенка.
Некоторые считают, что прежде женское влечение к преступникам объяснялось самой идеей «идеального партнера», поскольку она всегда знает, где находится ее возлюбленный, эта модель превращается в управляемый и безопасный вариант взаимоотношений. Кроме того, некоторые увлекаются жестокими мужчинами из-за их очевидного доминирования и мужественности. Не говоря уже о том, что преступники являются самыми настоящими мастерами манипуляций, при этом они не прилагают никаких усилий, чтобы добиться этого эффекта. Их образ кажется очаровательным или загадочным, а заинтересованность историями, убийствами, а иногда и одностороннее общение посредством писем отвлекает людей от того, что они считают скучной жизнью.
Автор книги «Женщины, которые любят мужчин, которые убивают» Шейла Айзенберг выяснила, что женщины, которые видят в убийцах потенциального любовника или мужа, в прошлом пережили опыт жестокого обращения. Некоторые из них выходили за рамки обсуждения жизни популярных маньяков и ходили на свидания в местные тюрьмы в поисках своей любви. Так, они чувствовали себя в безопасности под контролем мужчин за решеткой. Например, Дженни Курпен вышла замуж за маньяка, расчленившего журналистку. Свои чувства девушка объяснила достаточно просто: женской жертвенностью, которая похожа на потребность в предельно выраженной любви.
«Битцевский маньяк» Александр Пичушкин, осужденный за убийство более 50 человек, привлек внимание общественности. Некоторые осуждали его, однако другие прониклись глубокой симпатией. Самая популярная группа «Александр Пичушкин. Битцевский гамбит» в социальной сети «ВКонтакте» насчитывает практически 3 тысячи подписчиков. Здесь пользователи публикуют его детские фотографии, обсуждают мотивы, восхищаются его «разносторонней» личностью. 19-летняя девушка из Рязани в течение некоторого времени борется с желанием «написать Пичушкину», но стесняется:
«Для меня он интересная личность. Способ убийства у него не такой, как у других убийц. Внешность конечно же привлекательная. Интересно узнать, какой он в общении, да и вообще какой он человек»
Фанаты собираются и гуляют по «любимым местам», где убийца совершал свои преступления, также под постами можно встретить подобные комментарии: «Пичушкин — нормальный мужик. Правильный», «Пичушкин — наш Президент!». Пользователи посвящают ему картины, стихи, а иногда восхищаются не только внешностью, но и мастерством совершения преступлений.
Феномен почитания и преклонения существует достаточно давно и со временем не исчезает. Совсем недавно российские пользователи социальных сетей застали этап формирования фанатской базы казанского стрелка Ильназа Галявиева. Нет ничего привлекательного в том, что подросток устроил стрельбу в школе и убил 9 человек. Тем не менее в сети активно появляются фан-аккаунты, участники считают его красивым, милым, а некоторые и правым в своем поступке. В комментариях под публикациями TikTok поклонницы пишут: «Краш, но плохо поступил», «Какой красивый, я дождусь его, если пожизненно не посадят». Похожая ситуация возникла и в случае со студентом из США Питером Манфредония, которого обвиняют в деле об убийствах и похищении. Девушки считают его невероятно красивым и милым. Другие пользователи осуждают подобную позицию, поскольку это только романтизирует жестокость и поощряет действия убийц.
Идея иллюзии или реальное сближение с убийцами приобщает людей к дурной славе, которая кажется достаточно привлекательной. Это можно сравнить с участием в фантазийной жизни. Порой гибристофилию связывают с синдромом Красной Шапочки, то есть увлечением темным, угрожающим и жестоким. Это понятие считается более широким и подразумевает интерес не только со стороны женщин, но и мужчин, которые не испытывают физического влечения.
Подражатели
История фан-базы серийных убийц не заканчивается на сексуальном влечении и почитании. Фанаты отчаянно пытаются оправдать кумира, разобраться в деталях, а некоторые считают его действия истинными и правильными. Одним из самых крупных «фэндомов» в России принято считать почитателей Чикатило. Несмотря на то, что он был казнен еще в 1994 году, до сих пор есть группы в социальной сети «ВКонтакте», где пользователи обсуждают заговоры и мистические обстоятельства, вследствие которых дело Андрея Романовича было сфабриковано. Его фанаты мистически настроены, ни раз они обращались к шаманам и язычникам для того, чтобы выяснить обстоятельства его деятельности и задержания. В 2012 году тунгусский колдун вошел в транс и якобы поведал правду о том, как именно его подставили. Подробности были опубликованы в группе, которая с тех пор не обновляет контент:
«Выйдя из магазина, к Андрею подбежала маленькая девочка и попросила пройти с ним. Она сказала, что покажет ему что-то интересное и ей нужна помощь. Добрый Андрей Романович согласился и пошел за девочкой. Используя растерянность, она набросила сзади на него веревку и начала душить. Бедный Андрей Романович, из последних сил схватил лежавший на полу камень и ударил девочку по голове. Она потеряла сознание. Перепуганный Чикатило, не мог допустить, чтобы эта злая маленькая маньячка добралась еще до кого-то. Он ее задушил той же веревкой, которой она его хотела убить»
Некоторые придерживаются мнения, что Чикатило — жертва советского режима. Якобы власти таким образом пытали жертв «экспериментов» и «повесили» свои преступления на невиновного человека. Другая часть сообщества оплакивает убийство «невинного», более того, 14 февраля, в день, когда он был казнен, фанаты посылают друг другу валентинки с фотографией Чикатило. Как правило, эти два вида не причиняют никому вреда, хотя подобное поведение не считается признаком нормального состояния психики.
Однако есть еще один тип: подражатели. В этом случае человек не только чувствует эмоциональную близость с убийцей, отражение его состояния и поступков в самом себе, но и считает, что обязан продолжить его дело, а в некоторых случаях, затмить «учителя». Первые действия, которые сильно напоминали убийства Чикатило, начались еще в 1986 году. Константин Черемушкин задушил 22-летнюю студентку в городе Батайск и попытался сжечь ее тело. В обществе ему дали прозвище «Батайский убийца» и «Двойник Чикатило», однако его связь с Андреем так и не была установлена. Именно расстрел Чикатило дал толчок не только к обсуждению теорий заговора, но и к новой волне убийств по всей Ростовской области. Первой жертвой ярого фаната по имени Владимир Муханкин была 50-летняя женщина. Она была изнасилована и убита в городе Шахты. Маньяк скрывался до 95 года, после нападения на женщину с ребенком. Маленькой девочке удалось убежать и позвать на помощь. Во время допросов Владимир признался не только во всех преступлениях, но и сказал, что искренне считает себя последователем и учеником Чикатило. Долгое время мужчина собирал фотографии и материалы о нем, а после расстрела взял на себя обязанность продолжить его «великое дело». Специалисты опрашивали родственников и знакомых и выяснили, что склонность к жестокости и садизму мужчина начал проявлять еще в подростковом возрасте: он издевался над животными.
С одной стороны, люди могут почитать убийц, потому что их образы загадочны и сочетают в себе головоломки, которые фанаты хотят разгадать. С другой, действия маньяка могут послужить катализатором для человека, у которого ранее имелись серьезные проблемы с психикой, что ведет за собой новые убийства. А фанаты, в свою очередь, начинают забывать, что серийные убийцы и другие преступники редко принимают образ умного Ганнибала Лектера, как в «Молчании ягнят». Это эмоционально и психически поврежденные люди, которыми движет страсть к насилию, мести и убийствам.